Время шлимазлов

Олег Пернай
 Встреча. Одесса.Кафе «Fanconi».

 -Борух! Дружище! Наконец увидел! Да я это, я, Изя! Кричу, кричу, а ты как будто оглох, очкастый, старый хрыч! На меня уже люди смотрят с недоумением. Типа,таки, шо горит, с чего ты  орешь как торгаш бычками на Привозе?
   Но, таки, шалом, уважаемый рав Борух! Сколько лет, сколько зим! Рад тебя,  вдеть, в добром здравии! Извини, что тыкаю, но ты не представляешь,  сколько отвратительных привычек, я приобрел за  время проживания в Израиле,  одна из них, то, что к любому человеку, вне зависимости от возраста и положения, там обращаются на «ты»!
   Для нас это необычно, пока не привыкнешь "тыкать" даже седому старцу, чувствуешь себя не в своей тарелке, а потом, то же самое повторяется в обратную сторону, когда приходится опять менять «вы», на «ты».
    Израиль неплохая страна, во всяком случае, я всем доволен, и полностью принимаю пословицу: «…в чужой монастырь со своим уставом не суются», но прошу, понять мою ностальгию, как репатрианта! Но только между нами. Там дом, а здесь родина, я это душой чую.
  Но, Азохен вей! Почему это я все о себе, да о себе? Когда вижу перед собой,  друга молодости, в таком состоянии! Ма итха? Что с тобой? Ты выглядишь просто ужасно! Как,  мужик, мужику, могу сказать правду, и попросить рассказать о неприятностях, с которыми ты знаком, явно более чем это необходимо.
 Ой, таки прошу извинить, за то, что неосмотрительно устроил треп на улице, потому  что я  слышал, эта Одесса уже не та Одесса, которой была еще несколько лет назад, говорят в этой Одессе уже небезопасно разговаривать на улице, даже по-русски, не  за то, чтобы  уже, по-еврейски!
  Но поскольку мы давно не виделись, и меня настолько  имеет беспокоить твой подавленный вид, что позволю себе пригласить тебя в  Кафе «Fanconi», которое мы в юности называли «Пикейные жилеты».
   Помню, что там  можно было, под холодную водочку, откушать настоящие «Биточки по Одесски», и Одесский же, «воздушный форшмак»! Не то, чтобы в Израиле нет форшмака,  таки он  есть, но не такой. Ни лучше, ни хуже, но другой.
  Так что имею желание, и возможность, пригласить  тебя, в это местечко старой Одессы! И готов заплатить! Не принимай за намек, но, ты  представляешь,  в Израиле, каждый платит  сам за себя, даже будучи приглашенным!

