Дополнительные сведения о деде Филиппе

Лидия Петренко
                ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕДЕ ФИЛИППЕ.

          В этом году мы с мужем, сдав своих внуков родителям после летнего отдыха у нас на даче, поехали в санаторий отдохнуть. На юг нас уже не пустили – вышел приказ отдыхать пожилому населению в привычной для них климатической зоне, якобы заботятся о нашем здоровье…
 
       К нашим доводам, что мы оба южане, никто прислушиваться не стал и дальше Москвы ехать запретили.

И пришлось нам выбрать один из Подмосковных санаториев, то бишь - Архангельский Клинический Военный санаторий. Мы там никогда не были, поэтому согласились.

      Отдохнули, подлечились, нагулялись по прекрасному парку - бывшей усадьбе  семьи Юсуповых, а потом на три дня поехали в гости к племяннику Алексею Стовбуренко, который живёт в Подмосковье – в посёлке Жостово.
 
     Вот тут-то мне и посчастливилось узнать несколько фактов из биографии моего деда Филиппа Грицака. Сидя за обеденным столом, мы заговорили о родне, оставшейся на Кубани. О тех, кто ещё жив, и кто уже ушёл из жизни…
               
     Когда я заговорила о своём деде, Лёша сказал, что его покойный отец тоже интересовался  своей родословной и кое-что из его записей остались у Лёши. И приносит мне показать своё древо жизни, на двух, уже слегка пожелтевших тетрадных листах.  Правда, там больше линия по фамилии Стовбуренко описана, а нашему  общему деду Филиппу Грицаку посвящено всего несколько строчек. Но даже эти несколько строчек показались мне бесценными, так как я о своем деде практически ничего не знала, кроме того, что они с бабушкой имели семнадцать детей и что он увлекался старинными раскопками в нашей древней Тьму-Таракани. Да я  уже об этом вкратце писала. А тут я узнала, что дед был родом из бедных казаков. И были у деда Филиппа шесть братьев – Яков, Иван, Дмитрий, Андрей, Александр и Степан и две сестры – Дуня и Ульяна. Воевал в Турции. Дошёл до городов Эрзерум и Трапезунд. Был контужен. Попал в плен. Бежал. Этого бабушка нам – своим внукам не рассказывала. Значит брат мой двоюродный, а Лёшин отец, об этом узнал от своей матери – моей родной тётки Маруси. Она была старшая в семье и видимо больше всех и знала о своих родителях.

        А то, что во время войны с немцем дед был сильно избит, не отдавая кормилицу-корову, я уже писала. Оказывается, немцы тёлку отобрали, а корову оставили. Но дед после побоев стал болеть и в 1943 году умер. Было ему в это время шестьдесят пять лет. И ещё я узнала, когда родился дед – в 1878 году. Значит, он был на два года старше моей бабушки Фроси, которая ушла из жизни на девяностом году жизни…  Господи, как же я была благодарна своему племянничку за такие сведения!..

                Октябрь 2019 год