Палыч. ты не прав

Владимир Шевченко 6
ПАЛЫЧ. ТЫ НЕ ПРАВ

Я как многие из вас недолюбливаю мэров. Но это особый случай.
 Чехов, как и многие из нас обладал неоднозначным характером. Жадноватый и щедрый, когда касалось таких же больных как он. Мягок и весел. Но очень легко раздражался и был вспыльчив. В письмах из Ялты жаловался сестре, что местные крестьяне со своими болячками достали в конец.  Его раздражительность понять можно. Болезнь не делает человека оптимистом. Да и жена в Москве куралесила  напропалую.  Писатель, конечно – же . Но, Ялта была потом. А, сейчас представим, как в далеком 1890 году проходило его путешествие на Сахалин.  Сапоги жмут ноги. Болезненный кашель. Сырость. Бедная серая природа с мокрым снегом и дождем. Колеса его телеги, утопающие в грязи.  На задворках империи, его нескладная сутулая фигура  и поскрипывание колес,  были воплощением великой российской тоски. Конечно, у писателя было отвратное настроение. И он, исходил желчью. Особенно ему не понравился Томск.
Выдержки из писем А.П. Чехова Суворину. 20 мая 1890г. Томск

      1. …..Стоп! Вернулся полицейский. Он драмы не читал, хотя и привез ее, но угостил рассказом. Недурно, но только слишком местно. Показывал мне слиток золота. Попросил водки. Не помню ни одного сибирского интеллигента, который, придя ко мне, не попросил бы водки. Говорил, что у него завелась "любвишка" замужняя женщина; дал прочесть мне прошение на высочайшее имя насчет развода. Затем предложил мне съездить посмотреть томские дома терпимости.
Вернувшись из домов терпимости. Противно. Два часа ночи….
2. …..Томска описывать не буду. В России все города одинаковы. Томск город скучный, нетрезвый; красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен сей город тем, что в нем мрут губернаторы……
Он пишет сестре .
"Томск гроша медного не стоит. Скучнейший город, и люди здесь прескучнейшие.  Город нетрезвый, грязь невылазная. На постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад. Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жёстких на ощупь".
      На мой взгляд, между вкусом обеда и ощутимой жёсткостью женщин нет прямой связи, но классику и ходоку виднее. Прошло сто четырнадцать лет,  но гордые томчане не забыли его нелестное высказывание о родном городе. И в пику писателю в 2004 году создают удивительнейшую по своей идее, форме и содержанию скульптуру классика. Назвав ее не менее креативно « А.П. Чехов, глазами пьяного мужика. лежащего в канаве и не читавшего Каштанку. Создал двухметровую скульптуру талантливейший художник, скульптор и актер местного театра Леонтий Усов. Томчане, народ дружный и веселый. Скинулись, и Леонтий лихо слепил свой шедевр. Не советуясь ни с кем и не уверенный, что его чиновники поймут. На то он и автор. Смелый автор. Конечно, работа выполнена по доброму. Конечно, не в качестве мести, а так юмора и теплой сатиры ради. Чехов бы понял. Не обиделся. Сам прикольщиком был. Я сделал памятник зеркальным отражением, высказывания Чехова о городе - говорил Усов - Если Чехов видел город пьяным, то я сделал Чехова, каким его увидел „нетрезвый город“. Это напоминание нам, что нас посетил великий гений»
Будущий символ города был уже вылеплен, когда его увидел Александр Макаров, в то время томский градоначальник.
— Он в полу шоке воскликнул «Ёб .…! " И надолго замолчал.                Я подумал, все, проекту кранты, — вспоминает Леонтий Усов. Предложил ему - Можно считать, что я вам его не показывал, вы ничего о работе не знаете, и мы его вроде как бы без вашего ведома установим. Нет уж! — возразил Макаров — Теперь, когда я на него посмотрел, буду за него бороться!.
Жили и сейчас живут в в Томске смешливый и талантливый актер, художник и скульптор Леонтий Усов и серьезный гражданин в очках Александр Макаров. Сухощавый, с умными ироническими глазами . Да еще и бывший мэр города.
Что было потом! Взвыли искусствоведы. Дедушки и бабушки изошли слюной и праведным гневом. Как так! Неестественный! Масса яростных публикаций в СМИ. Макаров как настоящий мужик и начальник отстаивал ваятеля и его произведение. Наконец, страсти улеглись. Народ полюбил своего Чехова. А как его не полюбить. Красавчик! И я его очень люблю. На сегодняшний день жители гордятся своей достопримечательностью. А студенты гладят бронзовый нос. Говорят, помогает на экзаменах. Я же ложу трубку с душистым английским табаком,  медленно почтительно снимаю свою фетровую шляпу и наклоняю голову в знак уважения перед скульптором Усовым и мэром Макаровым.
Да еще. Не сотвори себе кумира. Хороший афоризм.