Книги Елены УЗУН

Елена Узун
***
Книга музыковеда и журналиста Елены Узун "Раду Поклитару. Свободный танец" - первое научно-популярное исследование о творчестве известного хореографа современности, уроженца Молдовы, поставившего более 40 спектаклей в лучших театрах СНГ. Особая ценность издания состоит в том, что оно написано о хореографе, получившем признание во многих странах мира. И надо отметить, что в Молдове не так много известных людей, которых можно назвать «Гражданами мира», символизирующими наше искусство далеко за ее пределами. Их можно по пальцам перечесть: Мария Чиботари, Ион Друцэ, Евгений Дога, Эмиль Лотяну, Борис Эйфман. Раду Поклитару достойно увенчал этот список своим удивительным даром творить свой, совершенно новый балет, вписавший Молдову в мировую сокровищницу мировой театральной культуры. Книга повествует о 16 первых лучших постановках Раду Витальевича, содержит биографию, периодизацию творчества и послесловие, обобщающее стилевые и жанровые особенности творчества хореографа-постмодерниста. Издание отличается великолепным дизайном и уникальными фотоматериалами.
Стоимость экземпляра 200 лей

***
Ну, вот, друзья и получилась моя новая книжка «Дневники души», состоящая из прозаических и поэтических миниатюр, написанных за период 2014-2016. Решилась ее издать в год своего 55-летия и уже имею рецензию моего лучшего друга - композитора Василия Медведя. Финансовую поддержку изданию оказала Национальная кампания «Люблю Молдову», учрежденная Игорем Додоном, за что ему особая благодарность!
В. Медведь: "Рождение книги – это таинство, а истоки ее содержания и причины появления на свет Божий, как и формирование её внутренней неповторимости, увязаны в едино-проявленное созидательное целое, знаменующее собою глубинную потребность писателя к обретению себя через творческий акт.
Сборник прозаических и поэтических зарисовок Елены Узун «Дневники души» несет на себе все признаки подобного таинства, в совокупности своей позволившие автору обращаться к своему читателю на индивидуально-глубоком, свойственном ей, уровне. Искрящийся юмором, пронизанный необычностью аллегорических смыслосочетаний, своеобразный язык Елены Узун воплотил в себе наиболее характерные аспекты психологического портрета самого автора. Оттого вслушиваться в музыку слов прозы и поэзии сборника столь же интересно, как и размышлять по прочтении ее психологических и философских эссе.

Не могу не остановиться на оформлении издания, усматривая в этом еще одну грань непостижимой природы создания книги. Сборник очень светел, изящно оформлен, с великолепно подобранными к соответствующей тематике стихов, философских эссе и прозы иллюстрациями и фотоматериалом.
Титульная обложка украшена репродукцией картины известной картины Клода Моне «Тополя в солнечном свете» в ярком представлении стиля импрессионизма; факт этот не скроется от внимания знатоков искусства живописи, поскольку семантика Елены Узун столь же эстетична и столь же детально выверена. Вне всякого сомнения, многогранная творческая деятельность писательницы, предшествующая созданию «Дневников души», нашла свое отражение и в оформлении облике книги. Утонченные черно-белые иллюстрации, объединившие прекрасные картины и фотографии, тщательно отобраны и подогнаны. Совершенно очевидно, что жанр сборника - поэтико-прозаические зарисовки -возник именно в силу философии изобразительной семантики, столь медитативно- многозначной, как и смысл текстовых миниатюр. И как тонко сохраняется ритм чередования иллюстраций и текстов в подсознании читателя - непредсказуемо, свежо, предполагая некое выделение семантических капель-жемчужин, придающих особую вариационность визуальному содержанию сборника.
Меня лично очень тронуло то, с каким вниманием и любовью автор написал в предисловии о своих родителях, прошедших непростой жизненный путь и передавших Елене оптимизм в стремлении к смелой жизненной трансформации. Уверен в том, что читатель по-особому отнесется к книге – в том числе и в силу ее глубоко гуманистическому, в этом смысле, аспекту.
Должен сказать о том, что разнонаправленность творчески - философских, личностных воззрений писательницы и поэтессы Елены Узун не мешают восприятию книги и самого творческого портрета автора «Дневников души» в их целостном многообразии. Человек многогранен, и его душа отражается в массе событий и явлений, что Елена Узун лишь подтверждает на страницах своей книги. Я так же уверен и в том, что по прочтении «Дневников души» мы с вами станем ближе и наблюдательней к неповторимой палитре нашего собственного «Я».
Книга приглашает к доверительному, достойному отношению человека к себе самому, равно как и к окружающим нас людям. Она ведет нас по ступенькам самопознания, сплавляющим обычно-бытийные и сокровенно-философские грани в единое целое душевных замков, загадок и решений жизненных кроссвордов и коллизий. Тонкая наблюдательность Елены, чуткость и стремление дышать «свежих воздухом надежд», проявляют прелестную молодость души человека, творящего и следящего за творчеством других. От души поздравляю Елену Степановну Узун с выходом в свет сборника «Дневники души» и желаю автору сборника многих лет полноводной творческой жизни».
Стоимость экземпляра 100 лей

