ДЛЯ ЧЕГО? Глава 11 Зиновьевы

Ошибка — непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. (Из Википедии)      

Ложь — сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине.  (Из Википедии)       


ДЛЯ ЧЕГО Глава 11 ЗИНОВЬЕВЫ

  Ольга Зиновьева, доверительно сообщает зрителям, что диссидентская деятельность подпитывалась из-за рубежа силами, заинтересованными в расколе нашего общества. А разве не тем занимался ее муж? Он не считал себя диссидентом, но деньги и известность в логико-философских кругах на Западе зарабатывал у тех, кто был заинтересован в расколе СССР. "Так что я был одним из участников этого бунта" (57).         

  Так ли безгрешен ее муж, чтобы судить Солженицына? Решила я пройтись по его биографии. Буду рассматривать высказывания, поступки Зиновьева и Ольги Мироновны, как одного человека, потому что философ говорил, что Ольга приняла его концепцию жизни, всегда разделяла его принципиальную позицию (57).   

  Смотрю видеофильмы с интервью Зиновьева, читаю его книги, знакомлюсь с мнениями знающих его людей, т. е. поступаю так же, как авторы фильма, рассказывающие нам о Солженицыне. 

  В интервью 1993г. телеканалу "Совершенно секретно" Артему Боровику он говорит, что всегда был и остается антисталинистом. Зиновьев не апологет советской системы. Он ее критиковал. Писателем стал случайно. Написав "Зияющие высоты", он нарушил правила своего общества. Эти правила были для него приемлемы, он предпочитал бы жить в СССР. Он не был политиком, не был диссидентом. В своей профессиональной деятельности он был совершенно свободен. То, что за слово могли отправить в Сибирь, это идеологическая ложь. Живет он в Германии не по своей воле. У него не было выбора: принесли паспорта и сказали, если не уедешь, то тебе 7 лет лагерей и 5 лет внутренней ссылки, твоя жена и дочь будут сосланы куда-нибудь в Сибирь. Причин разрушения советской системы много, но основную роль в ее разрушении изнутри сыграло подлейшее предательство политических элит и либеральной интеллигенции, которая находилась под влиянием диссидентов. Он не либерал, не интеллектуальный интеллигент, а работяга в определенной сфере науки. Он никогда не лез в политику, не диссидент и не писатель, а социолог и логик. Тут же заявляет, что сделал серьезный вклад во все сферы, в которых работал: и в логику, и в социологию, и в литературу (59).

   А в мемуарах пишет, что обращение к литературе для него не было чем-то неожиданным, случайным, так как литературным творчеством в разных формах занимался с ранней юности. Ему хотелось написать книгу необычную, сделать в литературе что-то свое, специфически "зиновьевское". Название "Зияющие высоты" он придумал еще в 1945 году. Во времена сталинских репрессий писать такую книгу опасался. 

   Он делает успешную карьеру советского ученого, но давние отрицательные высказывания по некоторым вопросам теории марксизма-ленинизма и контакты с американскими логиками делают его "невыездным". Он дружил с диссидентами, свои неподписанные статьи распространяет в самиздате, пересылает на Запад(58). Это заметили органы госбезопасности.  Его вызвали в "Органы" для профилактической беседы. Чуткий работник госбезопасности узнав, что он, известный ученый, не имеет квартиры, позвонил при нем какому-то ответственному лицу, и жилищным отделом Академии наук ордер на квартиру ему был выдан незамедлительно. 

   Зиновьев пытается объяснить свои отношения с "Органами": отношения с КГБ были неоднозначные, все перепуталось. Он как ученый, выделяющийся способностями и работающий лучше других, стал объектом интереса ЦРУ еще в 48 году. Как советский человек он должен был донести властям на агентов ЦРУ, но как человек, создавший себя по своим образцам, не мог донести, у него принцип - не доноси. В себе он был уверен: работать со шпионами не будет. Влиятельные люди из органов власти его защищали, благодаря им он получил в один день квартиру. Те, кто принимали в этом участие, сделали карьеру, вошли в окружение Горбачева. Одновременно КГБ и защищало его и преследовало, посетовал философ.  Нет, квартирой они его не покупали, не надо так вульгаризировать (59). 

