Эгоизм

Илья Шевчугов
На просторной изогнутой кушетке лежал человек. На нем были надеты только красные хорошо выглаженные штаны. Все его тело было покрыто десятками шрамов. Он смотрел в потолок, скрестив руки на груди.
-Эгоизм… Говорят, что все мы эгоисты… абсолютно все. Представляете? Вот так… Даже те, кто ненавидит себя. А почему? А потому, что в своей ненависти к себе они направляют на это все свои силы и внимание. А вот я считаю, что эгоизм – это всестороннее явление. Некоторые говорят, что это правильно, некоторые что нет. Те, что за «Да» аргументируют всё тем, что пока человек не полюбит себя, другие его тоже любить не будут. Но загвоздка то в том, что человек все равно любит себя больше, и тем самым проявляет эгоизм. Если углубиться дальше, то можно понять, что если следовать этой логике, то можно додумать до того, что каждый человек, каждое существо все делает только для себя любимого, хотя это далеко не так, и наша история знает немало примеров альтруизма, но хотя ладно, опустим это, ведь мы отошли от темы разговора. Эгоизм – есть паразит на теле сознания. Не так ли? Он заставляет направлять силы на любовь к себе, хотя ее можно источать в мир, наполняя его добром. Согласен, тут немного перегнул… Но ты не можешь не согласиться, что с этим. И, опять же, я сам – точки зрения прагматика – разделяю поведение эгоизм, но с рациональной точки зрения – нет. И даже, наверное, никогда не приму. Трактовка всегда может различаться, но суть всегда будет одна. А заключается она в принесении пользы только себе одному, а не обществу, и уж не миру, тем более. Нет, конечно же, по средствам эгоизма много дел свершилось, этого отрицать нельзя, и к слову сказать, немало хороших, а иногда это приносило и пользу обществу, и влияло на ход истории, но это всё единичные случаи. В частности же это всегда направленно на одного себя. Притом с ходом эпох сложилось так, что эгоизм стал, чуть ли не религией, а его направленность приобрела жестокий характер, направленный на других членов общества. В итоге пред нами предстает такая картина: мы не только делаем все для себя, но и при этом не даем ничего другим, мешаем им и издеваемся над ними. Вот... В общем, крайне глупо расходуем энергию.
Но есть акт самопожертвования. Этого отрицать нельзя. Все мы готовы на жертву, но у каждого на это свой стимул, и не всегда чистый и альтруистичный. Опять же из-за эгоизма. То есть ради славы и почести многие готовы на жертву, только чтобы их запомнили на века. И вот тут, скажи мне, это плохо или хорошо?
Нет, с одной стороны, конечно, хорошо, что человек всех спас, но пожертвовал собой, честь и хвала ему, птичку жалко и всё такое, но... С другой стороны, в этот момент он ни о ком другом не думал, кроме себя, конечно. В свой последний миг жизни он боготворил именно себя, и ради чего... Ради любви других к нему, из-за чего – из-за его любви к себе. Замкнутый круг.
Но у нас есть, разумеется, а куда без него, альтруизм. Я о нем уже говорил, но в противопоставлении к эгоизму... А это не совсем корректно... но не суть. Альтруизм – это болезнь. Болезнь куда хуже и страшнее эгоизма. Там-то ты хоть все для себя делаешь, что в сумме-то неплохо, плюс твоим близким от этого может быть какой-то толк, а может и всем кто тебя знает. А вот с альтруизмом...
Ну, там тоже могут быть плюсы для всех знакомых и любимых... Но в таком случае ты оказываешься у «разбитого корыта». В прямом смысле этого слова. Ты все отдаешь и отдаешь: свои силы, любовь, время, внимание, а взамен что? Ну, в лучшем случае, скажут: «спасибо», и за ушком почешут... А так... А так – это полный бред. Ты все отдаешь обществу, ты отдаешь ему себя, жертвуешь всем ради него, а оно... Выжимает тебя по полной, а потом просто выбрасывает иссушенную оболочку, пожирая душу. Вот так…
Но есть и гуманизм. Это что-то среднее. Ты, как бы, любишь общество, готов помочь ему словом, уважаешь его и не мешаешь ему жить, но в тоже время не убиваешь себя, а действуешь в своих интересах.
Но, к несчастию, или счастью, тут уже для кого как, есть и состояние номер четыре - агрессия. Вот это вообще не комильфо. В нем ты не даешь жить ни себе, ни другим. В нем человек направляет все силы на уничтожение: себя, других, каких-либо идеалов и моральных ценностей, человек желает разрушать, всеми своими эмоциями он выражает несогласие с обществом.
И вот, что самое смешное, что все это... Все эти четыре эпостасии всегда содержатся в одном человеке, одновременно, и они периодически меняют друг друга. Но… в каждом, рано или поздно, побеждает только одна из них, и вот она-то и становится самой заметной. Некоторые научаются сменять их для разных случаев, и это становится их масками, но при этом, на самом-то деле в конечном итоге, они теряют их все, и тогда появляются на свет иные гибриды, которые страшнее всех этих четырех болезней.
Человек закончил. Поднялся с кушетки. Посмотрел на свою копию перед собой. Грубо хмыкнул, оделся и растворился. Потом пропал и его двойник. Сознание опустело.