История искусства по-другому

Ольга Чемерская
   Мы - источник веселья и скорби рудник,

   Мы - вместилище скверны и чистый родник.

   Человек, словно в зеркале мир - многолик:

   Он ничтожен, и он же - безмерно велик.

   Омар Хайам

    Всегда, история искусства воспринималась, как этапы развития и подъема культурного уровня человечества. И даже рассматривалась в контексте всеобщей истории. Но не многие историки искусства упоминали в своих работах причины, которые послужили толчком к росту и развитию искусства. Но вот, в одном источнике я, кажется, нашла ответ:

   Из книги Дж. Сенсом – Япония. Краткая история культуры.

   «То обстоятельство, что в эпоху разрушения и смерти искусство в Японии расцвело, как никогда прежде, парадоксально лишь на первый взгляд. Во-первых, потому, что японцы всегда, инстинктивно ли или по традиции, стремились к прекрасному, и даже великие беды не могли побороть эту страсть к красоте. Во вторых, социальные условия были таковы, что не отвращали, а скорее побуждали создавать образцы высокого искусства, служившие людям, только что достигшим власти и богатства, символом успеха и удовлетворявшие их тщеславие. И наконец, и это, может быть, самое главное, духовенство имело достаточно средств, что бы дать кров художникам и литераторам».

   Как и другие ремесленники, художникам требовался рынок сбыта, а спрос, как известно, рождает предложение. Чем больше рынок сбыта, тем больше появляется мастеров способных составить конкуренцию. Если своим ремеслом мужчина (а именно мужчины, как известно, работали, в то время как женщины занимались домашним хозяйством) не может прокормить себя и свою семью он освоит новое ремесло, более «хлебное». Подробнее я хотела рассмотреть этот вопрос на примере Европы, потому, что именно европейское искусство, оказало влияние на Россию, и мы знакомы с европейским искусством лучше чем с арабским, китайским или любым другим.
   После ухода из Европы римских солдат в 406-408 годах, начался период самоопределения Европы - «темные века». В это время развитие, как бы застыло на 500 лет, не развивались рынки, не чеканились монеты (использовали византийские), не сохранилось построек того времени. Шли междоусобные войны.

   «Искусство европейского Средневековья в период до Х века с трудом поддается адекватному описанию. С одной стороны, всякий прогресс, на первый взгляд, прекратился. Жанры изобразительного искусства не просто оставались на уровне раннехристианского искусства, а в чем-то даже деградировали».

   Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2000

   Но всё это время, росло и укреплялось положение церкви. И вот …

   «Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

  Крестовые походы продолжались 1095–1270 года.

  Вот что пишет о итогах крестовых походов, советский историк-медиевист, крупнейший специалист по истории крестовых походов, популяризатор исторических знаний, доктор исторических наук, профессор Заборов М. А.: «Безусловно, арабский Восток и его культура (в самом широком смысле этого понятия) оказали огромное влияние на самые различные стороны материальной и духовной жизни западноевропейского феодального общества. Запад многое заимствовал у восточных народов в области техники. С Востока в Европу пришла ветряная мельница: на Западе такие мельницы начали сооружать с XII в., после того как крестоносцы познакомились с ними в Сирии. Оттуда же было перенято усовершенствованное водяное колесо: известное на Востоке с римских времен, оно было улучшено арабскими механиками и в XII–XIII вв. широко применялось в Сирии, где мастерским изготовлением этого двигателя славились, в частности, антиохийские ремесленники. Имеются основания говорить и о некоторых других заимствованиях технических достижений Востока. Так, с конца XII в. на Западе стали разводить и использовать (первоначально в военных целях) почтовых голубей, давно применявшихся в странах Леванта: еще в IX в. голуби обслуживали «почтовую линию» между Мосулом, Багдадом и другими городами.» «Далее, европейцы переняли на Востоке кое-какие ранее им неведомые полевые, бахчевые и садовые культуры (гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны), отдельные виды цветов (дамасская роза). Долгое время единственным сладким пищевым продуктом на Западе был мед, и только с XII в. входит в употребление тростниковый сахар. Впервые, с сахарным тростником франкские воины познакомились тогда, когда голодали в Антиохии в 1098 г.. Фульхерий Шартрский рассказывает, как во время похода 25-тысячного отряда Боэмунда Тарентского и Бодуэна Булонского, направившихся в ноябре 1099 г. из Антиохии и Эдессы в Иерусалим, когда сарацины отказались снабжать крестоносцев продовольствием, им пришлось поддерживать свои силы сахарным тростником: «Голодные, мы жевали целый день нашими зубами медовые тростинки, похожие на камыш, произраставшие на возделанных полях, которыми мы проходили; простой народ называет эти растения тростниковым медом».

   «Само слово «сахар» — арабского происхождения. В том же, XII в. развернулось изготовление по восточному образцу тканей таких сортов, как дамаст и муслин (по названиям городов — Дамаск и Мосул), равно как и атласа (по-арабски это слово значит всего-навсего «красивый»). «Влияние Востока довольно широко сказывалось также в сфере бытовых установлении. Со времени Крестовых походов европейцы стали носить — на восточный лад — бороду и тюрбан, устраивать горячие бани, сравнительно часто менять верхнее платье и белье (в раннее средневековье в Европе умывались только холодной водой, да и то лишь изредка, платье же носили до тех пор, пока оно не приходило в ветхость, т. е. занашивали его до дыр)».

