Глава 8. Хлебная корочка

Тыналин Алим
На следующий день неудачливый переговорщик сидел рядом с Северовым в вестибюле администрации космодрома.
Ученый тыкал в титульный лист проекта по лунной экспедиции, поданный на согласование Роскосмосу.
– Смотри вот сюда. Мы арендуем Байконур уже тучу лет. Вроде бы всем распоряжаемся без проблем. Но вот здесь наши заартачились. Лукьянов, координатор по полетам, сказал, чтобы сначала согласовали с казахстанской стороной. Во избежание, так сказать. Я и так и эдак уламывал, не поддается.
– И кто должен подписать? – Арман всмотрелся в лист – Зам по орг вопросам Турлыбаев?
– Да, именно он визирует все двусторонние документы. Потом, конечно, придется собрать подписи людей казахстанского профильного министерства, уровнем повыше. Но для начала, чтобы сдвинуть махину с места, сойдет и автограф этого деятеля.
– Если он подпишет, то согласятся люди из Роскосмоса? – переспросил Арман.
– Вот именно. Давай, подключайся. Он сейчас как раз у себя, я специально узнал. Зайди к нему.
– У меня после Парижа такое настроение паршивое, честно говоря.
Олег Афанасьевич снял очки, протер платком.
– Ничего не поделаешь, Армаха. Надо, значит надо.
Концессионер вздохнул, взял бумаги. Пошел к кабинету важной шишки из администрации. Северов сплюнул на прощание:
– Ни пуха, ни пера.
Арман походил по коридорам, поднялся на третий этаж. Дойдя до нужной двери, прочитал позолоченную табличку: «Турлыбаев Еркебулан Талгатович, заместитель директора». Постучался, услышал разрешение и вошел.
Согласователь от Казахстана был пожилым подтянутым человеком. Седоволосый, усатый, в официальном сером костюме. Руки порхают над клавиатурой, напряженно смотрит в экран. Как раз сочинял письмо, когда вошел Арман.
Это же чистейшей воды бюрократ, решил посетитель. Легче дождаться снега летом в пустыне, чем получить от такого подпись. И похолодел от томительного предчувствия неудачи.
– С чем пожаловать изволили? – чиновник нетерпеливо оторвал взгляд от компьютера.
– У меня такое дело, Еркебулан Талгатович – и Арман коротко изложил просьбу.
– Понятно – зам бегло просмотрел бумаги – Думаю, ваше ходатайство можно удовлетворить.
Арман был готов расцеловать собеседника. Тот продолжил:
– Вы напишите сопроводительное письмо и подайте через канцелярию. Мы рассмотрим и в течение пятнадцати дней дадим ответ.
У пришельца из Алматы дрогнуло сердце и свернулся желудок.
– Это долго. Нам нужно сегодня. Послезавтра заседание комиссии в Роскосмосе, мы должны представить согласованный проект. А то не успеем подать заявку на тендер через пять дней.
– Ясно – Турлыбаев понимающе кивнул – Но и вы войдите в мое положение. Есть специальный регламент. Я не могу нарушать инструкцию.
– Прошу вас, в виде исключения – посетитель готов был упасть на колени – Дело исключительной важности.
– Уважаемый, я же объясняю вам – Турлыбаев приложил руку к груди – Не могу я обойти предписания. Вы хотите, чтобы я выговор получил за потакание желаниям каждого посетителя?
– Да это же простая формальность! Все работы будет выполнять Роскосмос. От нас требуется только поставить подпись: «Не возражаю».
– Уважаемый, чего вы кричите? А если ракета свалится где-нибудь на территории Казахстана? Могут быть жертвы, понимаете? Думаете, только я принимаю решения? Это делает комитет в составе представителей разных госорганов.
– Какой комитет? Достаточно вашей подписи!
Турлыбаев вытянул руку в сторону двери.
