Порядок написания сонетов Шекспира. Глава из книги

Александр Скальв
Часть 2. Глава 13. Порядок написания сонетов. И другу, и любимой.
(Александр Скальв. Сонеты Шекспира: Вдохновение реальностью. Историческая головоломка. (б.м.) Издательские решения. 2019. ISBN 978-5-4496-3743-7)

Вопрос о порядке написания сонетов не вызывал затруднений от 1-го до 88-го сонета. Принятое, наиболее очевидное и логичное, предположе-ние о том, что порядок написания соответствует нумерации, полностью себя оправдывало совпадением с последовательностью фактов.

В тех трёх случаях, когда короткие череды сонетов другу и возлюбленной были определены, как написанные параллельно, нашлись и указания в текстах сонетов, и совпадения с фактами, это подтверждающими. Так было на отрезке сонетов 34-36 возлюбленной и 37-39 другу, сонета 42 другу и 138(1), 144(1) возлюбленной, а также – сонетов 81 возлюбленной и 82 другу.

Но проблемы с порядком написания начинаются не с сонета 89 возлюбленной, так как до сонета 93 возлюбленной этот порядок не меняется, а с сонета 94 другу, который, если считать порядок его написание соответствующим нумерации, должен бы быть и написан, и отражать события после сонета 93. Однако, это предположение теперь вступает в противоречие со всем тем, что мы ранее определили в поведении поэта, и что было неоднократно подтверждено на предшествующих отрезках сонетов:
Во-первых, поэт неожиданно прекратил сонеты другу после сонета 88, хотя находился в Лондоне, ведь писал сонеты возлюбленной.
Основываясь на этом косвенном указании, вполне возможно было бы предположить отъезд друга из столицы, но это предположение не только не находит подтверждения в фактах биографий, что было бы не так критично, но и не согласуется с дальнейшим поведением поэта.
Во-вторых, если считать, что отсутствовал друг, то написание сонета 94, свидетельствующее о том, что тот вернулся, приходится на начало октября, когда поэт сам, обычно, уезжал из столицы в родной город.
Это было бы возможно, если бы поэт на этом прекратил сонеты, но этого не случилось, так как сонеты другу были продолжены в том периоде, когда поэта уже не должно было быть в столице.
В-третьих, одновременно с сонетами 95 и 96 другу поэт неожиданно прекратил сонеты возлюбленной, которая в это же время находилась в столице и предположить её отъезд теперь уже критично без точного знания фактов, ведь фрейлина королевы была обязана присутствовать при дворе.
В-четвёртых, прервав сонеты другу после трёх сонетов 94-96, поэт снова начал сонеты возлюбленной 97-99 с весенним содержанием. Эта перемена согласуется с отъездом из столицы самого поэта и возвращением весной. Но тогда и весной, написав три сонета возлюбленной, поэт, вдруг, прекратил их и снова начал сонеты другу, которого до этого, весной, «не замечал», а теперь перестал «замечать» возлюбленную. При этом содержание сонетов 100-101 с воззванием к Музе больше согласуется с открытием нового театра «Глобус» в сентябре 1599 года, чем с отсутствием таких поводов весной 1600 года. Предполагать, что друг и возлюбленная с такой частотой и по очереди покидали столицу и возвращались обратно, при этом ни разу не оказавшись там одновременно, теперь уже сверх критично без точного знания.
В-пятых, весеннее содержание сонетов другу начинается только с сонета 102, что может быть указанием на написание весной, но немного не согласуется с тем, что это не первый «весенний» сонет, так как до этого были сонеты 100 и 101, казалось бы, тоже написанные весной, но, правда, без весеннего содержания.
В-шестых, продолжая сонеты другу до сонета 105, и, почему-то «не замечая» в это время возлюбленной, поэт неожиданно заметил её, написав единственный сонет 106, чтобы потом опять прекратить ей сонеты на двадцать сонетов 107-126 другу, после чего забыть друга навсегда и отвести душу, создавая только сонеты 127-154 возлюбленной.
Несогласованность сонетов 127-154 с периодом после сонета 126 видна не только из их содержания, что было показано в анализе на адресность, но и из соответствия сонета 125 «о балдахине» с фактом наследования графского титула Уильямом Гербертом в конце января 1600/1 года. Тогда принятие порядка написания соответствующим нумерации значило бы, что последние сонеты 127-154 возлюбленной, которой была Мэри Фиттон, Шекспир написал в феврале-марте 1600/1 года, донимая ими через день женщину на последнем месяце беременности, а потом – потерявшую ребёнка, а с учётом того, что в конце марта 1600/1 года Мэри Фиттон была отлучена от двора и покинула Лондон, донимая ещё чаще и требуя взаимности. Абсурдность такого поведения очевидна – такого быть не могло, но значит, не могло быть и такого порядка написания.