   «Примечательно, что с течением времени западноевропейские негоцианты стали все чаще подписывать взаимовыгодные коммерческие соглашения с Египтом и другими мусульманскими государствами, увидев в этом более надежную (по сравнению с колониальными привилегиями) основу для своего делового преуспеяния. Не случайно и со стороны купечества в XIII в. тоже постепенно падал интерес к крестоносным предприятиям, ибо они только препятствовали систематическому извлечению барышей из левантийской торговли. Знакомство с Востоком, далее, содействовало переменам в образе жизни сеньоров на Западе. Рыцарь-крестоносец, вернувшись домой, охвачен был новыми стремлениями, у него появились новые ценностные ориентации. Он был не прочь сменить грубое домотканое платье на мягкие и красивые восточные одежды; украсить стены своего замка коврами; заменить зеркала из отполированной бронзы или стали стеклянными. Почему было не пополнить простой деревенский стол изысканными блюдами восточной кухни, приправленными пряностями? Самому пить и при случае дать своим гостям после охоты отведать ароматного восточного вина? Почему было не блеснуть на турнире или во время придворной церемонии мечом с изящно отделанной инкрустацией рукоятью и ножнами из золота и слоновой кости? А что плохого в том, чтобы доставить соседу, с которым приятно провел день за пиршественным столом, корзину с редкостными фруктами, только что привезенными из-за моря?»

   Из книги М. А. Заборова «Крестоносцы на Востоке»

   Короче говоря, потребности феодалов выросли, вернувшись из крестовых походов, рыцарство, получившее новые финансовые возможности, культурный и эстетический опыт арабского мира, начали вкладывать деньги в свое окружение. Сильно разбогатела христианская церковь, за счет вклада монашеских рыцарский ордеров. О богатстве тамплиеров до сих пор ходят легенды. Церковь выдавала деньги в долг, а в качестве расплаты забирала земли. Постепенно став самым крупным землевладельцем в Европе и заказчиком искусства. Церковь строила храмы, базилики, соборы — самые монументальные и примечательные объекты Европы и заказывала их росписи. Не отставали от церкви и королевские дворы Европы, которые порой даже конкурировали с церковниками, так же как и в политике.
         
  В этот период и началось развитие искусства: Романское искусство (ок. 1000—1200 гг.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании. Проторенессанс. В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.

   Возрожде;ние, или Ренесса;нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento от лат. renasci «рождаться опять, возрождаться»[1]) — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков)

   В этот период и вплоть до позднего Возрождения. Незадолго до этого, в конце 15 – начале 16 вв. португальские исследователи во главе с Васко да Гама открыли морской путь в Индию. Вице-королём страны был назначен Франсишку ди Альмейда. Гоа к тому времени стал столицей португальских колоний в Индии. В конце 18 века они разгромили остальных европейских колонистов и прочно закрепились в своих колониях. Под предводительством английского губернатора Роберта Клайва в 1756—1757 годах к Британии была присоединена Бенгалия. В 1664 году была основана Первая Французская Ост-Индская компания. В 1674 году была основана колония Пондишерри (Пудучерри), а в 1676 году — Чандернагор.

   Баро;кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. p;rola barroca (дословно «жемчужина с пороком»)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения .

   Колонизация Америки - это колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, начавшиеся с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Главными европейскими метрополиями участвующие в колонизации Америки были Испания, Португалия, Великобритания и Франция.

   Главным спонсором так же выступала церковь, желая обратить в христианство американских аборигенов. Но и с целью получить несметные богатства. Вплоть до 18 века берега Америки покидали тяжело груженые корабли с золотом, серебром, мехом леопарда и перьев экзотических птиц.

   «В 1545 году были открыты серебряные прииски в Перу. С этого момента изменился способ получения сокровищ из Нового Света. Раньше их отнимали у индейцев, теперь добывали на рудниках. В следующем году серебряные шахты были открыты в Мексике, обеспечив второй источник серебра для Испании.» В 1508 году корабль привёз в Испанию ценностей на 50 тысяч песо, что вызвало невиданное оживление в Испании. Уже в 1523 году эта сумма составила 400 тысяч, а в 153 5 году достигла 2,5 миллиона, в основном за счёт потока золота и серебра из Перу. После открытия в Америке огромных залежей золота и серебра поток сокровищ ещё более усилился. «За первые два десятилетия XVI века испанцы только с Карибских островов вывезли около четырнадцати тонн золота (14 118 кг). По примерным подсчётам, серебряные рудники только вице-королевства Новая Испания в 1521—1548 годах дали около 40,5 миллиона песо, а в 1548—1561 годы — 24 миллиона. Добыча драгоценных металлов достигла своего пика в 1590—1600 годы, превысив 16 миллионов из одной только Мексики».

   Рококо; (фр. rococo от rocaille «скальный»)—термин, вошедший в употребление в середине XVIII века; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Причем барокко и рококо стали самыми пышными и вычурными стилями в искусстве и архитектуре.

            
   Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко. Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период, принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»).

Немного про восток. Самарканд.

   Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) Самарканд являлся столицей его империи.

   Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.

   Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран.

   В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы.

   Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, отсюда огромные масштабы и роскошь убранства.

   Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест. Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.

   В течение 1378-1404 годов в Самарканде и близлежащих землях было взращено 14 садов. В каждом из этих садов находились дворец и фонтаны.

В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру. Он пишет, что «возведённый раньше из глины, Самарканд перестроили, возведя здания из камня». Парковые комплексы Тимура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха. Ни один из этих дворцов до наших дней не сохранился.

   В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении.

   Тимур очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти: всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. (Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)

https://ru.wikipedia.org/wiki/

До сих пор ходят легенды, ставшие темой многих художественных произведений: сокровища Агры, мистическое Эльдорадо, золото фараонов, копи царя Соломона и др.