– Освободите, пожалуйста, кабинет. Подайте запрос через канцелярию, рассмотрим в установленные сроки.
Арман постоял, тяжело дыша. Затем вышел, хлопнув дверью.
Его партнер сидел около ресепшн. Посмотрел на покрасневшее лицо товарища, скривился:
– Не подписал?
Арман хлопнул папкой о кресло.
– Какой там! Через канцелярию пишите, говорит, скотина.
– Что будем делать?
– Не знаю. Пойдемте перекусим, я со вчерашнего дня ничего не ел. Говорил же, не получится.
Компаньоны прошли в местную столовую. Поскольку время было полуденное, в закусочной толпились сотрудники космодрома. Партнеры заказали обед, уселись с подносами за столы. Трапеза протекала в полном молчании. Олег Афанасьевич отпил компот и спросил:
– Как его уговорить? Может, на кого–то из начальства выйдем?
Арман пожал плечами.
– Никого не знаю из шефов. Что-то не везет нам последнее время… Неужто не выйдем на тендер?
Позади раздался сильный кашель и хрип.
Приятели обернулись.
Господин Турлыбаев сидел за соседним столиком и сжимал горло руками. Лицо покраснело. Глаза выпучены, только и может, что сипеть.
– Он подавился – закричали рядом – Помогите же!
Арман подскочил к чиновнику, подхватил со стула, обхватил руками туловище. Сильно толкнул. Еще и еще раз.
Ничего не помогало. Турлыбаев продолжал сипеть, только все тише и тише.
Арман продолжал работать руками. Неужели не получится? Когда он продавал медицинские товары, то изучал спасение людей с засоренным дыхательным проходом. Вроде все делал как надо.
Заместитель директора издал булькающий звук и выплюнул изо рта кусочек хлеба. И тут же прерывисто задышал. Поднял слезящиеся глаза, глянул на спасителя.
– Это опять вы? Спасибо вам большое. Я чуть не задохнулся.
– Не стоит благодарностей – ответил Арман, глянув на Олега Афанасьевича.
– Как это не стоит? Где там ваши бумаги? Давайте, подпишу.
Спустя пять минут партнеры выбежали из здания.
– Теперь рвем когти в Москву – Северов схватил товарища за плечо – Надо договориться с Роскосмосом.

***
Новое видео на канале Лунная колумбиада. Девяносто тысяч подписчиков.
Арман опять сидит в самолете. Рядом дремлет Олег Афанасьевич. Автор канала включает видео и негромко говорит сквозь гул авиационных моторов:
– Сегодня у нас прорыв, друзья. Заключили первые договоренности с Байконуром. А еще я спас человека от смерти. Вы не представляете, как я рад. И в большей степени тому, что удалось помочь человеку…
Северов потирает седую бородку и сонно бормочет:
– Мистер-твистер, как ты достал со своими видеороликами! Я ночью не спал, переживал, дай хоть немного отдохнуть теперь.
– Сейчас заканчиваю, Олег Афанасьевич – отвечает Арман. Потом подмигивает в камеру и говорит – Да ладно, дайте похвастаться перед подписчиками. Вы же, в отличие от меня, ничего не сделали. Стояли и смотрели, как истукан.
Северов отвернулся в другую сторону.
– Да я и не успел вмешаться. Ты неправильно оказывал помощь пострадавшему. Так посторонние предметы из гортани не выталкивают. Он сам выплюнул корочку. А ты так активно толкал его сзади! Я уже думал, что ты поменял ориентацию от стресса последних дней.
– Не может быть. Вы меня разыгрываете?!
– Оно мне надо? – Северов говорил, не открывая глаз – И хватит уже, дай поспать больному человеку. Я еще, кстати, не разобрался с тобой, за то, что ты слил мое признание о болезни в сеть.
– Олег Афанасьевич, ну сколько можно! Я же тысячу раз извинялся… – Арман прерывает трансляцию.