***
Татьяна Мигулина:"Краски дня" уже тертий сборник Елены Узун за последние несколько лет. Он издан при содействии Национальной кампании «Люблю Молдову», учрежденной президентом РМ Игорем Додоном. «Вторая половина жизни - вещь неопределенная. Тут вроде и вперед движешься, а вроде назад - к себе, - говорит Елена. - А сколько предназначено - неизвестно. Потому тороплюсь, бегу, чтобы успеть, написать, описать. Потому и спешу, сорвав в охапку запахи весны, навстречу пряной поджарке лета. Бегу без остановки навстречу себе, оторванная от босоногой радости детства, перескочив перегруженную знаниями юность и странными трудами жизнь. Бегу от всего этого к себе. Может, получится?»
В последнее время Елена заметила любопытную вещь: многие картины, художественное фото стали стимулом к ее литературным эссе. «Это даже не поэтическая рецензия на живопись, а то, что я считываю за ней, ощущая некий сокрытый смысл, - комментирует Елена. - От изобразительного искусства и возникли первые импульсы к поэтическим и прозаическим миниатюрам».
«Удивительна способность поэтессы к созданию тонких, многоплановых семантических образов-узоров, - комментирует Василий Медведь, композитор-музыковед (Бостон, США). - Порой мне кажется, что слово, само по себе, исходящее из-под пера Елены Узун — это уже живой образ. Образ мира, до боли знакомого, но — наполненного иным содержанием и подающего надежду вопрошающему уму. Мира глубоко личного, изменившегося благодаря внутренней трансформации самой поэтессы».
Татьяна Захарова-Опря: "Как человек тонкой душевной организации, обладающий способностью увидеть многомерность нашей жизни и преобразовать ее поэтическое слово, она в течение многих лет создавала поэтические и прозаические зарисовки, писала стихи и своеобразные сказки-притчи, часть из которых и вошла в авторский сборник «Краски дня». Еще один интересный момент – внутренний мир Елены соткан из необычных и светлых переживаний и населен множеством сказочных персонажей — стрекоз, драконов и принцесс. Все они принимают незримое участие в ее жизни, имеют на все свое мнение и любят поспорить между собой. Читая эту книгу, невольно задумываешься – а не стоит ли за твоим плечом Дракон Емельяныч? А вдруг – в минуты счастья на твоей шее сияет нежнейшее ожерелье из сияющих стрекоз?"
Стоимость экземпляра 100 лей

***
Авторский альманах «Перекрёстки судьбы» объединяет ряд театральных рецензий и публикаций о композиторских судьбах, связанных с Молдовой. Это своего рода музыкально-театральные «перекрёстки» в жанрах оперы, балета и мюзикла. Потому что многое я в своей жизни видела, описала, и со многими людьми свела судьба. Как музыковед я тяготею к музыкальному театру. Спектакли Национального театра оперы и балета Молдовы предстанут «в первых рядах» с характеристикой постановок не только оперных, но и драматических режиссеров, не только Молдовы, но и, к примеру, Италии (Андреа Баттистини). Охвачена в книге и область Украины, приютившей ряд ярких творцов из Молдовы. Представлена Одесская опера в балетах «Крик», «Спящая красавица» и опере «Тангейзер». Особе внимание уделено «Киев Модерн-Балету» в коллекции рецензий, продолжающих беседу о творчестве хореографа, которому была посвящена моя первая книга «Раду Поклитару. Свободный танец» 2012 года выпуска. Это чрезвычайно интересный пласт современной хореографии, отражающие весь спектр творческих устремлений уроженца Молдовы Раду Поклитару, ставшего культовым хореографом мира и покорившим лучшие сцены Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Риги, Минск, Кишиневаи Одессы.
Раздел «Театральные рецензии» очень разнообразен и включает не только сферы «опера, балет, театр драмы и комедии», но и подборки рецензий по режиссерским именам. Например, Театр Бориса Фокши, Петру Вуткарэу, Элеоноры Констаниновой, Ильи Шаца, Виталия Дручека…
Есть в книге и два особых обзора – «Жанр мюзикла, электронной, рок- и зонг- оперы авторов из Молдовы» и «Михаил Булгаков в театрах Кишинёва», дающих представление о преломлении сходных жанров и тем в разных театрах и постановочных временах. Такая «палитра обзоров» даёт живое представление о ведущих театрах Молдовы, их стилистике и пульсации творческой мысли.
Раздел «Композиторы» включает очерки и творческие диалоги с композиторами Молдовы и с теми авторами, чьи судьбы связаны с музыкальной историей нашей страны. Это Геннадий Чобану, Василий Медведь, Евгений Дога, Георгий Мустя, Мариан Стырча, Лауренциу Гондю, Игорь Якимчук. В разделе затронуты разные творческие поколения, разные страны и вопросы о том, как реализуются композиторы, связанные с Молдовой у себя на Родине и не только. Цель сборника - показать некий срез авторских наблюдений как итог 25 лет мой творческой деятельности, что важно не только для культуры Молдовы, но и связей с другими странами.
Стоимость экземпляра 100 лей

