Великое искусство композиции

Елена Тихонова-Соловьева
Люди живут в мире звуков. Но только Маэстро может собрать их, выстроить по нотной линейке и отправить на завоевание наших сердец.

Переплетение строк, слов, букв в единое полотно называется литературой. Она всегда является носителем мысли. Знания. Просвещения. В противном случае это не литература, а простое графоманство.
Переплетение тактов, нот, пауз в полотно музыкальное называется композицией. Она так же немыслима без мысли. Идеи. Ведущей роли. Сказительства. Иначе это просто потакание вкусам. Шелуха. Ублажение слуха. Кратковременное очарование.

По достоинству оценить искусство композиции крупных форм (ораторий, опер, симфонических концертов) дано немногим. Всего несколько миллионов из многомиллиардного человечества ходят в консерватории по зову сердца. Большинством движет снобизм. Такая музыка оказывается в заточении. Вычурность форм лишает ее общения с неискушенным зрителем, делает затворницей в башне из слоновой кости. Тем временем на площади фиглярствует ее лубочная копия. Подделка. Безвкусица, отраженная в кривом зеркале нехитрых желаний. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Надо только хорошенько ее поискать.

Жанры популярной музыки отражают человеческие отношения: джаз — дружеский междусобойчик, рок — сражение, фолк и кантри — стремление открыть бабушкин сундук и вписать наследие в современность. Рэп — прорыв плотины благовидности, бунтарство, попытка докричаться до окружающего мира. Горнило мегаполисов породило и порождает новые сплавы из прежних укладов жизни.

Как говорят в Одессе, нет ничего сложного в искусстве пианиста: надо просто вовремя нажимать нужные клавиши. С этой точки зрения в искусстве композиции тоже нет ничего сложного. Достаточно написать, как и какие клавиши (струны, клапаны*) нужно затронуть. Желательно, чтобы это были струны души. Вместе с нервными же окончаниями и прочими синапсами/рецепторами. Нити сердца, канаты связующие. Звуки, несущие в едином потоке композитора, исполнителя и публику.

Если писателей принято называть инженерами человеческих душ, то ответственность композитора еще больше. От него зависит, чем будут наполнены эти души: шлаком или любовью. Сила воздействия на человеческое сознание велика есть. Особенно мощной она становится, когда проникает через Звук. Книги, газеты, интернет-посты можно читать или не читать. Дистанцироваться. Но укрыться от музыки невозможно. Потому что наше тело само по себе источник ритмов и мелодий. Ток крови, сердечный ритм, обертоны дыхания — все это неотъемлемые составляющие музыки. Они улавливаются хаотично из пространства и укладываются в стройные ряды. Или наоборот, унылой кучей малой низвергают в хаос тяжелых, угнетающих, ржавых звуков.

Велика сила слова. Очень велика. Но сила музыки сильнее стократ. Композитор — это Проводник в мире звуков. Чередованием нот, аккордов, пауз он открывает человечеству великие истины. Или, как минимум, переживания. Фрагменты жизней. Историй, случившихся не с нами. Не сегодня. Возможно, даже не на этой планете.

Поэтому создание музыки — это искусство со-переживания. Совместного прохождения виражей жизни, и сочинитель ответственен за того, кого приручил своей музыкой.

Любая эпоха оставляет свой след в искусстве. И композиторы — тоже летописцы эпох. Именно они создают нерукотворные памятники. Созидателю музыки вручен волшебный стилос. Аватар волшебной палочки. Великая честь через музыку творить форму, макет, ткань бытия. Звуковой портрет века: вдохновение для современников, наследие для потомков.
Джинн из бутылки может сотворить дворец с фонтанами в одно мгновение. Музыкальные образы воплощаются не так быстро. Потребуется время. Зато порождения музыки остаются с нами и не исчезают как дым по прихоти нового джинновладельца.

Идея — это невидимая леска, проволочка-«проводник», тонкий стальной канат, который держит и направляет наши желания. Становится опорой людских поступков. Из таких кирпичиков-деяний и складывается судьба человека. И судьба музыки.

Настоящее искусство выводит нас за рамки обыденности. Выдергивает из зоны комфорта. Дарит внутреннюю свободу. Окрыляет. Воспевает и возвышает иррациональность мечты. Заставляет ловить журавля в небе. Искать синюю птицу счастья.

Настоящая музыка оживляет зал, раскрывает душу сцены. Учит дерзать, видеть цель и не заглядывать в пропасть. В бездну, где густо растут тернии, корежатся препятствия и прочие невозможности.

Только вперед, только к манящей мечте. Как бы безумно она не выглядела.