И зацветет миндальное дерево

Елена Тихонова-Соловьева
Страсти и битва мнение вокруг Passione. Им нет и не будет конца. Поскольку у каждого из нас своя история жизни. Свой опыт. Свои наработки. Но если общения взаимовежливо, то можно узнать немало нового и интересного. Некоторые мысли по поводу премьеры.

Кто очистит душу от страстей,
увидит Его сущность.
Руми
Первые впечатление от потери равновесия всегда ошеломляющи. И не всегда приятны. Кому понравится выходить за рамки комфорта. Физического или душевного. Причинять радость приходится трепетно и осторожно. С точным соблюдением дозировки.

Хотим мы это признать или нет, но приучены, привязаны, приклеены к неким условным понятиям. Дежурным маркерам. И выпадаем в осадок при встрече со всем непривычным. Но стоит необычности получить ярлычок (желательно позаковыристей), как наше равновесие возвращается. Галопом. Дружным подскоком. Ну как же, это ведь трансцендентность! энигма! когнитивный диссонанс! синергия! Ясно-понятно. Хотя ничуть не понятно, что это такое и с чем его едят. Зато появилась точка опоры.

Так и с «Passione». Сознание судорожно пытается расставить вешки, наклеить ярлычки, маркировать всеми возможными способами. Вот православные каноны, тут эстрадные тональности, колокольный звон, мимолетно проскочили темы мюзикла… Да и оформление сцены впечатляет. Не намекает — впрямую говорит о возрождении искусства. О Ренессансе нашего времени. Полтора такта вступления и ты понимаешь, что попал, влип, встрял в другое измерение.

Простота vs* вычурности. Слабовольное потакание страстям против желания идти высоким путем. Свобода против привязанности к пламенеющей чувственности. Из глубины веков, из поколения в поколение люди одержимы жаждой власти, жадностью, яростью, гордыней, завистью. Об этом сказано в описании кругов дантевского ада. Об этом кричат картины Босха и фрески Микеланджело, где обнаженные тела сплетены, скручены, спрессованы в объятиях. Досуха выжаты силой вожделения.

Чувственные придыхания сладкозвучной ундины на сцене, сродни призывам Партенопе. Этой грозы всех моряков, предводительницы русалок и, по совместительству, основательницы славного Неаполя. Кроваво-красные губы, яростные воззвания, нарастающая сила искушения. И как противостояние всем этим сложностям — простая чистота ребенка. Девочка как созидательное, женское начало в своем первозданном виде.

Прелестное дитя легко подводит черту под страстями. Оно никого не судит, просто так живет. И самим фактом своего существования останавливает у последней черты. Вынуждает заглянуть в глаза собственной совести. Незатейливой песенкой, легким движением руки малышка освобождает разум, стирает пелену самости. В мгновение ока испаряется идея, что мир нам крупно задолжал. И это так просто и непросто, что невозможно понять сразу. Принять очевидное. Смириться с истиной.

И снова о непонятном. О голосе, имя которому — трансцендентный. О вокализе, который открывает выход в открытый космос. Или в галактический рукав, который, как телескопический трап аэропорта, прокладывает дорогу между мирами.

Никак не могла уловить ассоциации этого перехода. Что-то знакомое и ускользающее. Пока не поймала мысль за хвост — это же Оскар Уальд и его Кентерберийской привидение! Повесть о несчастном создании, запутавшемся в сети собственных страстей и триста лет мятущемся между небом и землей. Сказание о бывшем человеке, единственной радостью которого осталась месть живущим и наслаждение их страхом. Страдание, порождающее страдание. Порочный круг, разомкнуть который дано лишь чистой, сострадательной душе.

Непрост и нелегок подвиг милосердия. Нужно быть отважным, чтобы не испугаться чудовищ гордыни, ярости, зависти, искушения, которые будут нашептывать прельстительные мысли. Нужно быть свободным, чтобы преодолеть все страхи и искушения перехода между мирами. Этого таинственного коридора вечности. Зато счастье освобождения порождает невиданный поток светлой радости. Столь мощный, что даже сухое миндальное дерево наполнится живительными соками и расцветет. Такова очищающая сила Любви. Чувства, что сильнее жизни и смерти. И, как сказано в повести дерзкого ирландца, это событие сопровождалось звуками неземной музыки. Актуально, не правда ли?

Роль звука в нашей жизни и Голос, порождающий новую реальность. Мы настолько привыкли совмещать картинку и звуковое сопровождение, что не мыслим одно без другого. Кажется, что это само собой разумеется — союз, в котором лидирует видеоряд, а звук играет вспомогательную роль. Но теперь все стало с ног на голову (или наоборот). Оказалось, что из звука может рождаться образ. Даже целые картины. От карандашных эскизов до эпических полотен. Более того, голосом создаются не просто трехмерные пространства, а целые миры. Если это, конечно, Голос.

Несмотря на расчеты, прикидки, шаблонные убеждения банкиров-от-искусства, общество остро реагирует на настоящее. Подлинное. Не таящееся за условностями жанра. Когда на сцену (любую) выходит наш человек, то его уже ждут. С нетерпением. На низком старте. Независимо от страны, континента и возможности лично приехать на концерт. Ждут у входа на стадион. У телевизора. У монитора. Со смартфоном наперевес. Такого положения, такого пристального внимания можно добиться только искренностью. В творчестве и в жизни. Как живешь, о чем думаешь,к чему стремишься, чем дышишь - так и поешь.

Порой хочется, подобно Маяковскому, крикнуть шоу-дельцам: послушайте! Если сердца зажигаются, значит это кому-нибудь нужно! Может пора уже признать лидирующую, воспитательную роль искусства и перестать считать публику пиплом, который все схавает? Поверьте, искреннее и самоотверженное продюсирование еще никого не сделало бедным. Все же вначале должна быть Музыка, а уже потом доллар. Именно Музыка не позволит идти против совести. Даст сил не прогибаться под обстоятельства. Откроет новые горизонты.

Бывает и так: достойное выступление оставляет в недоумении. Отправляет в мир серого равнодушия. Даже разочарования. Но ведь чтобы аплодировать, нужны две ладони. Чтобы свершилось чудо взаимопонимания, нужно взаимодействие Артиста и Зрителя. Не цепляет тогда, когда подспудно выстраиваем свои ожидания, свой табель о рангах. Когда пытаемся загнать Голос в собственные представления о творчестве и разочаровываемся, если Артист легко выходит за флажки наших ожиданий. Идет своим путем.

К тому же делает это мощно, уверенно и трогательно. Нежная сила. Любящая и сострадательная неумолимость истины, которая раскрывается перед тобой во всей полноте. Как расцветшее сухое миндальное дерево.


*ссылка на событие https://www.youtube.com/watch?v=8QtI_fpTIxc

*vs — сокращение от визави; (фр. vis-;-vis — «лицом к лицу») — напротив, друг против друга; оппонент.