Красная мельница крутится, вертится

Елена Потемкина
      1889 год,  Париж  готовится к грандиозной всемирной выставке, приуроченной к столетию взятия Бастилии. Под руководством Гюстава Эйфеля построена башня, которая будет служить входной аркой на выставку, возводятся павильоны для экспозиций чудес техники - электричества, фотографии, автомобилей.
      Ну, а кто и как будет развлекать многочисленных участников выставки из разных стран мира? И об этом позаботились сметливые французы.
      Шла так называемая «прекрасная эпоха» - расцвет культуры, науки, техники, рождение кино и метро, люди хотели новых зрелищ, новых интересных открытий.
      На Монмартре Жозефом Оллером и Шарлем Зидлером вовсю готовилось к открытию новое кабаре «Мулен Руж» – «Красная мельница».
      Почему, красная? А потому, что совсем рядом, здесь же на Монмартре находился Пигаль–район «красных фонарей». Так что, после «Красной мельницы» гости выставки, если пожелают, конечно, могут отправиться продолжать банкет на соседнюю улицу красных же фонарей. Вот такой вот гештальт получался.
      Кабаре открывается с помпой шестого октября 1889 года. У входа в заведение поставили красную мельницу, крылья которой вертелись и зазывали посетителей.  И народ буквально ломился в  «Мулен Руж». Аристократы,  богема,  рабочие,- все хотели попасть сюда. А кабаре не обманывало их надежд!
      Изысканные интерьеры  в  модном стиле «модерн» располагали  к отдыху и настраивали на романтическо-эротическое времяпрепровождение.
      Считается, что в «Мулен Руж» впервые в истории был исполнен стриптиз. Хотя какой это был стриптиз?! Две натурщицы  художников, которые были завсегдатаями заведения, перебрали с горячительными напитками и, запрыгнув на стол, начали раздеваться под музыку. Закончилось все  не  совсем оптимистично и симпатично, - компанию оштрафовали на сто франков (что было немало по тем временам) и выгнали вон. Больше стриптиз здесь не исполнялся никогда!
     Первые, самые знаменитые канканистки   «Мулен Руж», увековеченные Ренуаром и Тулуз- Лотреком, Ла Гулю и Жанна Авриль  были самоучками, но просто обожали танцевать и настолько зажигательно это делали, что никто не мог устоять, вернее, усидеть на месте, выбегали на сцену и пускались в пляс, импровизируя на ходу.  Получалось просто потрясающе! А зрители за столиками  вместе с танцующими визжали от восторга.
     Визитной карточкой заведения стал канкан (cancan-шум, гам с французского) - энергичный, веселый танец, разновидность кадрили, который появился несколько раньше заведения.
В 1858 году Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду», где впервые прозвучала задорная,  мелодия, на которую прекрасно «лег»  канкан.
     Под стремительную музыку в головокружительном прыжке танцовщицы вскидывали ногу и с визгом садились на шпагат. А надо сказать, что они были далеко не худосочными, а очень даже пухленькими. Как у них получалось все это - большой вопрос.
     Художники боготворили «Мулен Руж». Они приходили сюда и пытались запечатлеть эту сказочную фантасмагорию на своих полотнах. Удавалось это только избранным - Пикассо, Ренуару и Тулуз-Лотреку- покровителю и доброму гению кабаре.
     Есть художники, полотна которых узнаешь сразу по особенному почерку, по только ему присущей особой манере письма.
     Анри Тулуз-Лотрек именно из них. Родившись в богатой аристократической семье, но получив в детстве серьезную травму ног, после которой они перестали расти, Анри не мог посвятить себя военной службе, которой  обычно  занимались отпрыски дворянских семейств. Но это и к лучшему, - иначе, мы никогда бы не узнали самобытного, единственного в своем роде художника - постимпрессиониста, воспевшего «Мулен Руж» в своих  творениях и обессмертившего первых канканисток.
    Откуда-то из глубины  памяти выплывают необычные портреты женщин Лотрека - ломаные линии фигур, карикатурность лиц, схематичность одежд, а взгляд оторвать невозможно, хочется смотреть и смотреть, не отрываясь, изучать детали и штрихи.