 

Пятая книга Елены УЗУН сборник поэзии и прозы «А может?» содержит более пятидесяти новых стихотворений и ряд прозаических миниатюр.
По мнению американского композитора Василия Медведя: "Сложность и непредсказуемость нашей жизни рассматриваются автором на страницах сборника в великолепном разнообразии, и поддаются трактовкам Елены с присущими автору открытостью и драматизмом. Умение поэтессы и писательницы охватить глубинные пласты экзистенциальных вопросов-вызовов, встающих перед современным человеком, подкреплено глубинным, бесспорным даром аллегорического видения жизни, позволяющим Елене Узун создавать поэтические образы бездонной глубины и значения.
Разделу поэзии посвящено шесть глав сборника: «Следы отражений», «Осенние арки», «Радиации Луны», «Цветочные танцы», «Обещайте себе весну». Особо выведены в главу «Музыкальные Приношения» стихи, посвященные творческому осмыслению семантики произведений Игоря Стравинского и Сергея Рахманинова.
Проза Елены экстравертна, более светла по содержанию, легка для чтения. В «Троллейбусных Историях» Елены Узун прослеживается идея общности жителей столицы, идея разделенной, одной на всех проживаемый жизни. В этих миниатюрах присутствует понятие «мы». Юмор, теплота, доступность языка изложения данных миниатюр, соседствуют с созерцательным размышлением и наблюдательностью автора за жизнью столицы, самих кишинёвцев, выписанные Еленой в доступно-подкупающей манере.
Талант поэтессы неразделим от ее личностного портрета, что, в существенной мере, повлияло на творческое становление Елены Узун. Метафорическая составляющая поэзии Елены Узун делает возможным преобразить внешний, казалось бы, хорошо знакомый нам с вами мир, в нечто совершенно обратное – в реальность, полную тайны и мистики живого перевоплощения потенциального, сокрытого, в – проявленное. Порою мир наш – слишком жёсток и неуютен, чтобы об этом не писать. И эти оттенки прожитого, опытно прочувствованного, так же находят свое место в поэзии Елены Узун".
Стоимость экземпляра 100 лей

