О парашютах, батутах и прочем

Елена Тихонова-Соловьева
Еще раз об "Арнау". Довольно длинно, но все равно невместимо. Ибо события такого масштаба невозможно загнать в какие-либо рамки. Просто мысли по поводу. Без претензий на объективность и истину в последней инстанции.

В том числе и о фан-клубах. Логотипы добровольных объединений это тоже ордена и медали артиста. Нелегко заслужить такие награды. Пожалуй, даже труднее, чем государственные. «Талантом можешь ты не быть — лауреатом быть обязан», - достаточно много профессионалов следуют этому принципу. Строят карьеру. Сражаются за знаки отличия. Собирают трофеи. Человек слаб и такой выбор понятен. Хотя и печален. К счастью, у нас обратный случай. Награды с завидной регулярностью находят героя. Более того, dears не устают напоминать, что призов много не бывает. Голосуют. Требуют прозрачности оценок. Не устают вопрошать: «А судьи кто?»

Удовольствия, увлечения, развлечения это то, что поэт назвал «виньетка ложной сути*». Они не питают душу. Есть масса занимательных, талантливых, признанных артистов разной степени успешности. Имя им легион. Но парадокс в том, что людские души начинают наполняться только после встречи с лучшими из них. И вот тех, способных пробудить от спячки, вытолкнуть из диванного комфорта, разворошить муравейник стереотипов — таких совсем немного. Считанные единицы. Такие творцы становятся достоянием всего человечества. И наш человек — один из них. Из тех немногих, способных оживить закаменевшее сердце. Отогреть душу. Помочь расправить крылья.

И Лебеди как напоминание о том, что природа человека — счастье. Так же как сладость — природа сахара, а соленость — природа соли. Да, да, мы все заучивали, что человек создан для счастья, как птица для полета. Но, положа руку на сердце, задумывались ли над этими словами? Ведь в первую очередь в голову приходит идея о парении, а во вторую…во вторую ничего не приходит. Все место занимает дедало-икаровская* мечта.

По размаху и масштабности действа «Арнау» сродни полноценному оперному спектаклю. Такой себе гигантский мюзикл одного артиста. Более цельного, полновесного, глубокого и насыщенного действа трудно ожидать даже в классических репертуарных театрах. И это совсем не театр абсурда*. Причем динамика не только в калейдоскопе сцендвижений. С этим все прекрасно. Подвижность заложена в жизненности, чередовании тематик. Этом хлебе насущном для разума и души. Даже накладка с аппаратурой не сбивает представление с ритма, а врастает в ткань событий, становится ее неотъемлемой частью.

Без антрактов и отдыха. Сцена за сценой, действие за действием разворачивается панорама человеческих ценностей. Жизненных радостей и печалей. Но и в горе, и в радости на всех присутствующих нисходит поток энергии счастья.

Вспоминается пастернаковское: цель творчества самоотдача. И мы знаем тому множество примеров. Прекрасные артисты творят на подмостках и съемочных площадках. Но кроме желания отдавать, нужно иметь что отдать. Какой стороной раскрыться миру. Не переходя на личности: мы впервые видим как может воспарить душа, не отравленная азартными играми, разгулом, табаком, алкоголем.

Человек счастлив в служении. Разница лишь в том, кому служить. Счастлива мать, заботясь о ребенке. Счастлив человек, отдавший все силы своему делу. А вот человек, служащий своему телу, счастливым быть не может. Не получается. Все время тревожат какие-то опасения: страх потерять , страх проиграть и оказаться лузером, страх перед быстротекущим временем.

Пересказывать шоу дело неблагодарное и ненужное. В шоу нужно погружаться. Вместе со всем стадионом. Но обозначить некоторые особо выдающиеся всплески эмоций придется. Коротко. Без особых подробностей. Пунктирной линией горящих сердец.

Что в кураже тебе моем?
Ведь кровь вскипает в жилах
Хоть драйвом назови его, хоть нет.*

Ветер перемен. Основная идея «Арнау»: обращаясь к лучшим традициям, сберегая наследие предков, опираясь на высочайшие достижения мировой культуры, выйти из замкнутого круга комфортного существования. Понять свое предназначение и тем самым открыть источник безграничного счастья. Личного и неотъемлемого. Не подлежащего возврату или обмену. Бесстрашного перед лицом неумолимого времени. Потому что счастье — это природа души. Только неразумие, непонимание вселенских законов держит нашу душу , нашу спящую красавицу в заложницах. В коматозном сне.

