Птенцы гнезда Симургова

Елена Тихонова-Соловьева
Есть события, истинное значение которых понимаешь лишь на расстоянии времени. Сначала это видится как грандиозный и впечатляющий, но концерт. Спустя недели, месяцы, годы начинаешь осознавать весь масштаб явления. Потрясающего события, быть современником которого - великая честь.

«Симург впервые явил Себя в полночь,
в Китае, вот диво!
Его перо там упало,
приведя все народы в волнение.
Каждый избрал себе некий образ,
и каждый, образ увидев, что-то дальше предпринял.
***
Если бы не обнаружился образ Его пера,
и вся красота мира — лишь отражение того сияния.
Искусство обязано сиянию того пера своим бытием,
не всполошился бы мир в такой мере.»

Аттар «Беседа птиц»**


Вот уж поистине с нами говорит вечность. Словами поэта, написанными девятьсот лет назад. Много войн и несчастий случилось с тех пор. Зарождались и рушились государства, менялись границы, величие превращалось в прах. Мы даже толком не знаем тех народов, которыми управляли гордые правители. Время стерло имена сих вершителей судеб. Лишь ученые, пробиваясь сквозь архивную пыль, пытаются восстановить контуры былого. Но Культура неподвластна времени. Не удивительно, что сегодня идея соборности культур, идея восстановления незримого Шелкового пути явилась в Китае. Родилась, окрепла и цветет буйным цветом.

В закрытом сосуде вода быстр становится затхлой. Закрытое общество (проверено временем, подтверждено историей многих стран) деградирует и довольно быстро. Открытость, сотрудничество, обмен лучшими достижениями ведут к процветанию. И не только — да и не столько — к материальному.

Век 12-й подарил аллегорию, взгляд на смысл существования. Век 21-й принес человечеству понятие «нематериальное наследие». Хоть обряды, праздники, танцы, звуки вполне себе материальны, их невозможно поймать, удержать, спрятать в карман. Как невозможно схватить солнечный зайчик. Зато чем больше мы узнаем о нематериальном наследии, чем бережнее собираем его в общую копилку, тем радостнее открываем для себя изначальные истины. Основу мироустройства.

Путь познания сложен из препятствий. Тяжким трудом дается каждый шаг. Великим подвигом лучших людей. Ежедневным подвигом всего рода людского. И в помощь нам дается путеводная нить — Музыка. Музыка — это то, что помогает разглядеть радость. Взлететь, вознестись, воспарить к небесам. Принять горечь утрат, подняться после падения, возродиться из небытия. Музыка - это то, что прикладывают к рубцам. То, чем лечат израненную душу.

Подарок Муз созидает, образует и образовывает. Создает образы. Минуя языковую кодировку, несет знание от сердца к сердцу. Мелодии — это не только красиво, эффектно, зрелищно. Должна быть драматургия музыки, внутренний монолог.*** И здесь мы его увидели. Воочию. В полном объеме. Причем не для избранных, не в органном зале, не на церковных хорах — на грандиозной площадке. На стадионе. В месте, доступном для десятков тысяч.

Именно в таком формате призваны творить верные служители искусства. Те, кто одарен великим талантом и мудр сердцем. Те, кто ни на шаг, ни на йоту не отступает от выбранного пути. Надо ли говорить, что речь идет о Димаше? О человеке со множеством эпитетов, самые скромные из которых Солнце, Культурный Посол Казахстана и Соловей моего сердца.

И раньше, и теперь артисты принадлежат к кочевому племени. Их жизнь — дорога. Их задача — нести красоту, мудрость, любовь людям всего мира. Менестрели красоты, акыны мудрости, трубадуры любви без устали разгоняют тьму невежества. Несут свет и радость в дни благоденствия. А особенно в темные времена, когда небо кажется с овчинку и земля уходит из-под ног. Тысячи и тысячи посланцев Музыки колесят по свету. Птицы перелетные, время от времени они возвращаются в родные гнездовья. И только Симург — царь всех крылатых созданий — может собрать вместе таких разных, таких необходимых, таких сладкоголосых вестников мира. Созвать на слет, на праздник, на карнавал. В обитель, сплетенную из волн гармонии.

Любовь — высшее предназначение человечества. Когда двое (иногда даже вопреки правилам, семьям, обществу) несут верность через бури и сражения — они следуют своему высшему предназначению. Потому что правила могут не работать, семья заблуждаться, общество ставить свои интересы выше людской судьбы. Но Любовь все расставляет по местам. Этот высший судия одновременно неумолим и милосерден. Милосерден к тем, кто следует его заветам.

Порознь Он и Она беспомощны. Или унылы, если идут на поводу у обстоятельств, отказываются от собственного Я. Их окружают разнообразные не те и жизнь оказывается полупустой. Не достигшей высшей октавы бытия. Огниво*** и хворост порознь тоже совершенно бесполезны. Балласт. Но вместе они рождают пламя — согревающие, питающее, созидательное, вселенское.

Люди, разобщенные на народы, страны, культуры, тоже обречены влачить жалкое существование. Вечные страхи, гнев, обиды не дают им подняться выше примитивного выживания. Но объединенные любовью, они становятся всемогущими. И первым шагом к этому могуществу является осознание ценности культур всех народов. Всего, что по прутику собиралось пока не стало Гнездом. Домом. Колыбелью человеческого разума. Разума, способного одолеть земные пределы и войти в мир духовный. Безграничный. Безупречный. Безукоризненный.


ссылка на событие https://www.youtube.com/watch?v=fU9Sxckcfs4

*Симург (авест. m;r;;; sa;n; «птица Саэна», пехл. S;nmurw и перс. ;;;;;;, тадж. Симур;, узб. Semurg') — фантастическое существо, царь всех птиц. Также известно в мифологии тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья. Чаще он воспринимается как вещая птица справедливости и счастья. Однажды Симург обронил перо, пролетая над Китаем. С тех пор Китай стал благословенным краем.
Символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

**В поэме Аттара «Беседа птиц» ( ХII век) 30 птиц под руководством мудрого удода отправляются в путешествие на гору Каф в поисках Симурга, своего Господина. В ходе своего странствия они преодолевают Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления и, наконец, вступают в Пустыню Уничтожения и Смерти, где находится дворец их Повелителя. Там птицы с изумлением обнаруживают, что Симург, которого они искали, — это они сами (слово Симург означает на фарси «30 птиц»), что Он живет в их сердцах, очистившихся в ходе долгого странствия. Симург, таким образом, может быть истолкован как символ «незримого единства».

— Архитектурный символ Нур-Султана «Байтерек» в казахском языке означает «дерево жизни», то есть является деревом, на котором Симург свил своё гнездо.
— Виктория Полевая, «Симург-квинтет» (2000) — произведение для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (Украина).

***Должна быть драматургия музыки, внутренний монолог. — высказывание Владимира Спивакова https://www.youtube.com/watch?v=oIzcLwU73nM отметка таймера 31:30

****Огни;во — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX веков, когда были изобретены спички.