Взятие снежного городка

Елена Тихонова-Соловьева
Больше песен, больше концертов, больше клипов и не только - во что это может вылиться? Как далеко шагнет содружество талантов в искусстве? Попытка объять необъятное. Анализ событий с самонадеянным уклоном в прорицательство.

Слаженная команда Игоря Крутого устроила баттл в честь дня рождения капитана: приступом, легко и непринужденно взяла цитадель рационального цинизма и водрузила на нем флаг искусства. А ведь казалось, что этот форт-нокс непобедим и вечен. Как вечна любовь к деньгам.

Сначала о печальном. О наледях, скользких местах, кочках и буераках в сфере развлечений. Не смотря на внешнюю легкомысленность бизнеса, нравы царят суровые как сибирская зима. Схватки амбиций. Сплочение в стаи товарищей. Подставы и прочее неспортивное поведение тоже имеют место быть.

Искусство не может быть самоцелью. Средством восхождения на «олимпы» собственного величия (разной степени амбициозности). Искусство - это оружие Просвещения. Просветления умов. Отсюда вывод: сам просветитель должен держать свой ум в кристальной чистоте. Иначе не избежать искажений, заблуждений, тупиковых результатов. Чем чище мышление — тем большую аудиторию ему доверит небесная канцелярия. Так что нет смысла жаловаться на отсутствие признания или неблагодарность публики. Есть только ты и твое творчество. Если оно созидательно, то зритель, слушатель, читатель придет. Обязательно. В свое время. Все, что достойно выйти к людям, обязательно станет достоянием человечества. Или страны. Или узкого круга доброжелателей.

Новые времена несут с собой новые представления об искусстве. И об искусстве продюсирования в том числе. Импресарио, антрепренер, продюсер — занятия для нетривиально мыслящих личностей. Но, как со всяким творческим процессом, они со временем обросли некими наработками. Методиками. Шаблонами. Мир не стоит на месте, требуются новые решения. Новый взгляд на создание площадок для встреч Артиста со Зрителем. Мы пребываем в пространстве, где на выбор миллионов можно повлиять одним кликом. Без оглядки на часовые пояса, географические точки и языковые нестыковки. Был бы интернет, а остальное все приложится.

Продюсерский талант композитора Игоря Крутого позволяет ему начать наступление на мир рациональных решений. Дать бой узкому, зашоренному, ограниченному стилю мышления. Только истинная музыка вырывает нас из лап зацикленности. Возносит на новый уровень. Позволяет увидеть свою жизнь с высоты бескорыстной любви. Отделить мелкое, вторичное, сорняковое от первозданной радости.

В человеке — два начала: благородно человеческое и жестоко звериное. Одно из них, в конце концов, побеждает — «съедает» другое, подчинив его себе. По внешности человек выглядит как остальные. Но что взяло в нем верх — «человек» или «лев» ?
Руми*

Сурова и неприступна крепость шоу-бизнеса. Высоки его бастионы. Поэтому многое, именуемое ныне «искусством», приносит только уныние: форма есть, а зерна, солнечного зайчика любви — нет. Прогнали его. Вымели за ненадобностью.

Есть ли шанс вернуть искусство народу или все так безнадежно? До сих пор особых успехов не было. Царила патовая ситуация: или ты идешь своим путем, но вдали от большой эстрады. Или получаешь бонусы, славу, тугрики, но играешь по установленным правилам. И вот Рыцарь Сцены встретил своего Артиста и вместе у них получилось привлечь соратников, создать команду, в которой рациональность не мешает творческому началу.

Некогда король Артур усадил подданных за круглый стол и тем самым разрешил непримиримые противоречия, доходящие до бесконечных стычек. Тандем Продюсера и Голоса сгладил все острые углы, разрешил неразрешимые противоречия развития искусства в объятиях бизнеса.

Краеугольным камнем халтуры в организации шоу стало использование плюсовки. Где можно и где нельзя. Так плохой пианист маскирует игру мимо нот при помощи педали рояля. Моветон, мягко говоря. Да, аппаратура не всегда позволяет транслировать качественный живой звук. Да, могут быть накладки. Но тогда все странно получается: в других странах эти самых технические возможности имеются, а на просторе отечественного шоу-бизнеса они растворились в туманной дали?