***
Шестая книга Елены УЗУН «МОЛДОВА. ОПЕРА. БАЛЕТ» имеет второй подзаголовок "История. Персоны. Премьеры", дающий более точное представление о структуре сборника.
Авторское предисловие
Сборник публикаций «Молдова. Опера. Балет» предназначен для широкого круга читателей и повествует о личностях и постановках в истории оперно-балетного искусства Молдовы. Молдавский театр оперы и балета был создан в 1957 году. 62 года – заметный срок для становления и развития столь крупного явления. Тем более, что музыкальный театр в Молдове один и только ему уготована слава лучшего театра страны! У нас самая крупная театральная труппа в Молдове – численность сотрудников в разные времена составляла от 600 до 900 человек. Национальный театр оперы и балета имени Марии Биешу – это не только огромный талантливый коллектив, но и самое мощное и эффектное театральное здание в республике.
Работать в такой организации – большая ответственность, каждый специалист уникален и каждая постановка – событие исторического значения. Не менее ответственна роль музыкального критика в освещении деятельности столь яркого и неповторимого явления, как оперно-балетное искусство страны. Тем более в Молдове – стране многонациональной, противоречивой – на грани ХХ и ХХI веков. Но я всегда знала, что стану сотрудником театра и буду помогать его продвижению в информационном пространстве.
О театре я писала многие годы и накопила больше количество материалов, которые заслужили размещения в отдельном сборнике. На самом деле, у меня их куда больше – всегда осознавала некую ответственность перед оперным искусством, ибо с детских лет была приучена слушать лучших вокалистов мира в лучших партиях и спектаклях.
Для более детального представления советую ознакомиться со структурой сборника и названиями его глав.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ИСТОРИЯ
Опера Молдовы
Балетное искусство Молдовы
ПЕРСОНЫ
Судьба певца: мой отец Степан Дмитриевич УЗУН
Тамара Алёшина-Александрова
Людмила Ерофеева
Страхи и радости королевы сцены. Интервью
с Еленой Образцовой
Певица, стоявшая у истоков театра
Секрет вечной молодости. Михай Мунтян. «Паяцы»
Владимир Драгош. Юбилей
К 70-летию Владимира Закликовского
Борису Материнко 70 лет
Перфекционистка Елена Герман
«Путеводные звезды» Натальи Марагарит
Соловей оперной сцены Лилия Шоломей
Марина Радиш: «Опера увлекла меня полностью»
Удачи Ольги Бусуйок
Вдохновенное сопрано Гюльнары Райляну
Думитру Кырчумару: «Я люблю нестандартные решения»
Ускользающий шлейф вилисы…
Возвращение на любимую сцену – Мария Полюдова и Владимир Статный.
«Воскресший образ» или уникальное дарование?
ПРЕМЬЕРЫ
Macbeth -2017
Премьера «Отелло», или новая попытка прорыва
«Риголетто» в Бутученах
И в третий раз Бутучены. «Кармен»
«Дон Жуан» в Национальной опере
Опера «Манон» в Молдове
Премьера оперы «Тайный брак»
Опасная невесомость Оффенбаха
Возрождение балета «Лучафэрул» Евгения Доги
«Спартак» взошёл на свой Эверест
Стоимость 100 лей

***
Седьмая книга Елены Узун «Я человек из прошлого» явилась новым этапом активной творческой деятельности в жанре поэзии. Это сборник стихов, аллегорически созвучных идее цикличности. Сборник подразделен на следующие составные главы - сезоны жизненных и личностных циклов, своим содержанием затрагивающие вопросы, как общечеловеческого, легко узнаваемого, так и глубоко личного характера, о тематических особенностях которых упомяну более детально ниже:
"Рождественские песни" – предвосхищение грядущегo жизненного цикла. Осмысление героиней задач и вызовов на новом витке.
"Золото в серебре" – освещение внутренней, сокрытой от внешнего глаза, жизни личности. Раскрытие идеи нерастраченных сил и потенциалов, ожидающих своей реализации.
"Зимние мысли" – сезон переосмысления себя, время непростых внутренних прозрений, полемических, по сути, диалогов со своим я.
"Время весны" – разворачивание нового жизненно-личностного цикла и сопряжённые с этим эмоционально-эстетические состояния.
"Вариации сирени" – своего рода модификатор творчества, аромат предощущений, в итоге - ключ, способствующий переходу от темы весны к творческим откровениями музыкальных ассоциаций.
"Музыкальные посвящения" – тонкие ассоциации, корнями уходящие в мир профессионально-эстетических пластов культуры, которые Елена Узун плодотворно разрабатывает на протяжении многих лет в силу своего опыта и интереса к данной тематике в качестве театрального критика, профессионального академического музыканта и журналиста.
Рубрика "Чернила межсезонья" – мрачновата, загадочна, тревожна и показательна в том, насколько поэтический образ шире возможной его трактовки. Задача её показать обратную, мощную составляющую неприметной, на первый взгляд, жизни. Равнодушие внешнего мира стимулирует в итоге парадоксально-активную творческую реакцию поэтессы. Все совершается внутри нас, а на внешнем плане - ветер земля и звезды.
Хочу пожелать новой книге Елены Узун своей независимой жизни, своего благодарного читателя. Самой же поэтессе творческого полноводья и свободно творящего духа.
Василий Медведь. Июль 2019
СТоимость 100 лей.
-------------------

ПРИМЕЧАНИЕ. Цена книг для пересылок несколько выше и включает услуги почты.