  В мемуарах он рассказывает о своих связях с органами госбезопасности иначе: попал в агенты ЦРУ в середине шестидесятых годов, заполнив по просьбе американского профессора анкету шпионского характера, но лишь сведениями, которые были общеизвестны. В отличие от других заполняющих эту анкету, он не сообщил в КГБ об американском шпионе. Когда этот американец был выслан из СССР, анкета оказалась в руках КГБ. Его вызвали на Лубянку. Он объяснился и ему поверили, помогли друзья. Он был реабилитирован (57). 

  Такие неточности стоят Солженицыну обвинений в лживости, но в случае с Зиновьевым допускаются. 

  Зиновьев разъясняет, что марксизм - не научная теория, это не законы, а идеологические измышления, они в реальности не функционируют. Через несколько минут он уже утверждает, что коммунистическая идеология, какая бы она не была, прививала народу нравственность, благодаря ей была создана сверхдержава СССР и одержана победа в Великой отечественной войне (60).   

  Он объясняет противоречивость своих мыслей: "Я могу в одной ситуации высказать и обосновать одно суждение, а в другой — нечто противоположное ему. Это не беспринципность. Это — желание взглянуть на дело с другой точки зрения, рассмотреть другой аспект проблемы. Иногда — просто из духа противоречия. Дело в том, что я не доктринер, не пророк, не политик, не благопристойный профессор. Я живу в языке, как в особой реальности, причём — в реальности сложной, противоречивой, текучей. Тут губителен всякий догматизм. Тут нет раз и навсегда установленных формул. Устойчивым в моей позиции является одно: стремись к истине и противься насилию, ибо без этого ты — не человек" (58). 

  По по мнению Максима Кантора, российского художника, писателя, историка искусства, Зиновьев из-за своего своеобразного пророческого тщеславия использовал любую трибуну и аудиторию, чтобы быть услышанным (58).

   Видимо, жизнь в языке как в особой реальности сделала жизненную позицию философа весьма неопределенной, но удобной. Сторонники различных общественно-политических течений всегда могут найти подтверждение своим идеологическим воззрениям в многочисленных трудах и выступлениях известного ученого.   

   Коммунисты заострят внимание своих последователей на том, что только благодаря марксисткой идеологии Россия смогла достичь высоких результатов в своем развитии и сохранить свою независимость. Совсем необязательно сообщать доверчивым слушателям, что у него этот счет было и другое мнение: " А я так называемую марксистскую диалектическую логику просто презираю как шарлатанство" (57).   

  Русофобы услышат его высказывания о том, что нет никакой исключительной судьбы России, нет никакой особой миссии России.  Исключительную судьбу и миссию имеет Запад, Россия имеет заурядную судьбу. России уготована судьба колониальной страны. Россия не может стать таким обществом как США, ФРАНЦИЯ, Германия. С тем человеческим материалом, что в России ничего подобного невозможно.  Из соломы небоскребы не построишь (59). 

  Поклонники Сталина остановятся на цитатах философа-антисталиниста: "Сталин был, есть и навечно останется главной личностью в истории реального коммунизма". "Сталинский путь в условиях краха бывшей Российской империи и послевоенной разрухи был самым эффективным путем построения коммунизма, а может быть, и единственным". "Система доносительства и разоблачительства была естественной формой проявления подлинно народной демократии. Это была самодеятельность масс, поощряемая свыше, поскольку высшая власть была властью народной и стремилась остаться ею".  "Поистине верно: мертвого льва может лягнуть даже осел" (57).   

  Антисталинисты обратят внимание на то, что Сталин внес в марксизм некоторую ясность и сделал это примитивно, убого, нелепо. Расскажут об органах КГБ, которые в сталинские годы были инструментом сверхвласти, и о том, что "Органы" держали в своих руках аппарат государственной власти, используя систему разоблачения врагов (обычно воображаемых), доносов, репрессий (57). 

  В семидесятые годы Зиновьев увидел, что многие печатали свои произведения за рубежом и отделывались незначительными (сравнительно со сталинскими годами) наказаниями и решился на создание задуманной книги.   