Поэтому, необходимо найти объяснение всем несогласованностям, и, в первую очередь, искать объяснения нужно в части весьма вероятного, другого порядка написания сонетов, отличающегося от порядка нумерации.
Первое, что сразу видно из перечня несогласованностей, это – то, что поэт после сонета 88, с сонета 89, начинает, как будто, то ли забывать, то ли не замечать в сонетах по очереди то друга, то возлюбленную, которые находятся в столице одновременно с поэтом. Количество и частота таких перемен в адресности сонетов делает невероятным предположение о том, что адресаты по очереди покидали и возвращались в столицу, при этом ни разу не оказавшись там одновременно. Кроме того, такое «забывчивое» поведение поэта не обусловлено также мелкими, но частыми размолвками то с другом, то с возлюбленной, так как в сонетах нет таких указаний.

 Если взглянуть на смену адресатов, от сонета 89 вплоть до сонета 154, то увидим такую последовательность:

Группы     Возлюбленная (в)   Друг (д)        Философия (в, д)
1                5(89-93)
2                1д (94)
3                2(95,96)
4                3(97-99)
5                2д (100,101)
6                4(102-105)
7                1(106)

Группы  Друг (д) Философия (в, д)
1              14(107-120)
2                1д (121)
3                1(122)
4                2д (123,124)
5              2(125,126)

Группы  Возлюбленная (в) Философия (в, д)
1                1в (127)
2                1(128)
3                2в (129,130)
4                6(131-136)
5                2в (137,138)
6                5(139-143)
7                3в (144-146)
8                6(147-152)
9                2в (153,154)

Подробное обоснование такой адресности дано в первой части «Новая адресность сонетов Шекспира».
В начале последовательности видно частое чередование адресатов, что наводит на предположение об одновременном (параллельном) написании, которым снимаются все недоумения по поводу забывчивости поэта, несуществующих размолвок и невероятных отъездов адресатов из столицы. Всего этого, по крайней мере, так часто, просто, не было, так как поэт, в этом случае, никого не забывал, ни с кем не ссорился и не расставался. Необходимо только проверить такой порядок написания на соответствие фактам. Логичным будет предположить, что ни друг, ни возлюбленная, ни поэт на этом этапе, также, как и ранее всегда и везде, не меняли своих привычек. В этом случае, друг, как и ранее на семи отрезках соне-тов (18-20, 37-39, 40-42, 69-70, 75-80, 82-87, 88) получал по одному сонету во время еженедельного посещения театра, а возлюбленная, как и ранее на четырёх отрезках сонетов (21-25, 31-36, 56-61, 81), также получала по одному сонету во время еженедельных встреч с поэтом, т.е. каждому из них раз в неделю создавался один сонет. Остаётся пока открытым только вопрос о возможных сдвигах относительно друг друга параллельных последовательностей, ведь вряд ли сонеты обоим адресатам создавались в один день. Ответ на него нам предстоит получить при анализе на соответствие фактам. Тогда проверке на соответствие фактам подлежит следующая параллельная последовательность сонетов:

1-й период Возлюбленная Друг

1-я неделя Сонет 89 Сонет 94
2-я неделя Сонет 90 Сонет 95
3-я неделя Сонет 91 Сонет 96
4-я неделя Сонет 92 Сонет 100
5-я неделя Сонет 93 Сонет 101

Как было показано ещё в анализе на адресность, философские сонеты 94, 100 и 101, хотя и не обращены к другу, но посвящены ему, поэтому должны дополнять последовательность сонетов другу. Видно, что этим порядком, кроме ранее устранённых несоответствий, снимается также несоответствие содержания сонетов 100 и 101, которые теперь находятся в осеннем периоде (ведь сонет 88 закончился в конце августа).
Продолжая по тому же принципу выстраивать сонеты по неделям, мы получим следующую параллельную последовательность:

