Прыжок в бездну
На завершающем этапе «холодной войны», атомная подводная лодка 671РТМ проекта отрабатывалась на учебном полигоне в Баренцевом море, перед выходом на боевое дежурство в Северную Атлантику. Поскольку для командира оно являлось первым, на борту в качестве старшего находился представитель штаба соединения, в прошлом опытный командир-подводник капитан 1 ранга Сергей Павлович Малацион.
В тот день проводились тренировки по срочному погружению корабля с ходу, что является сложным маневром для начинающих командиров. Глубины в данном районе моря достигали до 1000 метров. Погода, как почти всегда осенью в этих местах, была мерзкая. Низкая облачность, порывистый ветер, перемежающиеся дождем снежные «заряды», море до шести баллов.
На мостике идущего со скоростью десяти узлов корабля находились Малацион, командир и рулевой - сигнальщик.
По боевой тревоге, задраив рубочный люк, спустились в центральный пост.
Раздалась команда, - срочное погружение! Боцман, погружайся на глубину полста метров с дифферентом 3 градуса на нос! Опустить выдвижные устройства! Под кряканье ревунов, в цистерны главного балласта с гулом ворвалась забортная вода.
Однако стрелки глубиномеров центрального, остались неподвижными. Из первого, второго и концевых отсеков также поступают доклады, - глубина ноль! Командир и Малацион переглянулись.
- Ныряй еще,- дал добро последний.
- Погружаемся на глубину семьдесят метров! - выдал новый приказ командир.
Напряженно уставились на глубиномеры - их стрелки не шелохнулись. Доклады из отсеков, - глубина ноль!
- Что за чертовщина, бормотнул командир, - может принять дополнительный балласт?
- Отставить -, произнес старший, внимательно вглядываясь в подволок отсека, заплакавший мелкими каплями конденсата. В следующий момент в центральном посту раздался негромкий хлопок, и мгновенно вырубилось освещение. Палуба корабля начала стремительно уходить из-под ног со все нарастающим дифферентом.
Раздался звон лопающихся плафонов и стекол глубиномеров, грохот падающих приборов и ругань ушибленных ими подводников.
- Продуть среднюю! - заорал капитан 1 ранга.
Под рев воздуха высокого давления, ринувшегося в цистерны главного балласта, лодка вздрогнула и замедлила свое головокружительное скольжение. Дифферент выравнялся.
В призрачном свете врубившегося аварийного освещения и фосфоресцирующих приборов, лица моряков походили на маски мертвецов.
- Осмотреться в отсеках, доложить глубину! - продолжил командовать старший. - Командиру БЧ-5 в центральный!
Из первого и концевого отсеков поступили доклады - глубина сто восемьдесят метров, продолжает увеличиваться. С пульта ГЭУ сообщили о сбросе аварийной защиты реакторов обеих бортов.
- Продуть концевые, аварийное всплытие! - последовала очередная команда.
Снова рев воздуха, перепад давления в ушах, и через несколько минут лодку начало здорово болтать. Всплыли при отсутствии хода и остановке без энергетики ядерного сердца, а также всех главных корабельных систем.
Немедленно отдраили рубочный люк, запустили дизеля. Их бодрый рокот и неповторимый запах горячего соляра реанимировали субмарину.
Врубилось освещение, начала свистеть вентиляция, ожили другие механизмы.
Проступил легкий румянец и на мертвенных лицах. ГКП центрального поста работало в бешеном, но отлаженном ритме. Отдавались команды, получались доклады, анализировалась ситуация.
Через некоторое время запустили реактор и корабль вновь стал боеспособен.
Выяснилась и причина возникшей аварийной ситуации. Оказалась банальной.
Перед выходом в море, по халатности командира третьего дивизиона БЧ-5 не продули и проверили глубиномеры. Оставшаяся же там от предыдущего выхода морская вода кристаллизировалась в соль и они «закисли», не реагируя на изменение глубины при погружении.
В результате, считая, что лодка на поверхности и усиленно загоняя ее на глубину, командиры достигли отметки двухсот метров. Последующее же аварийное отключение реакторов могло привести к провалу субмарины на запредельную глубину с последующим разрушением корпуса и гибелью экипажа.
И если бы ни блестящие действия старшего на борту, команда повторила бы судьбу печально известной американской субмарины «Трешер», с той лишь разницей, что та затонула на боевом дежурстве, а наша в учебном полигоне.
Что было с несчастным командиром дивизиона история умалчивает, но кличку «манометр», он получил на всю оставшуюся службу.
© Copyright:
Реймен, 2019
Свидетельство о публикации №219111501453