   После издания его книги "Зияющие высоты" в Швейцарии последовали предсказуемые наказания: его исключили из рядов КПСС, лишили научных званий, наград ( в т. ч. и военных) уволили из Института философии АН СССР. Из страны не выслали, а предложили работу работу в Омске и в Сыктывкаре, принять которое для него "было равносильно самоубийству". Кроме того, его волновало образование подрастающей дочери (57). 

  Жизнь в каком-то областном центре для талантливого ученого и, как он считает, не менее талантливой семилетней дочери, - не та цель, к которой стремился А. Зиновьев.   

  Он признается, что после "Зияющих высот" получил приглашения от западных университетов на работу, и задумал выехать на Запад, поработать там несколько лет. Беда в том, что он не выездной.  В 1978 году после публикации следующей своей книги «Светлое будущее» Зиновьев получает желаемое: вместе с семьей его высылают из страны и лишают советского гражданства. 

   Однако он возмущен тем, что многие приняли его отъезд как предательство, что, якобы, он книги свои писал с целью эмигрировать, что люди занизили и опошлили мотивы его поведения и поставили его в один ряд с  массой заурядных эмигрантов, удиравших на Запад за более жирным куском благ. Писатель объясняет такую ненависть к нему успешностью и правдивостью его книг, а высылку из страны - наказанием за преступление, которое он не совершал. "Россия сама совершила очередное преступление против своего верного сына, ученого и писателя". " Россия на мне продемонстрировала одно из самых гнусных ее качеств: она готова пожертвовать интересами своей национальной культуры, лишь бы раздавить своего верного и самоотверженного сына, который дерзнул без ведома начальства и холуйствующего перед ним народа стать не таким, как все" (57). 

  Считая высылку из страны наказанием, Зиновьев не спешил возвращаться в Россию, когда появилась такая возможность. В интервью 1993 года свое нежелание он объяснил тем, что у него здесь уже нет корней, и он не хочет жить в России частников, всяких демократов-реформаторов (59).  Бомбардировки Югославии, разочаровали Зиновьев в Европе, он увидел её деградацию и в июне 1999 г. с семьей вернулся в Москву. 

   По мнению Зиновьева, его многолетние исследования советского общество, принесли серьезные результаты. Ему удалось первому и, вероятно, последнему построить научную концепцию коммунистического общества и доказать неизбежность в нем кризисов. Коллеги понимали ценность того, что сделал ученый за десятки лет в области логики, многие ему завидовали. Та правда, которую он излагал в своих научных работах, расходилась с официальной идеологией, он был обвинен в клевете на советское общество, лишен поддержки власти. Как только он потерял защиту сверху, завистники уничтожили результаты его трудов. Друзья и ученики быстро предали его. Никто не вступился в его защиту и не из страха перед властями, а из-за своей натуры: его большое дело, замыслы и результаты были не доступны пониманию той серой массы, которая его окружала. Ученый уверен, что пройдут многие годы и появятся умные и справедливые люди, которые будут в состоянии беспристрастно оценить его работы (57).   

   Он не обычный, а логический социолог. Кроме того, он доказал недоказуемость теоремы Ферма, опроверг и уточнил постулат Евклида о параллельных прямых, доказал бессмысленность и ложность утверждения об ускорении и замедлении времени, об обратном ходе времени, об искривлении пространства и т.д. Но его многие работы в области логической социологии пока не нашли понимания.   

   Он никогда в жизни не поступался своими принципами, а ненавидят его, потому что он несет с собой суд (60). 

   Из его рассказов о себя ясно, что ему присущи все те черты, которые приписывают Солженицыну: вера в свою непогрешимость, исключительность, непомерное честолюбие, высокомерие, безапелляционность, склонность к крайним и противоречивым суждениям. Только у Солженицына детективы из КГБ постарались извлечь его пороки из шрама на лбу, а у Зиновьева никакого прыщика искать не надо - понятно и не специалисту. Не вижу каких-либо моральных прав у Зиновьева для осуждения Солженицына. 

   Себя Зиновьев считал писателем нестандартным, свою книгу "Зияющие высоты" - первой в русской литературе большой книгой, анализирующей реальные прозаические будни советского общества (57).   

   В Европе этот роман стал сенсацией. Он был удостоен Европейской премии в 1977 году, в 1978 году стал лауреатом премии в категории "Лучший роман (СОВЕТСКИЙ ДИССИДЕНТ)" (61).   

