Возвращение терменвокса

Елена Тихонова-Соловьева
Что такое терменвокс? Что это за штука и с чем ее едят? Или наоборот, не едят. Слушают. Столетию зарождения электронной музыки посвящается.

Сегодня никого не удивишь скрипкой или гитарой с проводом. Со шнурком силового кабеля. Клавишные, струнные, ударные, духовые инструменты прочно подсели на вольты и амперы. Сменили механику на электронику.

А начиналось это поветрие ровно сто лет назад. Именно тогда, в далеком 1919 была преодолена преграда между эфиром и музыкой. Пространство и звук слились воедино. Мир впервые увидел рождение мелодии из воздуха. В буквальном смысле. Без малейших признаков струн, клавиш, свирелей и прочих приспособлений.
Показательно, что расцвет электронной музыки начинался с эфирных высот, но самым плодотворным оказался союз классических инструментов с новыми технологиями. Все начинается с основ. С классики. Только освоив базовое звучание, можно переходить к вариациям и импровизациям.

Электронная музыка, цифровое звучание — это потребность дня сегодняшнего. Искусство миллионов и для миллионов. Она удивляет, поражает, потрясает до основания. И все же не драйвом единым жив человек. Душа просит чего-то волшебного. Не разъятого на аккорды, биты, конструкции. Живого. Живорожденного и животворящего.

В отличии от терменвокса и лазерной арфы, голос Певца наполнен обертонами**. Именно они придают звучанию глубину, прозрачность, полетность, одевают в бархат или сверкают хрустальными гранями.

В творчестве нашего человека первую скрипку играет сама Музыка. Именно она задает тон. Согласно ее канонам, автоматически, сами собой, выстраиваются ритм движений, изящество поз, чеканная выразительность жестов, насыщенность чувств, игра с залом. Они не отработаны. Они прорастают. Самым естественным образом. Здесь и сейчас возникают из небытия и на всех парусах несутся к Зрителю.

И за всей этой роскошью, за огромными сценами, за успехом, за ежедневными и ежечасными трудами стоит Педагог. Учитель. Наставник. Человек, раскрывший грани таланта. Как заботливый садовник бережно укореняет юный саженец, так истинный преподаватель кроме основ профессии укореняет и развивает качества личности. Нравственные принципы. Отношение к жизни. К пребыванию на сцене и в обществе. К умению сочетать эти две противоборствующие стихии.

В каждой профессии есть отработанные методики. Заготовки. Навыки. Но они только подножие, фундамент настоящего творчества. Что делает Димаша непредсказуемым? Умение мыслить гибко. Динамично. Разносторонне. Он не тиражирует удачные приемы, не составляет свое выступление из модулей лего. Не тасует расклады. Просто осязает, видит, чувствует мир через музыку. Отсюда и гибкость мышления, и умение вписывать каноны в окружающую современность, и талант селекционера. Мастера, позволяющего пробиться и окрепнуть ростку. Будь то мелодия, стиль звучания, образ или начинающий исполнитель.
Способность обрести мейнстрим дорогого стоит. Не каждому дано найти фарватер. Судоходное русло реки под названием Искусство. Найти, расчистить и оживить. Принести зрителю самое важное, судьбоносное, жизненно необходимое.

Выход на сцену — это добровольное подключение к высоким энергиям. Прикосновение к потокам, которые стократ мощнее самой грозной молнии. Софиты высвечивают не только выражение лица, костюм, образ. Они проявляют сущность человека. В какие наряды не рядись, кем не прикидывайся, на подмостках ты становишься прозрачным. С обнаженной (или что чаще — с закрытой на семь кованных замков) душой. В любом случае как на ладони.

Удивление шелестит, гудит, нарастает от выступления к выступлению : откуда что берется? такой молодой, а уже…. Понятно, что с течением жизни мы закаляем волю, укрепляем характер, набираем мощь. Прозреваем. Видим яснее, чувствуем глубже, мыслим масштабнее. Если человек на старте уже оказался далеко впереди, набрал такой разгон, то куда же он вырулит через два-три десятка лет? К каким неведомым вершинам поднимется?

Действительно, к каким? Пока наблюдаем реализацию малой части потенциала. Вершину айсберга. Одну седьмую заложенных возможностей. Мы уже видели несколько ипостасей: конкурсант, артист, создатель вокального стиля, член жюри. Четко просматривается педагогический талант. У такого учителя не забалуешь, разгильдяйства не будет. Зато и опыт будет передаваться самым действенным образом. Что кроется еще — темна вода во облацех. Но будущее покажет. Причем, самое ближайшее будущее.



*Терменво;кс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом https://www.youtube.com/watch?v=n9SObIih1-E