Давайте делать паузы в словах

Елена Тихонова-Соловьева
Посовещалась со своим внутренним Я и таки решила высказаться. Невозможно пройти мимо такого неординарного явления, как новый клип Димаша. Название композиции, режиссер, стиль не имеют значения ибо клип нашего человека - всегда явление. Неординарное и неповторимое.

Давайте делать просто тишину,
Мы слишком любим собственные речи,
И из-за них не слышно никому
Своих друзей на самой близкой встрече…


Горячо, очень горячо и еще горячее. Пожалуй именно так можно охарактеризовать страсти, разгоревшиеся вокруг клипа «Знай». Полярность мнений невообразимая. От «минус плинтус» до «космос». Во всяком случае, никто не остался равнодушным. Никто не прошел мимо. И уже в этом — победа!

Разворошить муравейник устоявшихся предпочтений удается не всегда. И не всем. Далеко не каждому творческому сообществу дано внести разброд и шатания в ряды современников.

Недавно услышала интересную мысль интересного композитора. Казахстанского Моцарта*. Кроме классической и академической, Рахат-Би успешно создает музыку пауз. Музыку, где тишина становится полноправным участником действа. Дословно не стану цитировать, но смысл таков: самое абстрактное из искусств — это музыка.
То есть каждый волен наполнять звукоряд своим смыслом. Вот она, драгоценная шкатулочка. Сокровищница твоих чувств, переживаний, опыта, свершений, планов, мотиваций. Получи и распишись. Теперь только от тебя зависит, насколько ценным и полным будет ее содержимое.

Все идет от печки. От уровня нашего сознания. От готовности воспринимать новое, сохраняя лучшее из старого. Таким прорывом в мире клипостроения стал ролик «Знай». Только человеку, бредящему музыкой 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году, 20 лет подряд без перерыва, дано порождать иные форматы. Прокладывать мосты между континентами, культурами, уровнями сознания, социальными статусами.

Уровень команды (экипажа, связки альпинистов, квартета) всегда оценивается по слабому звену. Самым неслабым звеном в связке Крутой — Гуцериев — Бадоев — Кудайберген, подавляющим большинством голосов, признан Димаш. Дальше идут варианты. Но не в них суть. Дело в том, что на фоне мощного лидера, слабости остальных участников вырастают до невообразимых размеров. Бросаются в глаза. Каждый промах — в строку. Маленький недолет видится почти катастрофой. Несовпадение с ожидаемым превращается в разрыв шаблона. И тут начинается раздвоение:
— а так уж устарел прежний шаблон?
— а так уж совершенен шаблон новый?

Все-таки старый, слегка подкрашенный или кардинально измененный, шаблон остается шаблоном. Набором устаканившихся мыслей, чувств, восприятий. И ах как страшно шагать в неизвестность, покидать прикормленное место. Испытывать новые веяния на вкус, на цвет, на запах.

Возможно не все идеально в «Знай». Ведь знание вечно, а постижение его — радостно. Уверена, что новые поколения снова и снова будут транслировать свое видение этой композиции. Примерно так, как это произошло с «Адажио» Альбинони. Сколько десятилетий его исполняют в различных аранжировках, музыкальных формах, режиссерских решениях. Несть им числа. Похоже, что клип «Know» — это первый шаг. Шажок. Шажочек. Отправная точка на долгом пути трактовок. Будут новые стихи, новые режиссерские решения и новые визуальные концепции. И это здорово! В этом весь цимус творческого начала. Начала, у которого не бывает середины и окончания.

Все время мучает слово "красиво". Что это значит? По большей части - привлекательная форма. Зачастую изящный мираж. Лже-красота. Приторная красивость. Истинная красота, та самая, что заставляет свершать немыслимое, обязательно несет в себе духовное начало. Зерно. Энергию любви. Вот на этот крючок и попадаемся. Ведемся. Бежим, спотыкаясь, чтобы припасть к источнику.

Судьба вручает нам заготовки картинок. Силуэты отношений. Абрисы, по которым мы сами расцвечиваем картину своей жизни. Создаем по своему разумению, настроению, качествам. Божественная поддержка Эвтерпы* помогает внести дополнительные штрихи, подчеркнуть нюансы, рассеять морок заблуждений.

Творческий квартет доверил нам свой вариант «Знай». Теперь ничто не мешает адаптировать его к реалиям своей жизни. Даже если он не задел, не зацепил, не впечатлил или откровенно разочаровал, все равно клип родился и не пройдет по касательной. Так или иначе станет частью нашей жизни. Как все, к чему прикоснулась рука творца. Говорят, что от любви до ненависти… Но ведь и от ненависти до любви ни миллиметром больше.


*ссылка на событие https://www.youtube.com/watch?v=aD6mxowLhi8

*Песня Андрея Макаревича

*Абдысагин Рахат-Би Толегенулы (02.02.1999 г.р.) — композитор и пианист, магистр искусствоведческих наук. Победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» (2017) СМИ его часто называют «казахским Моцартом»

*Эвтерпа (др.-греч. «увеселяющая») — муза лирической поэзии и музыки