   На родине отнеслись к нему неоднозначно. Многие знакомые перестали общаться с Зиновьевыми, обвинив его в «доносе на советскую интеллигенцию». Отзывы литераторов были чаще отрицательные: книга "Зияющие высоты" пропитана отвращением к своей стране и к народу; населена унылыми персонажами с глупыми кличками. Дмитрий Быков; скучная пародия на науку, которая ничего не изучает, на интеллигенцию обслуживающую режим или квазиоппозиционную, чтение ее вызывает "ощущение сортиров в смеси с марксизмом-ленинизмом, дурной физиологией и дурной философией, оно, наверное, точнее всего отражает тогдашнее советское самоощущение (61). 

  Другие произведения, созданные им на Западе, тоже нашли отклик у западной публики и отмечены литературными премиями. Кроме того, он был избран членом Римской Академии наук, Баварской академии изящных искусств. 

  Зиновьев, проживая с семьей в Мюнхене, зарабатывал на жизнь литературным трудом и публичными лекциями. Он считался чуть ли не главным знатоком общественной и политической жизни в СССР, и пользовался большой популярностью в СМИ, особенно во Франции, Германии и Италии. Издания его книг в разных странах выходили ежеквартально. Произведения, созданные им на Западе, были отмечены литературными премиями. Кроме того, он был избран членом Римской Академии наук, Баварской академии изящных искусств. Стабильного места работы философ не имел. "Логику в Мюнхенском университете преподавал недолго: его присутствие в качестве лектора имело скорее ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР" (58). 

  От участников фильма о Солженицыне мы знаем, что премии европейские дают не просто так, а за очернение советской действительности. И Александр Александрович негодовал по поводу русских мазохистов, льющих помои на свой народ и страну. "Такого самоуничижения не было ни в одной стране, ни в одном народе, ни в одну эпоху" (60). 

   Надеюсь найти описание нашего общества не сатирическое, а реальное, в мемуарной книге "Русская судьба, исповедь отщепенца", написанной в 1988 году.   

   По предложению французских издателей он должен был описать причины, по которым написал "Зияющие высоты", и как он оказался в изгнании. Чтобы ответить на поставленные вопросы, ему пришлось описать весь период русской истории и явлений русской жизни, предшествующий перестройке. Правда, в предисловии к русскому изданию этой книги, написанному в 1998 г., писатель признается, что в мемуарах не отражены события его жизни, за которые ему стыдно или те, которые касаются не только его, а так же, что в России книга напечатана с некоторыми сокращениями и исправлениями. 

   Исповедуется он достаточно откровенно, да так, что на мой взгляд, автору не мешало бы побольше почеркать свою книжку, уж очень много в ней постыдных фактов осталось. Конечно, он вправе рассказывать о себе то, что считает нужным, но ведь он все время подчеркивает, что так жили и поступали все русские люди. Пивному ларьку и сортирам и в этой книге отводится значительное место. Коротко выделяю эти места в книге. 

   Полк, в котором пришлось служить Зиновьеву отправили на Дальний Восток. Везли в товарных вагонах, оборудованных голыми нарами и железной печкой. Еды и дров не хватало. Во время остановок воровали дрова и еду на рынках и привокзальных буфетах. Справлять нужду в необорудованных товарных вагонах приходилось на ходу поезда. Когда во время такой операции один человек выпал из вагона.   

   Приехали на место.  На время карантина (на две недели) их поместили в здании клуба. Спали мы на соломе, одетые. Днями находились в помещении, выбегали на улицу только в нужник. Ночью справляли нужду рядом с клубом, что вызывало гнев у старшин и сержантов. Еду им приносили в ведрах прямо в клуб. Кормили лучше, чем в эшелоне.  Питались из котелков, потом вылизывали их языком и чистили снегом.    

   Планы изменились, полк погрузили в эшелон и направили на запад страны. Ребята покупали водку, пили даже одеколон.   

   В 1942 - 1944 г. Зиновьев учился в авиационных школах.  В свободное от полетов и занятий время ходили в самовольные отлучки, пьянствовали, занимались мелкими махинациями, воровали, ускользали в самоволку к девчонкам, ухитрялись получить дополнительную порцию еды, доставали выпить какой-нибудь одуряющей дряни.   