    Он приходил сюда почти каждый вечер, садился за один и тот же столик у сцены и рисовал, часто рвал рисунки, которые ему не нравились, и начинал снова. Работоспособности и искрометному чувству юмора этого маленького человека можно было позавидовать. Он был замечательным собеседником, у которого было множество друзей.
    Но, как водится, умер в тридцать семь лет от алкоголизма, непризнанным, на руках своей обожаемой матушки… Потом пришло и запоздавшее признание.
    И танцовщицы, запечатлённые Тулуз-Лотреком, тоже закончили свою жизнь весьма плачевно, но Франция любит и помнит их.
    Прах самой знаменитой канканистки  Луизы Вебер (Ла Гулю) по указу тогдашнего мэра Парижа Жака Ширака был с почестями перезахоронен в 1990 году на кладбище Монмартр.
    
Что  сегодня представляет из себя «Мулен Руж»?
Идем знакомиться с самым знаменитым кабаре, - увидим, что изменилось, а что осталось прежним. Вперед!
     Невозможно представить себе Париж  без «Красной мельницы» , а «Красную мельницу» в каком-нибудь другом городе.
    Французы любят говорить: « Кто был в Париже и не посетил «Мулен Руж»,  тот не сможет до конца понять, что же такое Париж».
     Хотя в Париже, помимо этого кабаре, есть, например, «Лидо» и «Крейзи Хорс», не говоря о других, менее известных заведениях.
     Но именно «Мулен Руж» как проверенный временем коньяк, с флёром таинственности, с богатейшей историей всегда будет на первом месте, что бы там не говорили.
     Только здесь можно увидеть «самый канканистый» канкан, самые интересные интерьеры, самое красивое представление.
     С 2000 года на протяжении почти двадцати лет с неизменным успехом идет  представление под названием « Феерия».
     Наше представление начинается в 21-00, поспешим, нужно прийти заранее, чтобы обменять контрамарки на билеты и получить лучшие места, в билете места не будут указаны, так что, кто первый встал…, тот их и занял.
     Когда нет представления, крылья мельницы стоят на месте, а уж когда представление в разгаре, все вращается, все горит, все течет, все изменяется. Красота!
     Получили в кассе билеты, идем внутрь. Дресс-код кабаре  рекомендует надевать вечерние или элегантные наряды. Мы, зная это заранее, привезли из дома подходящий "прикид", другие посетители тоже  красивые и  нарядные,- красиво, торжественно, идем все, как на праздник в направлении фейс-контроля. Но что это? Вернее, кто? Большая группа китайских туристов в растянутых одинаковых свитерах, видавших виды кроссовках да еще и с рюкзаками за спиной…Праздничное настроение готово улетучится, скорее внутрь, не позволим никому испортить нам праздник…Пройден строгий фейс-контроль и вежливый секьюрити подбирает  на компьютере нам места, мило улыбаемся ему, в целях получить самые удобные и, вуаля, милая девушка нас провожает к совершенно замечательному столику, расположенному возле самого выхода артистов, с которого прекрасно видна сцена.
     Столик на четверых, кого интересно, к нам подсадят?
     Официант приносит в ведерке со льдом бутылку шампанского (входит в стоимость билета).
     Никакие дополнительные блюда не заказываем – есть, что ли, сюда пришли?!
     Рассматриваем  интерьер заведения. Зал оформлен как часть парижского бульвара конца позапрошлого века, – круглые тумбы с афишами Тулуз-Лотрека, старинные «пушкинские» фонари, гирлянды из лампочек, стены, расписанные сценками из жизни кабаре, столики с белыми скатертями, но, в основном,  преобладает красный цвет – стулья, декор, покрытие на полу.
     Фотографировать строго запрещено. А мы и не собирались, зачем нам международный скандал.
     Официант подсаживает к нам за столик двух элегантных мужчин лет 45 и 70. Который помладше всячески поддерживает своего спутника, отодвигает стул, помогает удобно устроиться за столом.
- Голубые,- думаю бессовестная я (вот они, нынешние реалии), за что вскоре становится очень стыдно.
