Тренинг Идеал в литературе

Анна Кашина 2
Женский нравственный идеал в женском романе

   Неудивительно, что в разные времена и идеалы в литературе были разные. До начала 19 века идеал олицетворяли в основном мужчины (Мифология, фольклор, Древнегреческий, Древнеримский эпос и вся Античная литература прославляла мужчин и их подвиги в возвышенных поэмах, лишь изредка место идеала занимали женщины (Афина Паллада, Гомер, «Одиссея» и др.); религиозная литература средневековья – в гимнах и поэзии, ставила эталоном Христа, в эпоху Возрождения женские идеальные образы стали завоёвывать умы и сердца читателей драматических жанров и сонетов (Джульетта – Уильям Шекспир, Лаура  – Франческо Петрарка); эпоха Просвещения утвердила роман, как наиболее универсальную литературную форму для культивирования нравственного идеала, через образы мужчин и женщин «Путешествие Гулливера» – Джонатан Свифт, «Монахиня» – Дени Дидро, «Исповедь» – Жан-Жак Руссо и пр., в которых остро поднимались вопросы морали; в эпоху Романтизма  и Реализма в 18 веке в Европе женщины стали принимать участие в научной и государственной жизни наравне с мужчинами, поэтому началом женского литературного творчества также можно считать конец 18-го, начало 19-го веков. В русской литературе в это время главенствовала переводческая направленность, поэтому рассмотрим зарубежную литературу. Интересным кажется уделить внимание женскому роману, как образцу нравственного идеала эпохи, которая блистала яркими именами: Джейн Остен и сёстры Бронте, (Англия), Жорж Санд (Франция),  и пр., прославляющие женские моральные качества, характеры и волю.
   Виднейшей представительницей английского реализма, направления, сменившего романтизм, является Джейн Остен, автор великих женских образов, ставших идеалами для своего времени, да и на все времена,  поскольку героини романов описывались не в исключительных, вымышленных обстоятельствах, как в романтических произведениях, – а были типичны и действовали в обыденных обстоятельствах, что актуально и по сей день. Рассмотрим идеал женщины на примере двух романов писательницы: «Чувство и чувствительность», 1811 г. и «Гордость и предубеждение», 1813 г., в заглавии которых просматривается  противоборство двух каких-либо категорий личности человека. («Чувство и чувствительность», то есть, «Разум и чувства» – в переводе контраст обозначенных категорий показан чётче).
В обоих романах воспевается не только эстетическая красота женщин, а и другие их добродетели: благородство, доброта, честь, скромность, преданность любви и дружбе, жертвенность и милосердие. И особенно возвеличивается сестринская любовь и преданность своему роду. У главной героини романа «Чувства и чувствительность» Элинор есть младшая сестра, красавица Марианна, с которой связаны явные драматические события романа, на фоне которых Элинор проявила свои лучшие качества, как благородный человек, рассудительная и умная девушка, и конечно, как любящая сестра. Вначале романа автор описывает её так: "Элинор, старшая из сестёр, чьи уговоры оказались столь успешными, обладала живым умом и спокойной рассудительностью, позволившими ей в девятнадцать лет стать советницей матери (...) душа у неё была прекрасная, сердце доброе и привязчивое, а чувства очень сильные, но она умела ими управлять. Умение это её мать так пока и не приобрела, а одна из сестёр твёрдо решила никогда не приобретать". Возникает вопрос: зачем создавать образ сильной девушки на фоне других? Вероятно, автор добивался читательского очарования характером главной героини, положительной оценки её поступков, сострадания её бедам и восхищения её стойкостью в трудных жизненных ситуациях, благодаря здравому смыслу. В общественно-политической жизни Англии были большие перемены, женщины начали занимать активные позиции, становиться равноправными с мужчинами, поэтому, вероятно, возникла необходимость показать внутренний мир женщины и её стойкость, отвагу и героизм, чтобы доказать, что женщина по праву может считаться равной мужчине в общественной жизни, также здраво может принимать решения и нести ответственность за них. Можно предположить, что автор учит читателя справедливости и решительности, так как героиня отчаянно боролась за жизнь любимой и любящей её сестры, утешала мать, поддерживала слуг, выходила с достоинством из конфликтных ситуаций со знакомыми и родственниками, и, в то же время автор учит христианскому терпению и всепрощению, так как Элинор не боролась за своего возлюбленного, а отдалась на волю Бога, просто смирилась и ждала, за что и получила вознаграждение в виде возлюбленного, который тоже был весьма благороден. Таким образом, женский идеал наделён чертами зрелой личности: решительностью, терпением, здравомыслием, достоинством, чувствительностью и чувством, а внешне - вполне обычной женственностью.
