О Тритоне в Медном всаднике

Елена Шувалова
   В пушкинском «Медном всаднике» есть странные и загадочные стихи, например, такие:

И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружён.

   Почему-то город Петербург (Петрополь) соотносится у автора с сыном Посейдона, бывшим получеловеком-полурыбой? (По пояс – как раз человеческая часть).

   Тритон всплыл у Овидия в Метаморфозах в описании Девкалионова потопа, но здесь его всплытие означало убывание воды:

330. Моря недолог был гнев; сложив о трех зубьях оружье,

Воды владыка морской усмиряет и вставшего поверх

Волн голубого зовет Тритона, чьи отроду плечи

В алых ракушках, и дуть велит в трубицу морскую:

Этим он знак подает отозвать и потоки и волны.

   У Пушкина Тритон-Петрополь всплывает - наоборот -  при максимуме воды:

И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна.
                Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам! Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

    Так может, Тритон здесь присутствует как это самое божество?.. Возможно – как сам Пётр Первый?..

   Ведь другой известный Тритон является частью одноимённого фонтана в Петергофе. Тритон здесь интерпретируется как русский флот (или Пётр), чудовище – как шведская эскадра (или Карл). Вся скульптура посвящена созданию Балтийского флота. Задумана самим царём-реформатором, установлена уже после его смерти, в 1726 году.

    Тогда «божий гнев» - это гнев Петра? Ведь он был официально объявлен богом России всеми поэтами восемнадцатого столетия, начиная с Феофана Прокоповича. Значит, именно им и вызвано наводнение? Или – потоп, - как его называет Пушкин, - как в самой поэме, так и - до этого, - в письмах к брату в 1824 году. В письмах Поэт интерпретирует наводнение именно как Всемирный потоп, даже Ноя упоминает.

    А Девкалионов потоп,  упомянутый Овидием, был так же подобен этому библейскому потопу (или библейский – тому). В потопе этом спаслась одна благочестивая пара – Девкалион (сын титана Прометея) и его супруга Пирра. Как пишет историк Л.С. Ильинская, -  «С этой "новой полосы" человечества, пошедшей от Девкалиона и Пирры, начались в представлениях греков не просто новые поколения людей, но сама эллинская история, в которую вписывались герои, поставленные у истоков знатнейших аристократических родов. Ранее действовали только боги, титаны и их бессмертное или полубессмертное потомство, смертные же "безвестными уходили в мир Аида". *

   Таким образом, не совсем уместный Тритон в «Медном всаднике» даёт нам отсылку, с одной стороны, – к Овидию, с другой – к самому Петру. Кстати, если Тритон всплыл по пояс, то это может означать так же – всплытие Петра, - поскольку именно "Пётр" – «верхняя» часть слова "Петро-поль", или "Петро-град": сам град – под водой, а Пётр – снаружи; как – с другой стороны, - и Медный всадник:

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...

   Здесь, в последнем стихе, так же как бы ошибка: как можно основать город п о д   м о р е м?.. Такой город и мог быть основан только подводным царём – то есть, - Посейдоном или сыном его Тритоном…

   Тогда, получается, само наводнение как божье наказание и организовано - Петром?..

   Пётр - не только Медный всадник, но и - Тритон. Тритон - божество, которое "руководило" потопами...



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/11/17/1531
 







   


* Вопросы истории, 1982, № 1.