   Когда старые друзья, уютно расположившись, в уголке кафе, где, по их мнению, никому не должны были помешать, впрочем, как и им никто не должен был мешать, и, сделав соответствующий размеру ностальгии, заказ, начали разговор, «ностальгические воспоминания»,вскоре  превратившийся в безудержный пьяный  треп, в стиле «Одесса 80-х».
  Очень может быть, что его  точное содержание, включая,  безудержный  поток мышления, пробившийся  в  результате излишнего злоупотребления спиртными  напитками повышенной крепости, и ставший по этой причине сущим бредом, так никогда и не был бы известен, если бы не трогательная забота о благополучии клиентов, проявленная новым хозяином «Fanconi», «патриотом», потратившимся на камеры наблюдения, при чем такого формата, что можно было, даже не утруждаться прослушиванием записи специально, поскольку все сказанное посетителями  записывалось автоматически. При чем самые интересные моменты, отобранные на основании потенциальной опасности использованных слов, немедленно отправлялись для пристального изучения.   Как шагнула техника!  Какая потрясающая гуманность почти европейского уровня, в стиле, «за шо скакал майдан», потому что уже почти совсем никого,  не нужно  было жечь.
  Друзья не обратили внимания, как на новые камеры, так и на то, что биточки, форшмак и водочку им принес официант, с весьма характерной прической, в силе «взбитый чуб», и  приступили к разговору.
  - Таки, Боря, и за шо, ты такой грустный, чуть не плачешь?
  - То долгий разговор. Но как  другу, могу немножко рассказать, что сегодня меня беспокоит судьба сына,  Саши.
  Ты представляешь, парню уже почти тридцать лет, Ну ладно, не придирайся к словам, ну почти тридцать, пусть ближе к двадцати пяти,  но в любом случае,  у него нет ни приличной работы, ни перспектив, ни даже девушки!
   Целые сутки он сидит около компьютера!  При этом я так и не понял, чем он занимается? Откровенный разговор, заинтересованных лиц, то есть, лично меня и моей жены, его родной мамы, Сони,  на тему: «..как ты будешь жить дальше?»,  ни к чему не привел. Объяснение одно, а, именно, то, что сейчас, в этой стране, он никому не нужен! И, "... вам, что жалко электричества"?
  Конечно, всегда есть возможность выезда в Израиль. И мы этим занимаемся, но теперь мне страшно, что и в Израиле может получиться так же.
  Что то в нем сломалось настолько капитально, что и там он, похоже,   ничем, реально заниматься не будет. Я даже слышал шепотки от соседей, что это уже типичный неудачник, шлимазл, потерянный человек.
  Ты представляешь себе, каково мне, отцу, это слышать! Соня тайком плачет, хотя надеется на то, что все еще может измениться. Как будто, однажды, какая ни будь приличная девушка, обратит внимание на этого неудачника, и вспыхнувшее чувство, растопив лед в его уснувшей душе, пробудит весенние чувства.
   А пока, ее, материнское сердце,  утешается, тем, что он хотя бы не пьет! Что, как, по-моему, таки даже еще хуже!
  Ты же знаешь современных девушек, которые  настолько меркантильны, что вряд ли  способны хотя бы  на жалкое подобие  бушевавших во времена  нашей молодости, высоких  чувств.
  Тем более, если, как категорически настаивает Соня, при выборе подруги, необходимо обязательно учитывать еврейский вопрос,   что, еще более усложняет  ситуацию, поскольку подобного рода  решения, у евреев обычно принимают родители.  В смысле, «ее родители».
   О,  я никого  не осуждаю, забота о счастье дочери, это обязанность каждого родителя, но, такое объяснение, делает  жизненные перспективы нашего шлимазла  еще более мрачными.
  Влюбленная девушка, это ровно половина счастья любого мужчины,  причем, настолько явно  лучшая половина, что я даже иногда ловлю себя на богохульной мысли, насколько верно, во время, утреннего благословения, «биркот а-шахар», читать:  «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной».
  Притом,  что, в то же время, хотя исполнение Заповеди Торы, «плодитесь и размножайтесь», действительно является исключительно, обязанность мужчины, но, разумеется, ее невозможно выполнить без участия женщины. Ведь именно на женщине лежит предписанная мудростью, обязанность, выполнять волю Всевышнего, наполняя этот мир Его созданиями. Итак, женщина, такая же часть замысла Творца, как и мужчина. С этой точки зрения вполне понятно, что они равны. Как бы  кому то не хотелось иного. И без ее благожелательного участия, возможность Сашки, измениться в лучшую сторону маловероятна.
   Такие, ты должен признать, отнюдь не безосновательные мысли, меня настолько терзают, что, откровенно говоря, стал замечать, что водка, стала частым  явлением на моем столе.
  При этом дошло до того, что мне уже безразлично, кошерная ли она, освящена ли раввином?   О, разумеется, этот, щедро дарованный, любящим нас, владыкой мира,  способ, смягчения  восприятия реальности, пребывания в сей юдоли слез, не запрещен, и употребляется  только мной. 
  Мои домочадцы, Саня, как и  Соня, пока его игнорируют, и это очень хорошо, поскольку: «.. муж пьет - половина избы горит, а жена пьет – вся изба в огне». Вопрос в том, надолго ли?