Ах, судьба моя, судьба. Глава пятая

Иринга Тулуханова
               

                14.11.2019.

    Когда мы начали жить вместе, разговоры шли ежедневно. Впервые, встречаясь с посторонними, я заметила, что мне нечего им рассказать, обо всем говорилось дома. Что было, что есть. Насчет "что будет", кажется, мы не говорили. Жили в режиме реального времени.

  - Какая у тебя специальность?
 
  - Учитель русского языка и литературы.

  - Вот кто меня русскому языку научит.

    Не научила. Смотрю на днях, написал под фотографией дочери "моя принцеса". Две "с", вообще-то, товарищ папа. Но это не главное. Орфография, пунктуация, орфоэпия, синтаксис, грамматика мне надоели за последние семнадцать лет. Вернее, не надоели, а я поняла, что не в этом суть. Главное - в смысле слов, а не в том, правильным ли языком это выражается. Можно написать с ошибками, но, как говорится, от души к душе душевно". А можно не допустить ни одной филологической ошибки, но совершать главный промах своей жизни - не развиваться душой и умом, более того, можно даже деградировать этими же составляющими человека. А можно развиваться умственно, но быть черствым себялюбящим человеком. И это как бы некомфортно для рядом находящихся. Комфортно будет только таким же холодным людям. "Лед и пламя", по-пушкински. Пламя остывает, лед тает.

    Я же тебе написала в "Одноклассниках" полный расклад. Что-то, смотрю, ты тоже стал немногословным. Что ли это правда? Или только со мной и теперь? Заметь, в конце фразы идет повышение голоса. Назревает скандал. Шучу, конечно. Для этого надо находиться рядом и не пять минут. Когда я тебе написала о своих проблемах, ответом было: "Житие твое". Удалила из друзей, удалила сообщения. Отомстила.

    Прошло года два-три. Приезжаю из Анапы этой осенью. Твой брат говорит, ты в Анапе как раз был те дни. Нахожу в "Одноклассниках". Снова в "друзьях". Теперь-то я стала бережнее относиться к людям, которые могут разговаривать откровенно и правдиво. Их мало.... пойду схожу на кухню. Братец сказал, ты бросил даже пить и курить.

   - И стал какой-то не такой, - сказал он.................................... .........................................................Так, я на кухню минут через пять появлюсь. Я, как национальный герой эпоса: что вижу, слышу, о том и пишу. Кстати, мы в детстве с сестрой пели песни длинные, в которых говорилось о том, что происходит в жизни и душе, наверно, мне так проще,  проще сказать правду, по чесноку, чем промолчать или соврать, если что-то солгала, все равно потом надо сказать правду, вот такой менталитет ..........................................


   - Уже вернулась, - сказала я плавным голосом.

     Человек всегда возвращается туда, где ему было хорошо. И к тем людям, с которыми было хорошо, легко, радостно, спокойно. Или хотя бы хочет это сделать. А если не может, то мечтает, вспоминает. Воспоминания - самая радостная часть моей жизни. Там, где тебе говорили правду, учили жизни, подстраховывали, решали проблемы и говорили, как предохраниться от проблем в будущем, конечно, спокойно. Нежели сидеть по уши во вранье и молчании. Плавали, знаем, и продолжаем в этом плавать.

   Вообще, последние несколько лет прожила в каком-то тумане. Может, туман и неплохой, в общем-то, особых эксцессов не происходит, бывают правда, периоды, когда жизнь не мила. Слава богу, нашла выход. Снова вышла на твоего братца. И теперь не намерена терять. Ходим в "позную". Он сказал, что в его жилах течет бурятская кровь, поэтому он любит бурятскую кухню. Иногда он бывает с друзьями.

   Для читателей, не живущих в Сибири, поясняю: позные - это кафе, где главным блюдом являются изделия из теста и натурального мяса, типа пельменей, только большие, с ладошку в форме юрты с дырочкой вверху, в каждой юрте наверху - отверстие для дыма из костра. Моя бабушка, когда была маленькая, жила в юрте. Юрты делались из стволов деревьев и покрывались шкурами убиенных животных. Если будете есть позы и мясо окажется ненатуральным, значит, хозяева кафе и работники - не буряты. У бурят добавлять в мясо что-то, кроме лука, чеснока и специй - западло. Их сами же посетители буряты сожрут вместо поз, и проще будет закрыться, чем продолжать гнать пургу. Поэтому в Иркутске в бурятских кафе всегда аншлаги, даже армяне и другие представители приезжих народов, именуемые теперь гастарбайтерами, ходят в позные, хотя неправду говорю, мусульмане тоже готовят из чистого мяса, у них тоже хорошие кафе. А, и вьетнамцы тоже. И китайцы. Русская кухня хороша рецептами, но не составом продуктов. Там ингредиенты разворовываются уже на стадии приготовления. Порции маленькие, цены высокие. В общепите надо следить за работниками. Выносят все, вплоть до посуды. Когда-нибудь напишу подробно. Там роман надо писать в стиле Артура Хейли.

