Крылатый цирк

Елена Большакова 2
       Сезонные нестыковки и природные катаклизмы – это то, к чему мы начинаем привыкать, но всё же нередко будоражат они наше инертное восприятие.

       Помню, как-то тревожно вдруг стало: потемнело средь бела дня. Потянуло сквознячком. У кого-то с грохотом захлопнулось окно... Не может быть! - Середина октября в Сибири характерна зимними приметами, а тут...

       Выйдя на лоджию, я утвердилась в своих подозрениях о приближении грозы: на фоне мрачно-чёрного неба на горизонте сверкнула молния, пока ещё не сопровождаемая  громом.

       Я поспешила  принять традиционные в нашей семье меры "против шаровых молний". Моя свекровь, Анна Александровна, сталкивалась однажды в грозу с подобным явлением, когда жила ещё в деревянном доме частного сектора, и своим рассказом навела ужас на все оставшиеся поколения.

       Итак, я принялась за герметизацию квартиры: плотно закрыла створку окна, стоящую на проветривании и принялась за дверь лоджии.

Вдруг моё внимание привлекла  крыша соседней пятиэтажки. Там, на остове старой коллективной телевизионной антенны, состоящей из стойки и перекладины, происходила необычная птичья возня. И птички были солидные по размерам. Хорошенько прислушавшись и приглядевшись, я по фривольному поведению,  без особого труда определила в них городских ворон.  Их было, как я впоследствии установила, ровно семь, и на моих глазах они разыгрывали настоящий цирковой спектакль. Крылатыми гимнастами использовался принцип то ли качелей, то ли катапульты. Это непрерывное динамичное действие попытаюсь описать, разбив на фрагменты.

       Представьте себе четырёх ворон, сидящих, как косточки древних бухгалтерских счёт, на верхней перекладине телевизионной антенны "плечом к плечу". Как уж там, приставными ли шажками, но поступательно двигаются птички от одного конца антенны к другому. Причём, "правофланговая" в этой шеренге ворона, продвигается к краю с превосходящей скоростью и, вследствие этого, уходит в отрыв от трёх остальных. Как только она достигает конца перекладины, две, следующие за ней, взмывают в воздух, и, пока они аккуратно облетают стойку антенны, чтобы пристроиться в начало постоянно двигающейся очереди, свободный край на скорости атакуют "из стратосферы" две их подружки. (Схема: две улетели - две прилетели, одна в центре, одна готовится к старту, одна - "в космическом полёте").
       Итак, под тяжестью и напором двух птиц конец перекладины резко оседает вниз и подбрасывает приготовившуюся к прыжку акробатку так стремительно, что она несётся ввысь реактивным снарядом. Ей даже крылья не нужно пускать в ход до тех пор, пока хитрым манёвром, напоминающим фигуру высшего пилотажа "мёртвая петля Нестерова", не переходит она в затяжное пике. Следующая ворона настигает предшественницу, повторяя фигуру на большей скорости и, приземляясь содновременно, они дают мощный импульс катапультирования очередной экстремалке, достигшей заветного стартового стола.
      Замечательно! Птицы использовали и особенности предгрозовых воздушных потоков, и халатность людей, бросивших на крыше отслужившую своё и потерявшую прочную неподвижность антенну, и собственные виртуозные полётные возможности, и коллективный разум, - не побоюсь этой громкой философской формулировки.

       Легко представляя эту картину, я затрудняюсь грамотно её описать вам, дорогие любители природы. Возможно, я чего-то и упустила? Все ли вороны использовали право суперпрыжка, или одни из них, в силу "столетнего возраста", например (говорят, что живут представители вороньего племени и до двухсот лет), - исполняли служебные роли?  - Об этом я судить не могу, так как все действующие лица для меня, к сожалению, были "на одно лицо... и перо".

       Как завороженная,  забыв про возможность эффектных кадров, смотрела я предгрозовое представление "воздушно-земных братьев по разуму", которое длилось минут десять-пятнадцать - до первых дождевых потоков, не замечая завывания сквозняка в моей квартире, под сполохи молний и под раскаты грома  аномальной в это время года грозы.

       Понятно, я всё же захотела сфотографировать необычных артистов.
Оторвавшись на миг от фантастической картины, чтобы сделать, хотя  бы несколько доказательных кадров, я упустила финал. Вернувшись с фотокамерой, застала лишь опустевший гимнастический снаряд. Прозевала самое интересное: как я думаю, это было не менее безупречно отрепетированное экстренное сворачивание группы. "Вороньим клином", наверное, покинули арену?... Вот и кусай, после этого локти, несостоявшийся фотохудожник-документалист...

Одно я могу сказать: моё отношение к пернатым резко качнулось в сторону уважения. После, я частенько поглядывала на ту выдающуюся антенну, но – увы и ах! Больше ничего похожего на этот феноменальный аттракцион, мне наблюдать не довелось. Цирк улетел.)))




Фото из Интернета. Большое спасибо автору.