Чтобы раскачать публику, довести до нужного каления, создан целый блок мощных, динамичных, сотрясающих основы основ композиций. И грандиозная «Олимпико», и красочная «Lay Down», и танцевальный дивертисмент в клетке под куполом стадиона — тормошат, будят, ошеломляют дерзостью замысла и красотой исполнения. На фоне этого роскошества образов и идей запомнилась сценическая трактовка композиции «Lay Down». Просто бесконечное сплетение аллюзий. Эдакая помесь броневичка с чатланами планеты Плюк*.

Незабываемый день. Сидят счастливые люди, удобно устроились на кромке пирса. Болтают ногами на пристани, далеко ведущей в море всенародной любви.

Незабываемое чувство, когда твоя музыка настолько цепляют людей, что ее делают частью своего дня. Цитируют и напевают. Когда огромный стадион, до краев заполненный десятками тысяч зрителей, вдохновенно объединяется в единстве мелодии. Той самой, которую ты привел в этот мир. И тогда наградой автору становятся волшебные ощущения. Переживания на всю жизнь и они незабываемы абсолютно!

В Лебедях поймала себя на мысли, что не ощущаю солистку как талантливого мастера паратанцев*. Казалось, что девушка в любую секунду может легко вспорхнуть из кресла и только волею хореографа, в силу драматического замысла остается там. Это ли не победа над обстоятельствами. Над приговором неумолимого судьи по имени Судьба. Знаково, что в рождении композиции о преодолении, ведущую партию исполнял человек, познавший вкус беды. Не могут жить в разлуке лебеди. Не могут жить в разлуке dears и Димаш.

И еще, это неодолимое желание быть ближе к своему зрителю. Почти всегда у рампы*. На границе сцены и зала. Даже паря над стадионом в сияющей корпускуле*, попытка приблизиться хоть на сантиметр .

Преображение через страдание. Любовь как высшее проявление, как единственная сила, способная победить боль утраты. Любовь — память. Любовь — благодарность за встречу на этой земле.

Любовь это всегда непросто. А любовь в многолетней разлуке это путь по вертикали. Восхождение по отвесной стене. Невероятный, немыслимый путь. Невыносимо печальный и светлый. Счастливый вопреки. Горькая сладость. Счастье наперекор надломленным крыльям. Чувство, которое не купить и не отнять. Наитие, доступное лишь отчаянно смелым.

Финал представления как радость священного безумия. Освободительного исступления. Ведь отдано все. До последней капли. До донышка. До состояния звонкой блаженной пустоты, когда тело движется на автомате, а сознание пребывает в нирване.

О высоте голоса. Он ни разу не женский. Да, высокий, но с совершенно мужскими обертонами. А доходя до запредельности, пересекая черту возможного, восходит к первозданному звуку. Оказывается эшелоном выше, там где нет разделения голосов на женские и мужские.

Перед нами не просто певец, артист, исполнитель высочайшего уровня. На сцене царит музыкальная стихия под кодовым названием Димаш. Голос, наполняющий паруса. Алые паруса. Ветрила надежды, мольбы, любви.

Прыгать или не прыгать. В принципе, для человека спортивного, с хорошей координацией нет особых проблем в этом прыжке. Но его надо сделать! То есть понять физику процесса. Здесь же приземление на четверенчатые пятереньки пришлось убирать монтажом. Оно того стоило? Достаточно пары часов работы с тренером, который объяснит принцип работы батутной сетки и механику вращения. И все, никаких проблем. Нет, не было и не будет. Пока же все происходит под дамокловым мечом травмы. Самодеятельность порождает самонадеянность. Ведь есть опыт шоу «Вышка», где взрослые люди осваивают за несколько тренировок довольно сложные прыжки. Во всяком случае украинский вариант был очень и очень достойным. Хотя здесь меня можно упрекнуть в пристрастности.*

Концерт был феерическим и мы задаемся вопросом: есть ли предел совершенству? Куда расти дальше? Вокал уже запредельный, с языками все потихоньку налаживается, даже с танцевальными па лихо справляется. Смею предположить, что в ближайшие несколько лет мы увидим свой, неподражаемый пластический стиль Димаша. Ведь танец есть отражение внутреннего мира. Да, нужно знать его правила и законы. Так же как нужно знать ноты. Но после этапа старательного (и успешного) ученичества приходит время импровизации. Поисков собственного хореографического языка. Способа самовыражения в танце.