В чем смысл посещения концерта, где вместо полноценного общения будет вымученная имитация контакта с залом? Ведь исполнение это всегда посыл зрителю и отзыв артисту. За билеты на фанерный концерт логично платить деньгами, напечатанными на ксероксе. Проще не портить себе настроение, остаться дома и посмотреть удачную, качественную запись.

Чем огорчает плюсовка? Казалось бы — радуйся и наслаждайся идеальным звучанием. Лучшим из возможных. А в это время артист — как некогда Великий Немой — изобразит картинку в лучшем виде.
Не знаю, как кому, а меня бы не порадовало дежурное объяснение в любви. Стандартные слова, затертые выражения, имитация чувств, приблизительно подходящих к ситуации.

К счастью, наш Голос заново проживает каждую встречу со Зрителем. Уникальную и неповторимую. Только здесь и сейчас. Да, иногда приходится переозвучивать видеоряд и это печалька. Для тех, кто у монитора или экрана. Но счастливчики, оказавшиеся на записи, становятся соучастниками. Подельниками. Свидетелями рождения обыкновенного чуда. Получают отнюдь не консервы, а настоящую, живую энергию. Впрочем, в исполнении нашего Голоса даже запись заряжена эмоциями под завязку.
Студийная запись — это потрясающие возможности и великая радость. Идеальный вариант для знакомства с творчеством, для воспоминаний, для подготовки к встрече на концерте. Но зачем ее обряжать в тогу живого звука?

Задолго до наступления микрофонной эры певцы не имели возможности лукавить. Они выходили к рампе и показывали публике свои таланты. Без подстраховки звукорежиссера.

Принято ссылаться на плотный график гастролей. Дескать перелеты, переезды, смены часовых поясов и т.п. Да — перелеты. Да — часовые пояса. А еще климат, накопившаяся усталость, эмоциональное выгорание. Но если не справляешься с нагрузкой, то составь посильный график. Пусть это будет один концерт, но концерт. А не говорящая голова.

К счастью, голограмма еще не получила доступного технического обеспечения. А то бы артисты театра и танцоры, тоже, отправляли бы вместо себя диск и устроители шоу «радовали» бы зрителя лазерной копией любимцев публики.

Но пока еще танцуют, читают со сцены, играют пьесы живьем. Без чудес лазерной техники. Грустно жить в мире, где цветы прекрасны, но лишены аромата. Фрукты привлекательны и безвкусны. Песни стандартны, как с конвейера, хотя и идеальны по звучанию.

Естественность артиста, его смелость быть открытым — таков секрет обаяния. Будь собой и люди к тебе потянутся. Или не потянутся. В любом случае красоты и «красоты» не скрыть. Лукавствующий надрывается под тяжестью личины. И все равно маска то и дело пытается соскользнуть. Природа норовит прорваться сквозь налепленные черты.

В чем отличие равнодушия от душевного равновесия? Ведь и то, и другое отличаются отсутствием ярких эмоций. Однако разница есть и существенная. Можно сказать — принципиальная. Первое — это жвачка, топтание на месте, существование. Второе — движение вперед. Неустанное, непрерывное, радостное, полнокровное. Несмотря на внешнюю сдержанность и умение держаться в рамках обыденности.

Бывает, что и хорош артист, и пригож, и голосом наделен, и вкусом не обижен. А не цепляет. И вся разница в некой неуловимости. Непонятно как ее назвать, за что ухватить. На самом деле, разница в наличии отсутствия точки роста. Потенциала. Зерна животворящего. Говоря простым одесским языком: яйцо из инкубатора и яйцо из-под наседки это две большие разницы. Пленницы конвейера не дают потомства. Цыпленок вылупляется только у гаремной курицы.

О замерзших талантах, о попытках устроиться в искусстве сказано более чем достаточно. Пришло время вернуться к команде дерзких реформаторов.

Любое глобальное начинание может свершаться лишь бессребрениками. Людьми не только бескорыстными, но и дальновидными. У них нет аллергии на денежные знаки, но и поклоняться золотому тельцу — не готовы. Более того, новаторы могут терпеть насмешки, поношения, жесткое противостояние во имя грядущих свершений. Как правило, благодарные потомки радостно пожинают плоды их трудов. И это самый благополучный вариант. Чаще всего отпрыски уверены, что булки растут на деревьях и «так было всегда».

