Из разных лет 18

Татьяна Ригсельга
9 сентября 2012 года. Уже две недели (завтра) мы с мамой здесь, дома. Напряжение пережитого там, дороги, адаптация – кажется, немного спадает. Сегодня так хорошо поговорили с мамой – о Пряже, о родных, смотрели фотографии – оттуда… И хотя она уже их видела, сегодня – как впервые, такая реакция. Столько добрых (и разных) воспоминаний – о детстве, юности… Похоже, она тоже «приходит в себя».

22 сентября. 9 лет… И ни разу не пожалела. Хотя и грустно…

3 октября.      Паутинки, паутинки,
                Бабье лето…
                Значит, песенка моя
                Уже спета?
                Что-то времечко мое
                Быстро делось,
                Что-то песенка моя
                Быстро спелась…

6 октября. С листочков: Войнович: « Уже идет холодная гражданская война с горячими всплесками. Общество накалено» (сентябрь).

Крестная мамы – Анна Яковлевна Васильева (Лукина), (сказала Анна – Пряжа). Мама вспомнила, что перед замужеством ходила к ней советоваться (в Петрозаводске). Та сказала: «Любишь его, и он тебя – выходи. Знаешь, как тяжело жить с мужем без любви». Анна (наш разговор по телефону): «Ее отдали замуж без любви, за богатого. Она была красивая, добрая, умная…». Сестра Анны Катя часто бывала у нее…
Анна: «Миккидедя (кар.) – деда Миша, мамин дядя. Мама (разговор по этому поводу): жен в деревне звали по имени мужа. Ее мать – Алешикху (жена Алеши – Александра). Мужики в деревне звали Олешка.
Мама: Приехали с отцом из Салми в деревню Колатсельга корову покупать. Идут по деревне – все здороваются : «терве». Прошли, папа говорит: «стерва, стерва…» (шутя). В другой деревне купили корову Майку – первотелку…

20 октября. Было много всего…
            Только грел меня твой поцелуй,
            Тот, единственный, после десятков потерянных лет…
            (те, что в юности были, меня почему-то не грели).

            Вторая половина октября.
            Цветут цветы, не ведая печали,
            Как будто все еще в самом начале….
            Как хорошо не знать,  что впереди.

21 октября. На день рождения Машеньки «сюрпризом» приехали Анечка с Сергеем. Были в лесу за Волгой, у костра, под золотыми тополями… Машенька говорит – это был лучший ее день рождения… Сегодня они уже вернулись в Москву.

22 октября.  Забуду я все дружбы и любови,
             Что радость жизни не приносят боле.
             Одной богине я хочу служить,
             Ей имя – Радость.
                С нею – быть и быть!

31 октября. Хейнакуу – месяц сенокоса (заготовки сена), мама прочитала на календаре на финском языке.
Мама вспомнила (по случаю того, что Маша с Мишей сажали можжевельник) – из детства: ее мама  выметала печь перед тем, как посадить хлеб на под,  веничком из можжевельника,  на длинной березовой ручке.

7 ноября. Поистину праздник – с мамой вдвоем, и замечательный день! (неужели «сила намерения» так работает? Ведь и еще большее чудо - сегодня Алеша с Егоркой едут вместе).

Ноябрь:
Как краски осени о многом говорят… И с каждой осенью все пристальнее взгляд на эти листья, на цветы, на небо… И все неважней грань, где быль и небыль, когда оглядываешься назад…

Трепещутся последние листочки
Под ветром освежающим, предзимним.
И кажется, расставлены все точки,
И можно тихо доживать свое.
Но зреет в сердце что-то вроде бунта,
И крикнуть "нет!" так хочется кому-то…