   Вот украинская кухня - это да. Были в Крыму с дочерью, как раз ты в очередной раз ушел, пришлось снимать стрессы. В Алуште была столовая при санатории. Цены смешные, порции огромные. Мы брали комплексные обеды на одного человека, и то оставалось. Кроме купленных блюд на столах лежали (бесплатно): красные перцы, большие головки лука и чеснока, соль, перец - все, как я люблю. Хлеб вкусный. Уж на что Настя ковырялась в еде, и то иногда просила повторить второе. В Ялте, возле Ласточкина гнезда, был ресторан в каком-то здании Екатерины Второй, в конюшне или где, а сидеть можно было на свежем воздухе, берег Черного моря, официант принес на тарелках с золотыми ободками борщ с пампушками и чесноком. Тарелка на тарелке, я это обожаю. И блины, фаршированные кусочками фруктов. Опять же порции огромные, цены смехотворные по сравнению с иркутским общепитом. У нас тогда было наоборот: цены высокие, порции маленькие.

   Насте было пять с половиной лет. Благодаря тому, что ты ушел, у нее получилась первая поездка на море.

   Сначала ты ушел к Ольге, сестре. К Андрюхе уезжал до того и после того, на три часа, на день-два. К Ольге ушел типа окончательно. Видимо, она решила, если ты год с лишним не кололся и, тем более, выходишь на другой день на работу в крупную оптовую фирму, с тобой можно иметь дело и даже жить вместе. Она об этом пожалела, когда в первые же два месяца ты снова сел на иглу, да так резко, что она стала прибегать ко мне на работу:

   - Он вчера у тебя не ночевал?

   - Да нет.

   - Где же он? Может, ты его заберешь?

   - Да уж спасибо.

     Через время стою на работе, смотрю, ты, паренек и девушка поднимаетесь на второй этаж по лестнице с пакетом.

    - Уже че-то понесли, - подумала я и окликнула. Ты вернулся, показал пакет с какими-то вещами.

    - Уже где-то что-то подогнали, - подумала я, вспомнив твои похождения до меня.

    - Он живет на какой-то блатхате, там такой беспорядок, грязь, - сказала через несколько дней пришедшая сестра, - они там чуть ли не на полу спят.

      Потом наступила пасха. Знаменательный день. Ольга с мужем закрыли тебя на железную дверь. На окнах решетки. Думали, тебя это остановит. Ты разобрал замок по винтикам, вынес японскую видеокамеру и продал за три тысячи на Центральном рынке. Тут сестра забила тревогу по все родне. Прибежал старший брат-юрист:

    - Аня, сходи на рынок, забери камеру, Ольге продавщица не отдает. Сходи, заберешь ее себе.

      В этом твой брат весь. Забрать у человека, но не отдать хозяину. Возможно, он провернул подобную ситуацию со мной впоследствии. Но, слава богу, хотя бы кто-то как-то был наказан.

      Через время выхожу с работы, стоишь весь зелено-желтый, это еще гепатита не было. Выцепляю за шкирятник. Звоню твоему брату.

    - Клади его в наркологическую, в платную, мать потом все оплатит.

      Идем на Чехова. Прием у врача-нарколога.

    - Сколько доз в день?

    - Чек.

      Проверили. Все органы в порядке. Дал бог здоровья. Футболист, че. Когда-то входил в юношскую сборную по футболу, ездили по стране, забивали голы в разные ворота. Может, спортивное прошлое и помогло выжить. Да еще армия. Кстати, из вас выживших я знаю троих: ты, Пашка (он тоже после армии) и Оксанка (трое детей, все нормальные, ей церковь помогла, были такие центры, увозили за город, там нарки землю копали, грядки садили, жили коммунами, мы с Аленкой, женой твоего брата, как-то ездили, там эти перевоспитуемые такие довольные были, собрания устраивали, разбирали поведения, могли отчислить за нарушения, там даже курить нельзя, сами друг за другом следили, главные у них - из бывших, сильные лидеры, я одного знала, он в центре работал, нариков к себе подзывал и отправлял на эти перевоспитания, у них было по принципу Макаренко, вот они капитально завязали, им комфортно в своей среде, вместе легче бросать. И надолго получается. Особенно с божьей, в прямом смысле, помощью. Здесь религия сильно помогает. Представляю, как они молятся, там уж точно всю душу выворачивают, через такое прошли. Почему их родители не объединялись, ни с чем не боролись, никуда не ходили. У тебя мама все-таки добилась своего. Есть такие способы.

      Первый раз положили в Юбилейку за две тысячи. Рублей. Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. До дефолта. В Юбилейной наркологической больнице лечение было рассчитано на месяц.

      Ведь помогало, когда я кому-нибудь говорила о лечении наркоманов, их родители отвечали, мол, бесполезно, однако, ты жив, а сколько лежит на кладбищах, не было государственной работы по этому вопросу, теперь хватаются за голову, но это было время правления Ельцина, тогда многие в верхах и низах делали деньги, цыгане и русские поднялись на торговле героином, стали ездить на джипах, покупать квартиры, строить дома, потом их дети подсели и поумирали. Теперь, с две тысячи восемнадцатого года цыганам бароны дали приказ не торговать наркотой, а торговать на улицах бижутерией, сумками, очками и т.д.


     - Для чего ты колешься?

     - Чтобы уснуть.

     - Так пей димедрол.

       Ты засмеялся.

       Теперь я подозреваю, что героин не был чистым, так как многие наркоманы бросали по своему желанию, особых ломок не припомню, чтоб рассказывали, одни хотели испытать кайф, другие, чтобы успокоиться, чтобы прошло это состояние, когда нервы не на месте. Ломку легко перекумаривали в тюрьмах и армиях. Нет наркоты - нет проблемы. Хорошо помогала водка, ее, правда, называли некоторые "свинячий кайф", но лучше свинячий кайф, чем отлететь на золотую................


       Пойду собираться на работу. Завтра продолжу. Шахерезада, че.