Нет, не все свершается само собой. Только сильная личность с высокой мерой ответственности — если не я, то кто же! — вызывает огонь на себя.

Каждое выступление, каждая песня, каждый мини-спектакль нанизывают ожерелье из воспоминаний. И чем больше пройдено по жизни, тем драгоценней это колье.

Самые простые занятия, если они напоены любовью, создают свое измерение. Любовь к скорости сливает воедино пилота и болид*. Даже заготовка хвороста поглощает без остатка, учит человека понимать мир деревьев. Их жизнь, их ритм, их радости и горести. Любовь к сцене творит новый континуум* — пространство где есть место светлым посылам, добрым мыслям, кристально-искрящимся чувствам.

Хлеба и зрелищ требовал плебс на древнем римском форуме. Мы тоже нуждаемся в зрелищах, как в хлебе насущном. И это нормально. Только настоящие шоу дано создавать людям с большим сердцем. Тем, кто остается неизменно открытым в любом формате: будь это семейный междусобойчик или гала-концерт стадионного размаха.
Тем, чей взгляд дарит опору и радость независимо от величины разрешения: будь это экран смартфона или огромное LED-полотнище сцены.

Команда во главе с Продюсером и Голосом уже сказала свое слово в искусстве. В результате мы наслаждаемся слиянием вокальных приемов и инструментальных аранжировок в свободном, удивительно образном и всепокоряющем сочетании несочетаемого. Изящном скольжении на волнах оперы, джаза, рока, этники. Сплетении тесситур. Безвизовой миграции из одной техники в другую. И все это, на секундочку, в пределах одного образа. Одной композиции. Одного песенного действа.

Что ждет тандем победителей? Много работы. Напряженная подготовка к новым выступлениям. Реализация невиданных по дерзости проектов. Торжество созерцательной глубины над технической виртуозностью, при наличии этой самой виртуозности. Приоритет голоса и переживаний, порождаемых этим самым голосом.
И в перспективе, в далеком-далеком будущем — транспонирование в новую музыкальную реальность. Переход от лоскутной, разрозненной мировой музыкальной теории, состоящей из разноязыких ладов, темперированных строев, макомов, раг к единому началу. К изящным, легким, воздушно-прочным мостикам гармонии, перекинутым между разными представлениями о музыке.

Но это не сегодня. Не сейчас. Возможно, в неблизком будущем. Далеком и светлом (когда расхождение между тоникой и темперацией и цента ломанного не будут стоить*).
Пока же природа звука не обрела абсолютного слияния с математической канвой музыки. Хотя Сальери (устами Пушкина) гордо объявил о победе алгебры над гармонией, на самом деле до унисона еще ох как далеко. Не все укладывается в прокрустово ложе теории. Нет-нет да и проскочит тележный скрип в череде правильных аккордов.

Значит, музыкантам предстоит не только штурмовать крепости, но и погружаться в исследования. Искать новые пути. Создавать фундамент музыки нового тысячелетия.

*«Взятие снежного городка» — картина художника Василия Сурикова.

*Руми. «Дорога превращений». пер. Д. Щедровицкого

*Боли;д — гоночный автомобиль.

*Конти;нуум (от лат. continuum «непрерывное, сплошное») — обозначает некоторую сплошную среду.

*Тоника — музыкальный строй, использующий интервалы, построенные на основе обертонов. В результате получается гамма абсолютно гармоничная начальному тону, но только в пределах этой тональности. Без возможности перехода в другую тональность.

Темперация - темперированный музыкальный строй, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы, в европейской музыке — на двенадцать полутонов. Такой строй позволяет легко переходить из одной тональности в другую, но в некоторых случаях порождает неблагоприятное для нашего уха звучание. Разница между тоникой и темперацией измеряется в центах.
Цент (лат. centum — сто) — безразмерная единица отношения двух частот или значений границ музыкального интервала. 100 центов составляют один полутон, 50 центов половину полутона, 1200 центов октаву.