18 ноября.
Выразила намерение – знать, зачем я сюда пришла ( и насколько моя жизнь соответствует этой цели? Услышала – от кого? – на 50-60%), и то, что хочу, чтобы моя жизнь соответствовала тому… (по методике Синельникова «Сила намерения»). До этого – 26 октября – о том, что хочу видеть Алешу с Егоркой вместе – счастливыми… Неожиданно через несколько дней «получилась» их совместная поездка в Кисловодск – через несколько месяцев, как они виделись… Правда, Алеша не особенно был рад после этой поездки – Егор много чего ему наговорил (что там говорят ему). Я их видела вместе – украдкой, на вокзале, когда они приехали (в последний раз – год назад).
Еще – о том, что хочу видеть маму по утрам выспавшейся и радостной… В последнее время, даже несмотря на ухудшение ее состояния, это бывает часто. И отношения наши – лучше, ближе… (конечно, выспавшейся – пока нет, только спавшей более-менее).
И – о своем здоровье. Как раз «совпало», что за это время прошла курс лечения в дневном стационаре,  стало лучше. Но беспокоит поджелудочная – началось именно при лечении.

"Хорошо, уроки быстро сделаю, и за любимое занятие – читать (в интернате дел-то особо не было)". И как-то учитель труда Лесовский  дал ей почитать книгу на финском языке – роман. Вспомнила: она училась в 6-м или в 7-м классе – еще в Святозере (в 8-м училась в Корзе). Книга о любви (ей было 15 или 16 лет, в школу пошла с 9-ти лет). Эту книгу она запомнила на всю жизнь, главная героиня – невеста, по-фински "морсиамени" (это было почти 80 лет назад, послезавтра маме исполнится 93года).
 

20 ноября 2012 Светлана:
Тетя Танечка, здравствуй! Хочу тебя тоже поздравить с бабушкиным 93-летием, эта дата очень радует и восхищает! я и все мы, родные, благодарны тебе за такую бесконечную заботу о бабушке и твою стойкость. Люблю и желаю крепкого здоровья! А вот это поздравление передай бабушке:
Родная, милая славная моя бабушка!
Поздравляю тебя с днем рождения! Хочу сказать что крепко тебя люблю, благодарна тебе за мудрые наставления и тепло, которые ты даришь! Будь счастливой и веселой, наша дорогая бабушка!
  
Целую, обнимаю всех всех, Танюша. И большой привет от Артема, он присоединяется к поздравлениям.

21 ноября. День рождения Анечки. Снова вчетвером за столом – «лесенка»: Алиса, Маша, я, мама… Оказалось – теперь  не только я в два раза старше своей младшей доченьки, но и бабушка – в три раза старше своей внучки…
Настроение праздничное, вечер. Мама вспоминает о своем деревенском детстве,
как она любила своих домашних животных ( мама говорила: вот Аня любит животных, а Куня нет), всегда увязывалась за мамой в хлев, когда та шла корову доить. Любила приласкать корову, поиграть с теленком, потаскать маленьких ягнят… Очень любила своих лошадей (случай – когда приехал в гости ее дядя Миша из Видан. Взрослые сидели за столом, а она пошла к лошади гостя – как к своей. А та ее укусила за лицо – слабый след шрама мама прощупывает… А разговор начался с того, что мама вспомнила, как она рожала меня в Салми – командывала молодыми акушерками… Я родилась легко. Так же легкими были и первые роды (Таечки).
 
Вспоминает: встанешь ночью в туалет, а мама сидит, прядет кудель (льняную, конопляную) при лунном свете… Когда клубочков пряжи будет достаточно, начинает ткать (у нас был настоящий ткацкий станок, такой большой, - показывает ширину руками. Днем ткет, а ночью опять надо прясть… Задумалась: наверное, отсюда и название – Пряжа… Полотно получается, может, метров десять… Весной эти полотна выносят за деревню, на наст.  Лежат по нескольку недель (и не беспокоятся – никто не тронет).  Выбеливаются – ночью морозом, днем – весенним солнцем. Когда снег начинает таять, убирают, стирают. Гладят (специальными утюгами) и – можно шить…
 
Мама вспомнила и «дикий случай» из деревенской жизни: однажды, когда ей было лет семь, она увидела в окно страшную для нее картину: деревенские мужики тащили на перевернутой бороне (зубьями вверх) женщину (она назвала ее имя). Спросила у матери, что это значит. Та ответила, что мужики этим показывают женам, что их ожидает, если они будут изменять мужьям…

