Резонансное преступление как сюжет мега-романа

Елена Гвозденко
Чудовищное преступление доцента Соколова стало центральной темой всех СМИ. Убийство знаковое, готовый сюжет мега-романа, сюжет, где переплелись все предпосылки, все аллюзии дня сегодняшнего.

Возрастной бонвиван, преподаватель университета, выловлен из реки Мойки. Вместе с ним достали и пакет с частями тела его возлюбленной, 24-летней девушки. История, скандальная во всех отношениях. 63-летний эпатажный доцент, довольно популярный не только в России, но во Франции, преподававший в Сорбонне и даже награжденный орденом Почетного легиона, подозревается в убийстве и расчленении тела любовницы.

Как в любом мега-романе здесь множество сюжетных линий, паутина причинно-следственных связей, приведших к такому финалу. Главная тема  мезальянса, активно поддерживаемая до недавних пор всеми, кто назначил себя бомондом. СМИ активно укрепляли составляющую формулы успеха: молодой любовник(ца) – признак состоятельности и успешности. Старые спутники, супружеская преданность давно не в тренде.

Но жизнь была бы плохим сценаристом, если бы мы наблюдали роман возрастного жуира и девушки, жаждущей денег и возможностей. Нет, все свидетели говорят, тут иное, тут любовь с ее стороны. Юная Анастасия, медалистка, победительница олимпиад, влюбленная в науку встретила интеллектуала, завораживающего экспрессией, увлеченностью эпохой Бонапарта. 

Да, она не видела тленности его рассудка, не могла отличить одержимости наукой от игр взрослого мужчины. Напор, агрессия принуждали к вере в гениальность, они заставляли девушку видеть не реального мужчину, а образ Наполеона, который Соколов примерил на себя.   

Еще один штришок, показательное свидетельство нашего времени. Журналисты подчеркивали, что девушка – из приличной семьи, повторяя, что ее мама – полковник МВД. И только один раз, вскользь, прозвучала информация, что отец учит детей.

Но почему же именно этот сюжет так полно отражает наш сегодняшний день? Доцент Соколов, как пишут, «широко известен», прежде всего, реконструкциями баталий наполеоновского времени.  С каким воодушевлением он рассказывает о наполеоновской армии! Его называют одним из основоположников военно-исторической реконструкции в России.

В одном из интервью он признался, что в детстве прочел книгу Дюма о трех мушкетерах, и именно она определила для него выбор эпохи. Убеленный сединами историк признается, что так и остался во времени французских баталий. Соратники по реконструкциям называли его «Сир», он отождествлял себя с Наполеоном. Так ли безобидна поэтизация войн, почему мы восторгаемся играми в войну взрослых людей. Взгляд в прошлое не для осознания дня сегодняшнего, не для накопления сил на будущее, а для пестования мракобесия, для оправдания тлена.

И оправдание мистерией места, бонапартизмом Раскольникова. Зачем анализ, если навеяло неприкаянными душами, как реальных людей, так и литературных персонажей? Но если обращаться к литературе, то, может, стоит почитать Льва Николаевича, вместе с Пьером ужаснуться крахом его идеалов?

В обсуждении на ток-шоу прозвучала мысль, которая показалась мне очень важной, но, как всегда, неразвитой. Защитники реконструкций заявляли, что подобные спектакли устраивались довольно часто монаршими особами России. Да, были потешные войска, военные игры, но их вряд ли можно назвать реконструкциями, вероятно, эксперты говорят о моде на маскарады, на театрализованные шествия. Во времена Екатерины 2 мода на подобные развлечения достигла апогея. Но! Екатерина «играла» в мифы древнего Рима, не случайно первый после коронации и самый яркий «Маскарад Минервы» покорял Москву.  Только почему-то не принято вспоминать, что эти представления носили назидательный характер, действа «Маскарада Минервы» высмеивали пороки. Эстетизм служил воспитательным целям, а не восторгался ужасами войны, делая их торжественно-забавными. Надо понимать, что войны 19 века это моря крови, это визави убийцы и жертвы.

Думаю, что при всех подробностях, подобные реконструкции не могут воспроизвести ужаса перед лицом смерти, боли раненых, стонов и криков…

Зачем это делают? Что воспевают, играя в парадную войнушку? Какие цели преследуют? Предоставить возможность стареющим мужчинам почувствовать себя Бонапартами?  И наступает момент, когда Наполеон изгоняет собственную личность, когда величие придуманного образа вытесняет все человеческое. Мы живем в эпоху раздвоения, в эру когнитивного диссонанса, когда виртуальные тени важнее нашей реальной жизни, когда успехи измеряют весьма сомнительными критериями.

Образ Соколова, как и положено главному герою романа, овеян ореолом неоднозначных историй: смерть первой супруги, история с издевательствами над студенткой, опубликованная в СМИ, скандал с плагиатом.

Перед убийством девушка звонила брату и рассказывала, что в их паре не все так гладко, что ее раздражают его вечера с пьяными друзьями, то, что он оставляет на нее своих детей. И он не смог простить, нет, не измены, это было бы слишком просто, он не смог простить то, что она увидела в нем ничтожного человечка под наполеоновской треуголкой. В ее глазах он прочел приговор своей игре! Это она сорвала его эполеты. И сейчас в истеричном существе, просящем о милосердии, рассказывающем о превращении сказочной феи в злую ведьму, проступает его истинное лицо, лицо нашего тотального обмана. Фейк-жизни…