Футбол навсегда

Сергей Ерёмин 5
     Это, наверное, был самый первый мой футбольный матч, который я вживую смотрел в качестве зрителя. Не простой дворовый перепас с парой товарищей, а матч двух команд со спортивным интересом. Встречались две команды из соседних сёл. У нашего колхоза собственной команды не было... С местным колоритом, но вполне официальный матч на первенство нашего района.

     Конечно, время от времени, мы с пацанами гоняли мяч перед домом, но больше от безделья, чем от большого желания. Нам было, чем заняться и без футбола. Интерес был, но без фанатизма и по мере возможности, если другие наши задумки по той или иной причине не "проходили". Положа руку на сердце, до этого дня я и не знал, что в нашем районе существует собственный чемпионат, и колхозники с увлечением гоняют мяч после дневного тракторного "марафона". Профессиональных спортсменов среди них не было - с мячиком волтузились любители.

     То, что эту футбольную встречу решили провести в нашей деревне не иначе, чем искренней и беззаветной любовью к этому виду спорта объяснить нельзя. Ничего не говорило о приспособленности наших условий к таким мероприятиям! Ничего! Слово "инфраструктура" не применяется здесь по причине отсутствия таковой. Менее приспособленного под поставленную задачу места трудно себе представить. И, несмотря на то, что всё против тебя, ни участники встречи, ни руководство мероприятия ("чемпионат" должен иметь руководство!) не остановились и героически осуществили задуманное!

     Даже свободной площадки приблизительно подходящей по размерам не было. Не понимаю, где организаторы нашли ворота, тоже приблизительно похожие на футбольные... Без сетки, конечно же. Судя по всему, выволокли из школы, "удачно" расположившейся поблизости. Очевидно, эта "удача" и была решающим фактором при выборе места встречи. Сами команды были "экипированы" в одежду (спортивной формы, как таковой, не было), различающую команды только по преобладающей в ней цветовой гамме.

     Само "футбольное поле" представляло собой небольшую условно ровную полянку, позволявшую немного разбежаться игроку, и тут же остановится. Так, что можно уверенно говорить о минифутболе или футзале (если пофантазировать, то и о пляжном варианте можно вспомнить), но никак не о полноценном большом футболе с комбинациями, соответствующего размаха. Здесь любой удар вратаря мог завершиться голом, а любая перепасовка защитников - неожиданным отскоком мяча в собственные ворота. Это придавало игре динамизм, граничащий с хаосом, и полнейшую непредсказуемость конечного результата. Немногочисленным зрителям этого было вполне достаточно, а участникам гарантировало полноценное шумовое сопровождение, перекрывающее собственный мат.

     Для полноты картины будет не лишним обрисовать окружение полянки, образующее своеобразный стадион. В качестве "трибун" выступали совершенно не приспособленные для этого элементы местного ландшафта. Дощатый забор той самой школы, с пышными зарослями сирени, надёжно закрывал выход в деревню. С противоположной от забора стороны, почти вплотную, примыкали молочная ферма и конюшня. Забавная накладка произошла в середине первого тайма. Матч состоялся вечером в момент пригона с пастбища стада и табуна. Пыль, поднятая тысячью копыт, стала изумительным заменителем современной пиротехники. Вполне органично всё сложилось, даже матч не остановили. Третьей "трибуной", через дорогу, по которой все сюда добрались, выступало обширное пространство, образованное рвами с жидким навозом и силосными ямами. Любой неосторожный вынос мяча в эту сторону грозил его невозвратной потерей. Игрокам приходилось учитывать и этот немаловажный момент (каждый мяч был на вес золота!). Ну, и четвёртым составляющим элементом местного "стадиона" было наше кладбище.

     Может возникнуть вопрос, каким образом на этом пятачке "собрались" все эти столь непохожие и несовместимые "трибуны"? Всё объясняется достаточно просто и по-советски обыденно и, одновременно, страшно.

     На месте, где доморощенные футболисты гоняли мяч, стояла церковь. Рядышком имелся соответствующий погост. Затем церковь закрыли и построили школу. В шестидесятых годах церковь снесли и построили ферму со всеми её "полями аэрации", а кладбище оставили по причине массовых протестов, которых, кстати, не возникло при сносе церкви. Таким образом, и сформировался столь диковатый "фьюжн".

     Поглазеть на спортивные потуги пришли только местные, в основном, дети. Игра была чудовищной по эмоциональному накалу, участники не жалели ни себя, ни соперников, ни зрителей. Забыл упомянуть важную деталь. Поле, как и сама игра, не имело границ, не только в плане своего качества, но и физических. Неосторожный зритель, слишком приблизившись к действу, становился невольным и полноценным участником спортивного соперничества. Можно сказать, что сама встреча, благодаря таким "приближениям", приобретала характер удивительной интерактивной игры с правилами, переписываемыми по её ходу. Такой зритель не только вклинивался в игровые комбинации, но и запросто мог схлопотать в лобешник от разгорячённого "спортсмена".

     Итоговый результат для нас был не важен с самого начала и счёт матча я не помню. И на филигранную технику игроков мы любоваться не планировали. Мы пришли посмотреть спектакль чудесным летним вечером и "актёры" выложились на сто процентов. Когда ещё увидишь такое!