   Несмотря на то, что во время учебы в авиашколе он женился и у него родился сын, на фронте он продолжил вести бездумную жизнь "гусара": пить водку с добавками всяких одуряющих напитков, проводить время в разгульных компаниях с женщинами, участвовать в рискованных приключениях. Воровство в их среде не считалось преступлением, потому что воровали то, что принадлежало не индивидууму, а находилось в общественной собственности.

   В 1946 году был уволен из армии. В его личном деле накопилось много такого, что могло бы повредить ему после демобилизации, и он подчистил свой послужной список, изъял все то, что могло насторожить заинтересованных лиц в Москве. К этим проделкам он и впоследствии прибегал неоднократно: подделывал штампы, печати. Благодаря своим способностям подделывать документы он получил хороший источник существования - спекуляция хлебом. По подделанным им документам его фронтовой товарищ даже сделал карьеру: стал работником аппарата ЦК КПСС и важной фигурой в Союзе композиторов СССР 

   Положение в стране в 1946-1948 годах было тяжелое. Зиновьеву, студенту философского факультета МГУ, стипендии не хватало, приходилось подрабатывать по вечерам и ночам грузчиком, землекопом, вахтером, и т.д. Несмотря на тяжелую, напряженную программу учебы, студент находил время на "культурное" времяпровождение, т. е. на пьянство и развлечения. Его пьянство затянулось на долгие годы (57). 

   Как жить и сколько пить - дело личное, но Александр Александрович уверен, что его образ жизни такой же как у всего нашего народа. Отмечает писатель и успехи в восстановлении разрушенного хозяйства, говорит о решении проблем в образования, культуры, управлении, о своей научной работе, но излагает сухо, неинтересно.   

   Пьянство, воровство, бытовое бескультурье рисует такими сочными красками, что рядовой зарубежный читатель может легко себе составить национальный характер и образ жизни русского человека. Для большей наглядности, наверное, он в 1989 году в Милане устроил выставку своих рисунков по теме советского пьянства "Веселье на Руси" (58). 

   Понятно, что автор старается заинтересовать западного читателя. Такое изображение нашей советской действительности принесли ему популярность, но вряд ли добавили славы русскому народу. 

   Солженицын поясняет, что, оказавшись на Западе, многие диссиденты "облыгают народ, лишённый гласности, права читать и права отвечать". Выбрав себе в качестве наставника маркиза де Кюстин, они продолжают изображать Россию в стиле, заданном маркизом-туристом в 1839 году.

   Солженицын приводит цитаты из работ этих знатоков России. В их представлении Россия и русский народ со своим "природным русским рабством" достойны той участи, которую сейчас имеют.

 «Сталинское варварство — прямое продолжение варварства России.»

 «Совесть... у нас постоянно находилась на положении пасынка.»

«Страна Иванов и Емель.»

«Грузин Сталин больше всех приближается к русскому идеалу".

«Колхозы — чисто русская форма». 

«Лишь русские и китайцы могут находить этот социальный порядок естественным»

«Русский социализм вылился в формы, специфичные для данного народа.»

«Сталин возможен был только потому, что русскому человеку нужен был новый царь-Бог».

Вспомнил Александр Исаевич и Зиновьева: "Россия строила своё народное государство" — и получила, что хотела: партия и народ едины, власть общенародна, держится народом" (34).

   Однако ошибся Александр Александрович: народ не поддержал власть, партия рассыпалась на составляющие и социализм, который он считал вечным, канул в Лету. Крайне негативно относился Зиновьев к Солженицыну. По его мнению, солженицынское разоблачение сталинизма - это идеология, раздутая как элемент холодной войны. Авторитет его раздут и навязан нам Западом (59). Социологически Солженицын абсолютно безграмотный человек, все его предложения способствовали разрушению России. Его "Архипелаг ГУЛАГ" - фальсификация советской истории, ложь (60).

    Как литератор, Солженицын ему тоже проигрывает. Солженицынским рассказом "Матренин двор" восторгались только те, кто не имел никакого понятия о реальной обстановке в русской деревне. Его надуманной Матрене, Зиновьев противопоставил в "Желтом доме" реальную Матренадуру. "Русский народ уже избрал свой исторический путь. И уже никакими силами не заставишь его вернуться в прошлое" (57).