2-й период Возлюбленная Друг

1-я неделя Сонет 97 Сонет 102
2-я неделя Сонет 98 Сонет 103
3-я неделя Сонет 99 Сонет 104
4-я неделя Сонет 106 Сонет 105
5-я неделя Сонет 127 Сонет 107
6-я неделя Сонет 128 Сонет 108

Но пока у нас нет полной версии сюжета, выведенного из содержания сонетов, нет и объекта для сравнения с фактами. То немногое, что здесь было упомянуто, только частично отражает картину содержания сонетов. Однако, полной версии сюжета на этом отрезке ещё предстоит быть выдвинутой при анализе вышеприведённой параллельной последовательности и тогда же мы проведём и сравнение её с фактами, и получим необходимые соответствия, подтверждающие её верность. Сейчас же мы показываем только обоснования того, почему в дальнейшем будем брать для анализа, именно, эту последовательность. Этим порядком снимается несоответствие весеннего содержания сонета 102, который теперь находится ровно в начале периода. Как видим, пятая и шестая недели этого периода вынудили нас поставить в последовательность сонеты 127 и 128 возлюбленной, так как другие, более ранние, сонеты к ней уже были использованы на других местах.

Но согласно анализу на адресность, начиная от сонета 107 и до соне-та 126, все сонеты будут либо обращены, либо посвящены другу, являя собой указание на возможный перерыв в сонетах возлюбленной, который не настолько мал, как предыдущие, чтобы вызвать недоумение. Значит, чтобы иметь право продолжить строить параллельную последовательность с сонетами 127-154 возлюбленной, необходимо найти основания, подтверждающие, что не было даже короткого перерыва, так как невозможность полного перерыва была показана ранее.
Поэтому настало время вспомнить всё то, что было выведено в анализе на адресность сонетов 107-126 и сонетов 127-154, помимо самой ад-ресности, а именно, периоды смены настроений (не путать с периодами параллельных последовательностей, хотя одни следуют из других).
Подробное обоснование этих периодов представлено в первой части «Новая адресность сонетов Шекспира»: глава «Сонеты 107-112», глава «Сонеты 113-121», глава «Сонеты 122-126», глава «Сонеты 127-134», глава «Сонеты 135-143», глава «Сонеты 144-154».
Если представить эти периоды в таблице, то получим такую картину:

Периоды   Друг        Возлюбленная Настроение

1-й 2(107-108) 2(127-128) благодушие
2-й 4(109-112) 4+2ф (129-134) конфликт
3-й перерыв 9(135-143)
4-й 3(113-115) 3(144-146) благодушие
5-й 6(116-121) 6(147-152) конфликт
6-й 5(122-126) 2(153-154).

Как видим, периоды смены настроений совпадают в четырёх периодах из шести не только настроениями, но и одинаковой их последовательно-стью, и количеством сонетов.
Небольшое различие во втором периоде легко объяснимо, если вспомнить содержание философских сонетов 129 (о похоти) и 130 (об отказе от хвалы внешности возлюбленной), которые, хоть и посвящены, но, вряд ли, были ей показаны из-за обидного содержания.
Перерыв в сонетах другу в третьем периоде обусловлен прямым указанием на его наличие в сонете 113.
Продолжительность этого периода, помимо ухода от второго и выхода на четвёртый период смены настроений, обусловлена также прекращением упоминания друга в сонетах возлюбленной ровно после сонета 134 и до сонета 144, т.е. в сонетах 135-143.
Большие различия в шестом периоде обусловлены конфликтом с возлюбленной в пятом периоде, после которого сонеты к ней были прекращены.
Наличие сонетов другу в шестом периоде указывает, что конфликт с ним в пятом периоде не привёл к разрыву отношений.
Порядок был начат после пары (106,105), завершающей периоды частого чередования адресатов и завершён на паре (152,121), завершающей периоды смены настроений, т.е. включил в себя все сонеты, объединённые признаком смены настроения, только при условии отсутствия перерыва между сонетами 106 и 127. Значит, у нас есть основания проверять на соответствие фактам, именно, параллельное написание сонетов 127-152 и 107-121, начиная с пары (127, 107) в такой последовательности, которая представлена в таблице 2-го периода параллельной последовательности, и в которой нет перерыва в сонетах возлюбленной после сонета 106, т.е. считать место сонета 127 подтверждённым, как следующее за ним.
Тогда, следующие, после пары (128,108), периоды параллельного написания будут выглядеть так:

