17. Бытие того, кто существует. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие того, кто существует.

Что представляет собой «созерцание» как «функция сознания в бытии»?
В отличие от философии, которая рассматривает «бытие» и «существование» в качестве синонимических понятий, богословие утверждает, что «существование» это и есть «созерцание», являющееся смыслом «бытия сознания». То есть смысл «бытия» не заключён в самом «бытии», а в «созерцании сознанием своего бытия», которое, в свою очередь, имеет своим смыслом «богочеловеческое единство» - единство «тварного» и «нетварного» в «бытии» и «сознании», для того чтобы «единство бытия и сознания», являющее себя как любовь в «нетварности», стало таковым и в «тварности»!
Объектом «созерцания» служит среда, окружающая наше «Я», которое является ядром нашего «сознания». Иными словами, содержание «созерцания» нашего «Я» складывается в «созерцании» нашего «Я» других «Я», существующих в окружающей наше «Я» среде, и в «созерцании» той Природы, которая представляет собой среду обитания многих «Я». Следовательно, наше «созерцание», в своей основе, есть не только психический, но и, главным образом, пневмологический феномен, ибо имеет своей конечной целью именно «созерцание» нашим «сознанием» других «сознаний», потому что только «сознание» приводит среду своего обитания в то единство, которое и называется «бытием» этого «сознания».
Целью «созерцания» являются «знания» о законах, свойствах и связях окружающего мира, необходимые человеческому «Я» для осознания «единства» мира. Само слово - «сознание» и означает - «быть со знанием», описывая именно этот «функциональный процесс созерцания бытия».
Главенство пневмологии над психологией в «созерцании» означает «преобладание нравственности над интеллектом» и «превосходство совести в мышлении и чувствовании сознания при созерцании им своего бытия». Любое нарушение «этической экологии психики» в «нравственной онтологии созерцания» приводит к тому, что «забвение первенства совести в сознании» порождает те обстоятельства, в которых «многие знание приносят многие печали»! - Бессовестное «познание», которое не использует «общение» в любви как свою основную познавательную способность, обречено на неудачу в своих попытках «осознания единства бытия», главными свойствами «созерцания» которого является радость и счастье, испытываемые «сознанием» при «созерцании единства бытия».
Основой функционирования «мозга», в процессе «созерцания», является «память» - способность сохранять и воспроизводить интеллектуальную и чувственную информацию, получаемую психикой «сознания» от органов чувств своего «тела». Но это не единственная «база данных», доступная «сознанию». У него есть и то откровенное «знание», не связанное с «мозгом» и «телесными органами чувств», которое выводит «сознание» в более высокую, относительно его «телесности» область - область «надсознания» или пневмологии, область «духовного», а не «телесного» опыта, онтологическое присутствие которого в «тварной» жизни человека описывается как «нравственность», а в психологии человека отражается как «мораль». «Нравственность» является «символом и знаком соприсутствия нетварного и тварного». - «Любовь, есть онтологический знак, выражающий реальность присутствия нетварного бытия в тварном бытии».
Любовь - это основополагающий конструктивный элемент реальности!
«Сознание» - это двухфокусное онтологическое «зеркало отражения бытия», степень «чистоты» и «кривизны» которого определяется из «подсознания», находящегося в веденьи человеческой «воли», и из «надсознания», являющейся «волей человечества о человечности человека», которая, как мы это знаем из откровенного «знания», объективно стремится к «счастью каждого человека как залога счастья всечеловека», вне зависимости от того, как называть эту «волю человечества» - божественной волей, эгрегором или природой.
«Созерцание» своеобразным способом «наследует» эту двухфокусность «сознания», создавая двойственный образ реальности:
- объективно-чувственный, рисуемый ощущениями, переживаниями, восприятиями и представлениями; и
- формально-субъективный, выстраиваемый логикой из суждений и умозаключений, обретающих свой систему парадигм и аксиом в словах, терминах, понятиях и категориях.
В силу этой особенности «сознания», являющегося следствием и продуктом встречного движения «материи» и «духа», происходит некоторое «онтологическое отделение», образуется некое «расстояние», возможность «несоответствия» - «нравственного зазора», между «сознанием» и его «бытием», мешающим восприятию «единства бытия», как «единства бытия и сознания». Эта особенность является характерной начальной чертой «тварного бытия», которое и должно преодолеть «тварное сознание» при своём стремлении к «духу» - «нетварному бытию», в котором отсутствует «нравственный онтологический зазор» между «сознанием» и его «бытием».
Инструментами «сознания» в объединении и гармоническом соответствии чувствования с мышлением, образа с понятием, содержания и формы, являются «слово» и «дело»:
- «слово», как единение речи и языка, которое становится началом строительства «общества» - «социального единства сознаний»; а
- «дело», как его завершение - «деятельное единство общественного сознания», которое реально достижимо лишь при «обретении сознаниями нравственного единства».
«Слово» одного «сознания», как инструмент и метод «кодирования» мыслью чувственного образа, лишь тогда становится «логосом» - «онтологическим словом» и «истинным отражением реальности», когда оно «декодируется» другим «сознанием» в тот же чувственный образ, имеющий то же нравственное содержание и качество.
Происхождение «сознания» видится в «собирании» и «накоплении» в «материи» способов и способностей к формализации мышлением чувственных образов под влиянием проникновения в неё «духа», и усиления степени этого влияния. «Сознание» - это «эволюционная иерархия поведенческого реагирования» самой «материи» на то, что происходит «с ней самой и в ней самой», под влиянием проникновения в неё «духа». Высшая степень «поведенческих реакций», отличительной чертой которых служит полностью реализованное понятие о «добре и зле», характеризует человеческое «сознание» и человеческое «поведение». Но «поведенческие реакции» свойственны не только человеку, в «сознании» которого они достигают максимума, в связи с «речью», являющейся сочетанием усложнения функций «мозга» и духовно-нравственного влияния из области «надсознания». Суть «поведенческих реакций», заключается в обобщении и целенаправленном отражении действительности любым живым и неживым существом. Вся проблема наблюдаемости поведенческих реакций состоит в факторе «времени», который отражает «степень взаимодействия духа и материи»! «Время», как «процесс формализации сущностью окружающей её среды» и «пространство», как «объём формализации сущностью реальности своего бытия» - есть то, что объединяет «бытие», предстающее перед нами как «нравственный иерархический процесс развития и усложнения сознания»: - от «вещественности к энергийности», от «материальности к духовности».
Само наличие «времени» и «пространства», в которых и разворачивается «бытие сознания», свидетельствует об этом взаимодействии: «материи и духа», «духа и материи».