Из учительских времен

Мария Городецкая 2
 В первый заход в  ставшую  для   меня знаковой ДМШ №38 (ныне носящей гордое имя Гилельса) школу. Я,  как и многие начинающие, формировала  класс из   тех, кто никому другому просто был совершенно не нужен никак. Там несколько девочек перешли       ко мне от отправленной своевременно на отдых предыдущей учительницы. А других для нагрузки на полную ставку пришлось буквально находить на дорогах.

Из наследства там было несколько учениц в одном из начальных классов.И две девочки сильно старше. Обо всех сейчас повествовать специально не стану, чтобы не очень сильно отвлечься от заявленной  темы. Там есть о чем вспомнить.Но это для слишком  длинных воспоминаний.

Так одна из них. Верно посещала у меня все занятия. Но стало мне быстро известно из какого-то приватного разговора с ее мамой. Что ходит ее  дочка ко мне уже точно только этот самый последний год. А потом.Они.Не в другую совсем страну уезжают. Нет. Просто сейчас идет ремонт капитальный очень. В их новой квартире, которая куплена...На Университетском проспекте.

Год окончился. Семья переехала по новому адресу. Но я проявила к ученице участие в судьбе обучения.Дала ей наказ отдать свои документы в  близкую к новому адресу школу для продолжения ее незавидной скрипичной судьбы.

Так что могло из этого выйти? Она около полугода походила в эту новую школу.И решительно бросила все   свои занятия на этой скрипке в школе.

 Я бы про все это и думать забыла совсем.Но мне внезапно мама этой ученицы домой позвонила. С призывом.Ездить мне к этой ученице к ним в дом для частных занятий. Дескать. Уж так ее девочка после общения со мной стала сильно обожать эту  самую скрипку. И бросить это все теперь на половине дороги.Нет  для них абсолютно никакой человечьей возможности. Опять же ...Только я одна во всем мире. Такой педагог уникальный. Что я просто немедленно   обязана броситься ехать с учением на их Университетский проспект. Там ведь.И ехать в эту элитную новую квартире почти в центре  столицы.Не очень-то просто выходит. Там на метро. Метро "Университет".Потом пешкодралом дороги переходишь. А потом. Еще минут примерно 20. Чешешь  пешком. Все  ближе и ближе к этому центру. А потом.Просто рукой подать..,И все уже рядом. Можно, конечно,  и троллейбусом.Но это...Намного сложней получается.

Ну, конечно.. .Жажда наживы.И тут сумела меня победить. И завела я себе ко всем   свои нагрузкам везде. Еще и частную ученицу.На Университетском проспекте. В 20 минутах пешком от метро.И продолжался этот период обучения.Непереносимо долгое время в годах. Сначала меня поощряли за эти частные занятия. Скромной пятихаткой за раз. Но семья ученицы очень  быстро уразумела для себя. Какого ценного учителя к ним в дом судьба привела. И почти  сразу же.После короткого очень периода в 750  рублей за урок. Они сами повысили мне плату. Сначала в 1000.  А потом и в 1500. Как тут было не обучать эту девочку? Вы бы   смогли отказаться?

Надо честно признать, что никакой регулярности в этих встречах отнюдь не наблюдалось совсем.То ученица была нездорова.То я. Уезжала надолго.То есть на плату за  эти уроки. Я  бы прожить никак не смогла.

Зато в ходе всех этих долгих лет.  Я даже смогла для себя отыскать совсем другую дорогу к этой элитной квартире.  Там в то время уже и Дочка моя ее на себе вполне испытала с обучением в гимназии №1514. Надо было просто изначально считать совсем от другой точки. На метро до "Парка Культуры". Там в троллейбус по Комсомольскому проспекту.И дуй себе по нему до пересечения с Университетским проспектом. И уж  там совсем близко.Только полторы остановки  автобуса до этого дома.

За годы этого моего частного обучения девочки.Много чего происходило в этом мире.
  Я сменила основную работу.Потом пришлось снова работать в школе.Только совсем  другой в этот раз. Ну, конечно. Если ты работаешь в школе.То и ученики тоже при этом обязаны быть. Там появились у меня совсем новые дети.  И были и у них разные сложности и  приятности. Но при всем этом обилии детей и впечатлений. Я все равно изредка ездила преподавать и на Университетский проспект. Встает резонный вопрос. Чему можно было учить столько лет девочку, которая  и изначально никак свою взрослую жизнь ни в  коей мере на искусство не ориентировала?

А тут и ответ очень близко лежит. Одна из моих одноклассниц.Изначально была виолончелисткой.И много лет проработала этой виолончелисткой в... Египте.Когда даже она там еще работала. Разрабатывала идеи. Учить и в России.Одна из идей была   вот какая.  Учить на виолончели одновременно с арабским.

Теперь она учит в Москве. Частно. Английскому языку.Без  арабского и виолончели.
 Утверждает, что она дает всем детям много больше, чем кто-то еще.И что она в силах научить    не  только английскому. Но может    учеников.Научить отличать синус от косинуса. Различать..Ленту Мебиуса. И что  даже за первый ее короткий урок-консультацию все дети невероятно меняются у нее на глазах.И они все просто начинают на нее молится за все эти сведения.

 Ко мне в очередь особо никто не стоял никогда.И про синусы я и теперь понимаю с огромным трудом. Но точно помню, что всегда могла любому ребенку рассказать про искусство.При этом на скрипке я учить почти так никогда и не умела. И то, что кто-то все же как-то играл. Это были исключительно их  личные заслуги. Да и я в своем обучении тоже. Частенько путала мангеймскую школу с ранневенской. Но, кроме меня, все равно никто об этом больше не знал.Так что  этих маленьких неувязок так никто и не заметил ни разу.

 Я самых слабых на   скрипке. Старалась перенаправить на альт.Но с некоторыми и этот фокус у меня не получался никак.Тогда им приходилось ставить на экзаменах обидные четверки. Их "четверки".Обижали меня.Им самим все это было глубоко безразлично.

Так однажды. Я ехала в троллейбусе от метро "Парк Культуры" давать свой редкий частный урок. И вдруг обнаруживаю. Что в этом же троллейбусе едет мама одной из моих учениц, которая как раз и получила на своем выпускном экзамене по скрипке ту самую оскорбительную для   моего учительского    самолюбия "четверку". Девочка и в самом деле часто ко мне на уроки заходить не успевала. Уж очень много  задач  в получении прекрасного образования  стояло   перед ней с раннего  детства.
 Как профессионал она  как раз состоялась намного лучше прочих разных.И хоть скрипка до сих пор  стоит у нее явно на очень последнем месте из многих других увлечений в жизни. Зато, как специалист она великолепным юристом стала.И тут уж она вполне может подхватить профессиональное знамя  из рук   своей  мамы-юриста  тоже, которую я  и встретила в  том самом троллейбусе на  Комсомольском  проспекте от центра в сторону Университетского проспекта.