   О русском историческом пути и о колхозах плюралистам-диссидентам уже ответил Солженицын (34). Об остальном узнаю из википедии: А.И. Солженицын с 1997 года является академиком РАН по Отделению историко-филологических наук, а Зиновьев увлёкся антинаучной теорией пересмотра всемирной истории Анатолия Фоменко, написал предисловие к его книге (58)(62).

  Ольга Мироновна Зиновьева активно пропагандирует научное и творческое наследие своего знаменитого мужа, но, мне кажется, она напрасно взялась разглядывать соринку в глазу Солженицына через бревно - в своем. Не знала бы я тех подробностей биографии ученого, которые мне сейчас открылись, радовалась бы тому, что мое мнение совпадает с его авторитетным высказыванием, при несовпадении мнений - задумывалась бы о своем недопонимании, незнании вопроса. Теперь - иллюзии рассеялись.

   Я так много внимания уделила Зиновьеву, потому что на форумах в социальных сетях часто вижу сетования о том, что Солженицына изучают в школе, а надо бы - Зиновьева. Явно, те, кто это предлагает, его книг не читал, так же, впрочем, как и произведения Солженицына. Причем, о классике отзываются со злобой, фамилию непременно изуродуют: СоЛЖЕницын или Солженитцер. Ольга Мироновна, участвуя в этом лживом ролике, подливает масла в огонь. Зачем? Обидно, что классиком мужа не признали? Не знаю как в будущем, а пока Игорь Волгин  в своей передачи сказал много хороших слов в адрес А.А. Зиновьева и его произведений, но закончил свою передачу не фразой: "Читайте и перечитывайте классику", а подчеркнул, что изменяет своему правилу, и уверенно сказал: "Читайте и перечитывайте Зиновьева" (63).

 

ПРИМЕЧАНИЯ:       

 