3-й период Возлюбленная Друг

1-й отрезок Сонет 131(129,130) Сонет 109
2-я неделя Сонет 132 Сонет 110
3-я неделя Сонет 133 Сонет 111
4-я неделя Сонет 134 Сонет 112

4-й период Возлюбленная Друг

1-я неделя Сонет 135 Перерыв
2-я неделя Сонет 136 Перерыв
3-я неделя Сонет 137 Перерыв
4-я неделя Сонет 138 Перерыв
5-я неделя Сонет 139 Перерыв
6-я неделя Сонет 140 Перерыв
7-я неделя Сонет 141 Перерыв
8-я неделя Сонет 142 Перерыв
9-я неделя Сонет 143 Перерыв

5-й период Возлюбленная Друг

1-я неделя Сонет 144 Сонет 113
2-я неделя Сонет 145 Сонет 114
3-я неделя Сонет 146 Сонет 115

6-й период Возлюбленная Друг

1-я неделя Сонет 147 Сонет 116
2-я неделя Сонет 148 Сонет 117
3-я неделя Сонет 149 Сонет 118
4-я неделя Сонет 150 Сонет 119
5-я неделя Сонет 151 Сонет 120
6-я неделя Сонет 152 Сонет 121

7-й период Возлюбленная Друг

1-й отрезок Сонеты 153, 154 Нет сонетов
2-й отрезок Нет сонетов Сонет 122
3-й отрезок Нет сонетов Сонеты 123, 124
4-й отрезок Нет сонетов Сонеты 125, 126

В третьем периоде на начальном этапе имеет место неопределённость в соответствии закономерности: «один сонет – одна неделя», что может вносить смещение в последующие пары, и будет проверено в дальнейшем.
В последнем периоде деление по неделям отсутствует, так как здесь пока не видно ни оснований для периодичности в одну неделю, ни оснований для параллельности написания.
Как именно по времени были написаны четыре философских сонета (123,124,153,154) и три сонета другу (122,125,126) пока неясно, но можно предположить, что эти сонеты были написаны в периоде после 6-го пери-ода, и, вероятнее всего, в порядке, указанном в таблице. Окончательно это станет ясно при анализе этого периода на соответствие фактам.
Уже сейчас видно, что таким порядком написания полностью снимается вопрос об абсурдном поведении Шекспира в отношении возлюбленной, так как все сонеты к ней были завершены до сонета 125 другу, а значит, не только до февраля 1600/1 года, но и, очевидно, что – до ежегодного осеннего отъезда поэта из Лондона. Можно констатировать, что указанный порядок также снял все несоответствия порядка написания содержанию сонетов, которые видны только из последовательности смены адресатов.
Однако, нам ещё предстоит проверить, снял ли параллельный порядок и остальные несоответствия последовательного порядка написания. 
Кроме того, нельзя исключать, что этим порядком были привнесены другие несоответствия, которые, пока, не видны, но дадут о себе знать при детальном рассмотрении содержания всех сонетов, а не только, упомянутых в устранённых несоответствиях.

Попутно становится понятно, что получить эту последовательность было бы невозможно без предварительного анализа на адресность, которая, в свою очередь, была выведена исключительно из содержания сонетов, что в очередной раз является иллюстрацией влияния версии об адресности сонетов на конечный результат. Так из версии Мелоуна, об адресате первых 126-ти сонетов – друге, и последних сонетов 127-154 – возлюбленной, не только нельзя продвинуться в анализе дальше 20-го сонета, так как возлюбленную в сонете 21, как и во многих сонетах далее до сонета 127, эта версия не видит, но и нельзя увидеть параллельное написание после сонета 88, так как  она, вообще, не содержит оснований такого написания.

Дальнейший анализ на соответствие сонетов фактам будет заключаться в выдвижение совместной версии сюжета параллельных сонетов и сравнение этой версии с фактами биографий, по результатам которой будет определена датировка параллельных сонетов. Но это станет темами отдельных глав.