«Арнау» это самодостаточное произведение. Не поделка на скорую руку. Не продукт идентичный натуральному. Да, в первую очередь он создавался как праздник для Казахстана. Но какой же праздник без дорогих гостей! Пир на весь мир, как наглядный пример настоящей любви к Родине. Событие не вмещается в привычные рамки шоу. Слишком многозначен, далек от пустопорожнего развлечения. Для оперы слишком эстраден, для мюзикла неподъемно масштабен. Перед нами самостоятельное произведение. Некогда был на ТВ был популярен такой формат, как фильм-концерт. Кто знает, может «Арнау» станет именем нарицательным. Названием нового жанра, основанного на восхитительном живом звуке, глубокой драматургии и современных спецэффектах.

Есть культурные мероприятия, культурные проекты, но «Арнау» это событие. Неординарное явление. Вклад в сокровищницу мировой культуры.

С легкой руки Димаша мир начинает знакомиться с современным Казахстаном, с его культурным наследием, учить казахский. И первыми словами на неведомом прежде языке еще недавно экзотической (а теперь такой родной) страны, становятся «рахмет — спасибо» (да не какое-нибудь, а «;лкен рахмет — большое спасибо») и «махаббат — любовь». Любовь как пример любви к родной земле. К стране. К миру и ладу в семье. И все это не декларативно. Не лекцией о пользе дела, а как неотъемлемая часть жизни. Составная часть личности.

Концерт-шарада. Концерт-загадка. Концерт-головоломка, которую каждый будет снова и снова разгадывать самостоятельно. Потому что это не просто шоу высокого класса, это база для роста личности. Тревожный чемоданчик*. Комплект для оказания экстренной индивидуальной помощи каждой душе.

Какой небывалой мощи должна быть харизма, чтобы зрители позабыли об усталости, о проблемах со здоровьем, о заботах и тревогах. Чтобы прикоснулись, примагнитились, припали к источнику чистой энергии. Зарядились до максимальной отметки. Под завязку, да еще и про запас с собой унесли. В смартфонах и планшетах. В собственной памяти. Как завет, пример, назидание всем, кому пока не выпало такого счастья.


Чего бы не коснулся царь Мидас*, оборачивалось золотом. Чего бы не коснулась золотая душа — оборачивается счастьем.


*ссылка на подготовку к событию https://www.youtube.com/watch?v=7X2Q_QA1akE


*Напрасные слова - виньетки ложной сути — цитата из песни А. Малинина «Напрасные слова»

*Дедал и Икар — древнегреческий мастер Дедал сделал для себя и сына Икара крылья, скреплённые воском.

*Театр абсурда — направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. Часть литературы абсурда. В отличие от логичных пьес обычной драматургии, автор передает читателю и зрителю свое ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по-новому.

*ритмическая форма Шекспир/Пастернак/Пушкин:

— Что в имени тебе моём?
(А.С. Пушкин, посвящение в альбом красавице польке Каролины Собаньской.
— Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
(У. Шекспир, «Ромео и Джульетта»; перевод Б. Пастернак)

*Плюк — вымышленная планета, на которой разворачивается основное действие художественного фильма режиссёра Георгия Данелии. Плюк — чатланская планета в галактике Кин-Дза-Дза. На ней нет воды, так как из неё сделали луц (топливо), поэтому поверхность Плюка — песчаная пустыня, а жители обитают в подземных помещениях.

*Паратанцы — вид спортивного танца для людей с ограниченной подвижностью.

*Рампа — невысокий длинный барьер, проходящий вдоль авансцены, а так же место крепления осветительных приборов.

*Корпу;скула (от лат. corpusculum, крошечная частица) — мельчайшая частица материи или эфира. Употребляется в трудах М. В. Ломоносова (наряду со словами «атом» и «молекула»).

*На шоу «Вышка. Украина» ведущим тренером был николаевский спортсмен, олимпийский призер Илья Кваша. Потрясающей доброты и скромности человек. Видела его становление (тренировала совсем другую группу). От младшеклассника до юноши. В спорте высоких достижений тренер становится членом семьи. Ведь даже родители видят своего ребенка меньше, нежели наставник. А в зале и в бассейне ничего скрыть нельзя. Кто как работает, кто чем дышит, кто на что готов пойти ради достижения цели. И главное, отношение к товарищам.

*Тревожный комплект или тревожный набор — набор предметов, заблаговременно подготовленный для использования в случае экстренной ситуации.

*Царь Мидас — древнегреческий правитель, попросивший чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено. О чем он потом горько пожалел, ведь одежда, люди, еда тоже становились золотыми.







*ссылка на событие https://www.youtube.com/watch?v=qwpS3vQfH_g