1) Видео "Кто Такой Солженицын Скандальная Правда О Писателе!"         
2) Википедия "Потери в Великой отечественной войне"       
3) Кремлевский самосуд: Секретные документы Политбюро о писателе А. Солженицыне Год выпуска: 1994. ISBN: 5-733-00044-9. Место издания: Москва. Издатель: Родина.         
4) Википедия "Сталинские репрессии"       
5) Википедия "Проблемы авторства текстов М.А. Шолохова"       
6) Википедия "М.А. Шолохов"       
7) Газета "Литературная Россия" № 2018 / 30, 10.08.2018, Рубрика: “Как это было”, автор: Вячеслав Огрызко "ПОСЛЕ СОВЕТА С ПОМОЩНИКОМ ХРУЩЁВА"       
8) Письмо к IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 6 мая 1967г.       
9) А. И. Солженицын "Бодался теленок с дубом"       
10) Письмо «ВОЖДЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» от 5 сентября 1973 г.      
11) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть первая (1974—1978), Глава 1 "Без прикрепы" // «Новый мир», 1998, № 9.       
12) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть вторая (1979—1982), Глава 6 "Русская боль"// «Новый мир», 2000, № 9.       
13) А. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"               
14) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть вторая (1979—1982), Глава ,8 "Еще заботаньки" // «Новый мир», 2000, № 9.               
15) Сараскина Людмила " Александр Солженицын"               
16) Сборник статей и документов "Слово пробивает себе дорогу" стр.59-62, 63-88               
17) Википедия "Письмо группы советских писателей о Солженицыне и Сахарове от 31 августа 1973 года"               
18) Википедия "Письмо сорока двух" от 5 октября 1993 года               
19) Википедия "ВАСИЛЬ БЫКОВ"      
20) Википедия "Олесь Гончар"    
21) Русская историческая библиотека. "Солженицын, Александр Исаевич - биография и творчество. Глава - Кандидат на Ленинскую премию"               
22) Русская историческая библиотека. "Солженицын, Александр Исаевич - биография и творчество. Глава "Возврат на родину произведений Солженицына"               
23) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть первая (1974—1978), Главы 5 "Сквозь чад"// «Новый мир», 1999, № 2.               
24) Вячеслава Огрызко "Что таят архивы о Солженицыне", "Литературная Россия" № 2018 / 14, 13.04.2018 "Особая позиция Константина Симонова"               
25) Википедия "Письмо группы советских писателей о Солженицыне и Сахарове от 31 августа 1973 года"               
26) Вячеслав Огрызко "Литературная Россия" № 2018 / 14, 13.04.2018 "Недовольство помощника Брежнева"               
27) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть первая (1974—1978), Глава 4 "В Пяти ручьях" // «Новый мир», 1999, № 2.               
28) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть вторая (1979—1982), Глава 7 "Тараканья рать" // «Новый мир», 2000, № 9.       
29) Речь А. И. Солженицына в Вашингтоне, 30 июня 1975г. по приглашению АФТ - КПП (Американская Федерация Труда - Конгресса Производственных Профсоюзов).      
30) Речь А.И. Солженицына в Нью-Йорке 9 июля 1975г. по приглашению АФТ-КПП      
31) В. И. Ленин 1908 г. Уроки Коммуны. - ПСС, т. 16, с. 451-454.    
32) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть первая (1974—1978), Глава 3 // «Новый мир», 1998, № 11      
33) Википедия "Генри Киссинджер"            
34) А. Солженицын "Наши плюралисты"       
35) Н. Решетовская "В споре со временем". — М.: Изд-во АПН, 1975.      
36) Н. М. Амосов "Голоса времени"    
37) "Я-АПН-Солженицын (моя прижизненная реабилитация)" Решетовская 2004г. Изд. "Поверенный"    
38). Ирина Антонова Ульяновская правда от 13 ноября 2015 г.  Николай Ледовских: Вершина счастья - сыграть Солженицына)    
39) Галина Вишневская. "Галина. История жизни"        
40) Служили два товарища Автор: Юрий ПАНКОВ Газета "Совершенно секретно" 06.04.2016)    
41) Решетовская Наталья Алексеевна "В круге последнем "RuLit стр. 42   
42) Виктор Тополянский статья "Дело Юдина" Журнал "Индекс/Досье на цензуру   
43) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть третья (1982—1987), Глава 11 "Испытание пошлостью"// «Новый мир», 2001г., № 4   
44) А Солженицын "С Варламом Шаламовым" Дневник писателя/"Новый мир" 1999 г., № 4   
45) А. Солженицын «Новый Мир» 1999, №9. Рубрика “Из редакционной почты”   
46) Ирина Сиротинская “Мой друг Варлам Шаламов.  Долгие, долгие годы бесед”   
47) Лесняк Борис Николаевич «Мой Шаламов», журнал «Октябрь», 1999, № 4   
48) Варлам Шаламов "Четвертая Вологда"   
49) Варлам Шаламов, Собрание сочинений том 4 "Письмо Солженицыну", ноябрь 1962 год 
50) Википедия В. Войнович "Портрет на фоне мифа" 
51) "Александр Солженицын" Л.И. Сараскина, ЛитМир, электронная библиотека, стр. 184
52)"Александр Солженицын" Л.И. Сараскина, ЛитМир, электронная библиотека, стр. 233
53)"Александр Солженицын" Л.И. Сараскина, ЛитМир, электронная библиотека, стр. 237 
54) Википедия "Фонд Солженицына"   
55) Интервью Н .Солженицыной  "Премия Александра Солженицына будет работать в России долго..."// Книжное обозрение. 21 окт. 1997
56) А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть третья (1982—1987), Глава 15 "Неприятные мысли" // «Новый мир», 2003, № 11      
57) ЛитМир - Электронная Библиотека > Зиновьев Александр Александрович > Исповедь отщепенца 
58) Википедия/ Зиновьев Александр Александрович
59) Александр Зиновьев-интервью телеканалу "Совершенно секретно" 1993 год
60) Интервью А. А. Зиновьева телеканалу "Русь" 1997 год. 
61) Википедия/А. А. Зиновьев/Зияющие высоты
62) Википедия/А. И. Солженицын
63) Александр Зиновьев. "Катастройка" / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

 


Рецензии
Да-а, умеете Вы задеть за живое.
Будет желание посмотрите: "Постсоветизм Александра Зиновьева" http://www.proza.ru/2018/03/29/316

Альберт Храптович   03.12.2019 08:15     Заявить о нарушении