Баррикады. Ч. 3 Дивизия Людникова. Начало

Александр Сергеевич Трофимов
Полковник Иван Ильич Людников в начале войны командовал   стрелковой дивизией. Был контужен, тяжело ранен.
В ноябре 1941 года после госпиталя Людникову предложили должность в штабе, но он отказался и вернулся на фронт командовать стрелковой бригадой. В мае 1942 года  стал командиром 138-й стрелковой дивизии.
Бойцы и офицеры его дивизии в октябре — декабре 1942 года героически сражалась в Сталинграде недалеко от Мамаева кургана. С ноября территория, где они отбивались от немцев,  700 м по фронту и 400 м в глубину (позже названная «Остров Людникова»), была с трёх сторон окружена фашистами, четвёртой была Волга. И та замерзала. Но немцам так и не удалось их победить.
Герой Советского Союза генерал-полковник И.И.Людников завершил войну в Японии.

Из воспоминаний Людникова: «Утром 15 октября дивизия получила приказ В.И.Чуйкова: «… немедленно по тревоге поднять один полк и в полном составе не позднее 5.00 16 октября 1942 г. переправить на западный берег р. Волги».
 «К утру полк Печенюка (650-й, А.Т.) переправился и с ходу вступил в бой.
С наступлением темноты (17.10.42,  А.Т.) бронекатера и два моторных парома начали переправу полков Гуняги (768-й, А.Т.) и Реутского (344-й, А.Т.). Первый эшелон штаба дивизии переправился совместно с подразделениями полка Гуняги».
Начштаба армии Крылов познакомил с обстановкой. Вручил приказ.
   
 «16 октября 42 года. 23. 50. Штарм 62. 23.50
    1. Противник занял Сталинградский тракторный завод, развивает удар от СТЗ к югу вдоль железной дороги и стремится захватить завод «Баррикады».
    2. 62-я армия продолжает удерживать занимаемый рубеж, отбивая яростные атаки противника.
    3. 138-й Краснознаменной сд к 4. 00 17. 10. 42 г. занять и прочно оборонять рубеж южная окраина Деревенск, Скульптурный. Не допустить выхода противника в район проспекта Ленина  (за заводом вдоль Волги, А.Т.) и завода «Баррикады».   
650 сп Печенюка занять территорию завода «Баррикады», создать в нем сеть огневых пунктов и не допустить проникновения противника на завод». (См. план ко второй части).

А 650-й полк уже с раннего утра 16-го вместо обороны завода ввели в бой с северо-восточной стороны завода, перед командным пунктом и штабом армии.  Оборонять Чуйкова. Он взял полк в своё управление.

«Дивизия еще втягивалась в бой, а гитлеровцы уже прорвались к некоторым цехам «Баррикад». С Верхнего поселка они просматривают территорию завода вплоть до набережной, простреливают нашу оборону на всю глубину. Немецкие танки атакуют фланги дивизии и рвутся к Волге, чтобы потом зажать нас в клещи». И.И.Людников

Одновременно с предыдущим приказом по 62-й армии вышел частный приказ №200, тоже в 23.50, с уточнениями и дополнениями, в котором дивизии приказывалось к 4.00 17.10 занять и прочно оборонять рубеж южной окраины Деревенск. - Скульптурный и «прочно обеспечить стык с 308-й стрелковой дивизией и не допустить выхода противника в район проспекта Ленина  и завода «Баррикады». Там, сзади заводских стен в обрыве Волги располагался штаб армии Чуйкова. Рядом была единственная переправа.
Но приказ Чуйкова устанавливал линию обороны дивизии нереально протяжённой и не адекватной обстановке. 

После завершения переправы в два часа ночи 17 октября Людников в соответствии с приказом по армии приказывает:
650-му полку оборонять северный рубеж от Деревенск  до железнодорожной станции у Волховстроевской улицы. А 768-му полку занять позиции левее, от железнодорожной станции по Скульптурный до позиций 308-й дивизии.
344-у полку Реутского как резервному занять позиции в двух местах: у берега Волги и КП армии, что 200 м северо-восточнее ул. Таймырской, - и на заводе «Баррикады».
И всем: «подготовить контратаки в направлениях: 1. Таймырская - Деревенск. 2. Завод «Баррикады»- железнодорожная станция. 3. Завод «Баррикады» - Скульптурный».
Все объекты можно увидеть на плане второй части этого исследования.

Стрелковые части на позиции должны были отводить  представители штаба армии и 37-й дивизии.
А точной обстановки Людников, только что переправившись, можно утверждать, не знал.
650-й полк, почти сутки воевавший на рубеже Деревенск. - железнодорожная станция, был разбит. Весь участок от Сормоск, до Деревенск. и Волги оголен.
Командиры сменяемых полков 37-й и 95-й  дивизий  от сдачи участков отказались. Отдельные группы по  5 - 6 человек, услышав о смене, оставили окопы и ушли в 3.00- 3.30. 

768-й полк Гуняги с 3.00 начавший выдвижение на указанный в приказе рубеж, пройдя полкилометра,   у тройной тупиковой  развилки железной дороги на  северо- западном углу «Баррикад»  был обстрелян. И в атаках понес большие потери.
«Дальнейшее продвижение было бессмысленно, были бы ничем не оправданные напрасные потери. Наступление к 6.00 было приостановлено, люди приводились в порядок на достигнутом рубеже»,  за железной дорогой,  пройдя всего 350 - 400 м.
А подразделения 344-го полка к  пяти утра окопались в развалинах завода.
Артогнём наступал и артиллерийский полк, оставленный на острове. Но как эффективно действовать вслепую?

Вот что известно о дальнейших событиях из журнала боевых действий дивизии.
«Противник, в течение дня мелкими группами атаковал 768-й стрелковый полк, одновременно сосредотачивал силы на железнодорожной станции. И в 13.30 пехотой и танками перешел в наступление» одновременно: вдоль Волги на правый фланг 650-го стрелкового полка, и более сильной ударной группой  вдоль железной дороги от станции на позиции 768-го полка.
В связи с тяжёлым положением 768-го полка 344-у полку приказали  оставить подготовленные на заводе позиции и в 15.00 контратаковать в направлении станции с задачей к 16.00 восстановить положение.  А там у немцев были задействованы  танки, и они уже заняли часть территории завода. А у наших – только гранаты да бутылки, если ещё были. И к 768-у полку нужно было ещё пробиться. Помочь не удалось.
Танки уже ворвались в расположение части, давя и расстреливая людей. Это было 17 октября.
В этот день у Людникова в ротах осталось по 20 – 30 человек, как говорилось в советское время, а скорее, меньше. Остановить немцев на широком от Таймырской до Арбатской и разорванном участке фронта, как было приказано,  было не реально.

Алексей Исаев  представил другую картину произошедшего, объясняя немецкий прорыв ошибкой майора Гуняги с позиционированием полка, как он сказал «ошибкой с картой». Но об этом в заключительной части.