4 декабря. Мама вспоминает, как она любила гулять в лесу, который был рядом с Ригсельгой (для деревни он был как сад – ухаживали за ним, поддерживали порядок, вырубали только сухостой или если нужно было прореживать), особенно весной, в это время проводили заготовку дров. Укладывали их в так называемые кострища – за лето дрова в них хорошо просыхали (все знали, что никто их не тронет), и зимой, на санях, приезжали за ними. Она была маленькой и просто гуляла по лесу, пока взрослые работали. С каким – счастливым – выражением лица она вспоминала о березках с первыми клейкими листочками, о том, особенном, весеннем шуме в лесу ее детства («идет-гудет весенний шум…» - это я вспомнила, слушая ее).

5 декабря. К вечеру сегодняшнего дня. После всяких неприятностей (с мамой, в отделе субсидий…), которые меня совсем снова доконали (просто это было последней каплей), наконец дошло: (после месяца – примерно- моих разных «намерений» – по Синельникову,  с результатами (вроде, и без), что главным моим намерением на всю мою оставшуюся жизнь должно быть – радость жизни, моя собственная, не зависящая ни от чего (насколько это возможно). А это возможно гораздо-гораздо больше, чем я себе позволяю, ограничивая многими и многими условиями – главное, чтобы у всех моих близких было хорошо… Наконец до меня должно дойти, что самый близкий человек себе – я, и моя радость жизни для меня главная ценность… Тогда и другим будет тоже неплохо со мной. Вот и ответ на вопрос (одно из моих намерений) – понять, что недоделано мною в жизни… Вот именно – это. Суметь перестроиться… Суметь. Минимум – того, что «надо», «обязана». Максимум – что в радость…

16 декабря.
С мамой сегодня получился нормальный разговор – начался с фото кинотеатра «Сампо»… Давно хотела спросить – не именно ли в нем они познакомились с папой? О том, что познакомились таким образом, у нее промелькнуло в одном из наших относительно недавних подобных разговоров. Да, оказалось, этот кинотеатр «знаменит» в нашей семейной истории не только тем, что дом, в котором они жили до войны, был рядом с ним, но и познакомились мама с папой именно там. Она была с подругой, он с другом. В ожидании сеанса в «зале ожидания» просматривали бывшие там книги и журналы, по поводу одной из книг и завязался разговор. Мама ее уже читала, но ей как студентке филфака приходилось много читать, и то, что это молодой человек, как оказалось, тоже читал эту книгу, удивило ее. После сеанса ребята проводили их с подругой до общежития. Так завязалось знакомство… Было это в мае или июне 40-го года… (Господи, как это похоже на «мою историю», начавшуюся в мае 68-го, правда, с другим совсем продолжением – поразилась сейчас, что между ними – всего 28 лет, а сколько всего в нашей семейной  истории – да и истории страны - произошло за эти годы). И с каким юным, даже девичьим выражением лица мама это рассказывает… Поразительно – ей 93 года… И для меня еще не менее удивительно – почему же мне это так интересно – знать все эти детали ИХ жизни… Мне,  на своем 63-м году… И не просто интересно – меня это волнует, может, почти как саму маму. Есть в этом какая-то загадка.

28декабря. Вчерашний день на рынке. Минутная встреча в Машином магазине. Мгновенный взгляд. Сколько лет?  Я с Машей, он у своего прилавка. Вдруг по радио такая давняя песня: «Здравствуй, чужая, милая, та что была моей. Только тебя любил бы я до самых последних дней. Прошлое не воротится и не поможет слеза, поцеловать мне хочется дочки твоей глаза…».

Вот и получен ответ на мой вопрос–желание: в течение этого месяца узнать (понять), с кем я могла бы прожить счастливую жизнь? Увидеть ТОГО – глаза в глаза (если жив), или услышать о нем – так, чтоб я смогла почувствовать это…Кажется, было бы легче, если б оказался кто-то другой… Но этот, теперешний, действительно чужой. Может, если б заговорили, было бы не так? Не дай Бог, не нужно.
Правда, этого месяца еще несколько дней…


Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/28/965