     Оказалось, сын привез пожилого отца аж из Австрии специально на это представление.
     За знакомство пьем шампанское.
     Моя хорошо знающая английский дочь, непринужденно и весело  болтает с соседями.
     Я же, учившая немецкий в школе и институте, в общей сложности десять лет и ничего не помнящая, кроме, Strafrecht и Zivilrecht с глупейшей улыбкой ( со стороны это смотрелось, скорее всего, именно так) продолжаю скрупулезно рассматривать интерьер кабаре.
     Тут еще моя любимая дочка Наташа что-то им говорит, и все трое смотрят на меня с полувопросительной улыбкой.
     Я с таким же выражением смотрю на них (что мне еще остается делать?!)
     -Мама, я им сказала, что ты много лет учила немецкий.
 Гоголь «Ревизор», немая сцена.
Да, не получилось не ударить в грязь лицом перед иностранцами,- за державу обидно…
      Но зато ударившее в голову шампанское уже не позволяет  испортить мое замечательно - праздничное настроение.
      И в этот же момент зазвучавшая громкая  музыка возвестила о начале долгожданного действа!
      Танцоры в ярких, разноцветных костюмах со страусовыми перьями выходят на сцену и затягивают нас в атмосферу веселья, праздника, волшебства. И ты уже отрываешься от реальности и оказываешься внутри этой невероятной сказки, участвуешь в этой великолепной мистификации.
     Сцены динамично сменяют одна другую -  танцующие жрицы Древнего Египта, корсары, на палубе пиратского корабля, а вот вдруг  на сцене появляется  нереального размера аквариум с  огромным удавом внутри, в него прыгает полуобнаженная девушка, змея опутывает собой ее тело, они плавают в обнимку,  потом девушка берет змею в руки и держит ее уже над водой. Неоновая подсветка создает абсолютно космическую нереальность, завораживающую тебя целиком и полностью. (Напрочь забыли про оставшееся шампанское).
     Номер длится не более 5 минут, но сердце и время как будто замедляют свой ход.
     На сцене уже цирк шапито - клоуны, сиамские близнецы, жонглеры, дрессировщицы с живыми крошками-пони, воздушные гимнасты парят под потолком. Невероятно!
     А вот и бальзам на душу - русская кадриль - девушки в кокошниках и шитых золотом сапожках и казачки в кубанках и красных рубахах.
     Мы тоже подтанцовываем за столом - энергетика танцоров  передалась нам.
     И,наконец, такой долгожданный гвоздь программы,- канкан! Танцоры в сине-бело-красных костюмах, а ля французский флаг (так похожий на российский) творят на сцене настоящие  чудеса: крутят сальто, прыгают на бешеной скорости в шпагат, в этом же шпагате буквально скачут по сцене, все это сопровождается визгом и смехом.
И мужчины танцуют канкан, - вот бы никогда не подумала!
     В следующей сцене посредством танца рассказана история «Мулен Руж»  с момента открытия до наших дней.
     Попурри из песен Эдит Пиаф, Ива Монтана, Шарля Азнавура, которые здесь когда-то тоже пели, завораживает, чарует, пленяет.
     Хотя во многих номерах танцуют топлесс, посещать представление разрешается даже детям с 6 лет.
     Большинство труппы - не французы, очень много славянских лиц, есть танцовщики из России.
     Ребята и девушки с великолепной балетной подготовкой,- в кабаре проходит очень строгий отбор танцовщиков.
Все очень красивые, стройные, длинноногие( в отличие от самых первых танцовщиц). 
     Заканчивалось представление  номером, с которого и начиналось, только девушки  уже в других костюмах, и под занавес на них зажглось множество ярких лампочек…Незабываемое зрелище!
     Так хотелось, чтобы  шоу продолжалось и не было ему конца и края. Но почти два часа пролетели абсолютно незаметно, мы тепло простились с нашими австрийскими соседями и с самим кабаре, подарившим  нам столько радости. А внизу, на представление, начинающееся в 23-00, уже стояли счастливчики, которым только предстоит все это увидеть, услышать и полюбить.