Но остался вопрос о значении нумерации, ведь, как нетрудно заметить, она после сонета 88 перестала отражать последовательность написания каждого сонета во времени. Попробуем понять, как могло получиться, что сонетам в начале цикла были даны номера, отражающие последовательность написания во времени и адресности, а после сонета 88 были присвоены такие номера, которые не отражали последовательность написания во времени, но отражали последовательность написания в адресности, т.е. каждому адресату по отдельности. Для этого достаточно представить себя на месте человека, которому нужно пронумеровать сонеты через девять лет после написания последнего из них, и имеющего перед собой несколько тетрадей с сонетами отдельным адресатам, где все сонеты отмечены датой написания. Сможет ли этот человек пронумеровать всю массу сонетов в порядке написания? Казалось бы, проще некуда! Ес-ли это – посторонний человек, не знающий этого порядка, он просто, построит нумерацию, сопоставив даты, даже не вникая в смысл сонетов.

Но мы наблюдаем в нумерации совсем не эту идеальную картину, что заставляет предполагать либо отсутствие датировки в исходных тестах, либо то, что нарушение нумерации было сделано специально. Но если бы отсутствовала датировка, то посторонний человек не смог бы построить верной нумерации, которую мы видим в начале цикла, ведь, в этом случае, не ясно, с какой тетради начинать, а их, наверняка, было несколько каждому адресату. Значит, начать без подсказок верную нумерацию смог бы только сам Шекспир. А если подсказки были, то почему издатель не довёл дело до конца?
Уже только поэтому версия о пиратстве издателя первого сборника сонетов Шекспира весьма сомнительна, ведь, если сонеты нумеровал Шекспир, то, значит, он сотрудничал с издателем.

Но, с другой стороны, ничто, казалось бы, не мешало Шекспиру пронумеровать сонеты и до конца цикла, ведь он знал их порядок написания.
Версия о том, что он мог забыть этот порядок за девять лет, предшествующих первому изданию, имеет право на существование, если считать, что Шекспир был рассеянным человеком, державшим свои бумаги в беспорядке. Однако, указания сонетов свидетельствуют, что это было не так.

Но почему получилась такая нумерация, которую мы видим сейчас?
Поначалу Шекспир, видимо, поставил перед собой задачу-максимум – восстановить точный порядок написания и присвоить номера сонетам в этом порядке. Учитывая, как Шекспир относился ко времени и его роли в жизни человека, что можно видеть во многих сонетах, можно смело считать, что он никогда не забывал об этой роли, и все сонеты имели рядом с текстом дату своего написания. Вспомним, например, сонет 77 с советом другу – смотреть на часы, чтобы понимать, что сам Шекспир поступал, именно, так, даже записывая сонеты разным адресатам в разные тетради.
Тогда понятно, что нумерация шла у него довольно гладко, пока он не дошёл до сонетов, написанных параллельно. Начиная с этого момента, он заметил, что точная нумерация по времени параллельных сонетов разрывает последовательность повествования отдельному адресату, вклиниванием в неё сонетов другому адресату, что превращает общую последовательность сонетов в набор не связанных стихотворений на разные темы.

Поэтому он попытался сохранить хотя бы подобие последовательности повествования, разбивая параллельные сонеты на мелкие, но, связанные изнутри, группы.
Он семь раз создавал эти группы от 89-го до 106-го сонета, пытаясь совместить связность повествования с точным порядком написания. Наличие этого отрезка сонетов ещё раз подтверждает участие Шекспира, так как выстроить этот отрезок посторонний человек не смог бы, да и не стал бы.
Но даже в этом случае, повествование, для знающего читателя, разрывалось, а, для нового читателя, не знающего о местах разрывов, превращалось в последовательность необъяснимых перемен обстоятельств.
Когда Шекспир понял, что задача-максимум достижима только в ущерб связности повествования, и он должен выбрать между ними, то предпочёл связность повествования, просто, добавив в конец нумерации всё, что осталось, сначала – из тетради с сонетами другу, а потом – из тетради с сонетами возлюбленной, надеясь таким способом облегчить понимание будущему читателю, но нумерацию между ними не прервал, что, наоборот, сбило с толку несколько поколений исследователей сонетов.

Значит, порядок нумерации, который мы видим, мог случиться только с сонетами, написанными параллельно, ведь все остальные версии либо невозможны (нумеровал издатель), либо невероятны (Шекспир всё забыл или бросил не закончив).
И тогда мы и наблюдаем сейчас эту картину нумерации.


Огигинал здесь: https://www.skallv.ru/