    Самоотверженная сестринская любовь проявляется и у главной героини романа «Гордость и предубеждение», Элизабет. Вторая из пяти сестёр, которые участвуют и в курьёзных и в драматических событиях, описанных в романе, – она, считаясь отцом, самой рассудительной и здравомыслящей, в отличие, например, от старшей сестры Джейн, которая была просто красавицей и всеобщей любимицей, – совершила много ошибок то из-за гордости своей начитанной натуры, то из-за предубеждений, которые царили в её семье. Вот как характеризует Элизабет автор: "... мистер Дарси быстро посмотрел на Элизабет, перехватил ее взгляд, потом отвел глаза и холодно сказал: – Она совсем даже ничего, но недостаточно хороша, чтобы привлечь меня, пока я не в том настроении, чтобы выручать молодых девушек, уничиженных другими мужчинами (...) Мистер Дарси ушел, оставив у Элизабет не слишком теплые чувства в свой адрес. Однако своим подругам она рассказала эту историю чрезвычайно снисходительно, потому что была человеком живого и игривого характера, поэтому ее тешило все смехотворное". Автор подчёркивает одновременно её пренебрежение к манерам Мистера Дарси и благородство, ведь она, хоть и обиделась, но обратила произошедшее в шутку, рассказывая подругам. Надо заметить, что при тех обстоятельствах, в которых она проживала, род её обеднел, но достоинство и честь, главные добродетели молодой девушки  чётко противопоставлялись "добродетелям" членов её семьи:страсть к балам, офицерам, кавалерам, сплетням и снобизму. С ходом событий,  в которых Элизабет проявляла себя по-разному, иногда гордо и глупо, иногда вежливо и милосердно, мистер Дарси разглядел её внутреннюю красоту и стал восхищаться ею. Например, он наблюдал, когда Элизабет пешком пришла через поле и грязь навестить Джейн в дом соседа, который в нескольких милях от её дома, так как волновалась за здоровье сестры, отправленной в гости в дождь дальновидной матерью в расчёте на то, что Джейн простудится и её оставят в доме, чтобы сначала позаботиться о её выздоровлении, а затем влюбиться и позвать замуж, так как владелец дома был не только привлекательным молодым человеком, а ещё и обеспеченным. Мистер Дарси оценил её порыв сестринской любви. И хоть он повлиял на решение друга жениться на Джейн, и разлучил влюблённых, и порой вёл себя высокомерно, например, когда сам делал предложение Элизабет, – он всё же поспособствовал необходимой в тех обстоятельствах женитьбе младшей сестры Элизабет, зная, насколько это важно для неё, и чтобы помочь избежать позора всей семье. Словом, оказался благородным молодым человеком, в которого Элизабет наконец-то влюбилась, когда он уговорил-таки своего друга на помолвку с Джейн, переменив к ней отношение со слов Элизабет. Вероятно, автор хотел подчеркнуть, что сама главная героиня не может быть счастлива, пока её сестра (сёстры) не обретут такого же счастья, раз уж именно это обстоятельство стало решающим и продвинуло сюжет романа.
   Известно, что у Джейн Остен также была старшая сестра, с которой они были неразлучны, и постоянно писали друг другу письма, если разлучались, даже ненадолго. Такая сильная привязанность и сестринская любовь нашла отражение в произведениях великой английской романистки, мотивы сестринской верности и дружбы встречаются в романах «Мэнсфилд-Парк», «Доводы рассудка», «Эмма», и пр., что является примером и идеалом для всех читателей и поклонниц её творчества. Автору удалась идея показать читателям и научить тому, что сестринская взаимовыручка и верность может быть важнее других эгоистических благ и неминуемо будут вознаграждены и счастьем, и материальным благополучием. Необходимость демонстрации такой модели поведения сестёр, вероятно, обусловлена разрозненностью семейных уз в  Английском обществе в начале 19 века.
 
   Таким образом, присутствие нравственного женского идеала в литературе, а именно, в английском женском романе неразрывно связано с задачей, которую он выполняет в своей эпохе, служа народу, то есть не только с его развлекательной ролью, но и  с информационной, просветительской и воспитательной: женщина - верный друг, сестра, возлюбленная, словом, человек, на которого можно положиться.  Этот идеал сочетает в себе представления писателя, как обозревателя эпохи о совершенной личности женщины, который воплощает в себе лучшие моральные качества, являющиеся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на которую должны быть направлены усилия всех людей. Ведь в его основе лежит стремление сделать жизнь лучше, путём нравственного самосовершенствования и преобразования существующей действительности. Поэтому романы Джейн Остен стали так популярны сначала в Англии, а затем, и во всём мире, ведь они раскрывают и увековечивают великие женские образы, на которые хочется быть похожими, и черты которых можно встретить в более поздней мировой и русской литературе.