Отзыв на роман Михаила Ландбурга Стража Г-жи А

Майя Вайзель-Марин
           Оскорблена Медея и своих
           Остановить она не хочет воплей.
           Она кричит о клятвах и руки
          Попранную зовет обратно  верность,
          Богов зовет в свидетели она
                Еврипид
                Медея
                Перевод Иннокентия Анненского

   Когда то, в 80-е годы , мне пришлось участвовать в социологическом опросе зрителей художественных выставок.И выяснилось, что определением - "НРАВИТСЯ" или "НЕ НРАВИТСЯ" исчерпывается оценка художественного произведения. Почему - зрители объяснить затрудняются.

    Оказалось, что и для автора, скорее всего, достаточно услышать, что его произведение "ПОНРАВИЛОСЬ". Это уже и признание и, подтверждение того, что труд потрачен не напрасно. Может быть, автору даже и не хочется, чтобы кто-то  рылся  в его творческой мастерской, в его, во многом личном, даже пускай и не осознанном и спрятанном, растворенном в тексте. Сам то он знает, что он хотел, как лепил, выстраивал структуру,  какой инструментарий использовал, и любые толкователи - это уже лишнее.
Но… Как можно , увидев замечательное, прекрасно сделанное произведение, высказав автору свою признательность, не захотеть понять - как и почему это сделано, уж извините…
   
   Но, сначала, еще одно отступление. Школьникам задали сочинение по рассказу известного писателя, современника. Дети написали. И тогда учительница обратилась к автору,узнать правильно ли она, и её учениками трактуют смысл рассказа. -Оказалось, что у писателя совсем другая и даже противоположная версия. – Как! воскликнула учительница, Вы не правы!
Будем надеяться, что в нашем случае, удастся избежать подобного казуса

   Итак, “Стража Г-жи А.” Михаила Ландбурга
Начнем с удовольствия. Удовольствия от движения мысли, от точности и выразительности слова, от многообъемлющего мудрого понимания, от тонкости нюансов человеческих взаимоотношений. А невероятной красоты, пейзажные зарисовки! Но об этом уже много сказано, поэтому не будем умножать сущности.
Я о том, что, мне кажется, остается незамеченным.Об ощущении цельности и выверенности конструкции, которую понимаешь, следишь за тем, как она , все четче проясняется, становится с течением времени все грандиознее. Как из отдельных, странных парадоксальных эпизодов выстраивается идея величественная, по своей сути.
Вот некая г-жа А ,взялась бороться за своего , бросившего ее , мужа. Она старается доказать себе и ему, что ничуть не хуже новой мужниной избранницы. Она, возможно, догадывается о безнадежности своей борьбы, но не желает отступить, покориться неизбежному. Однако, как это всё нелепо и смешно у нее получается. Она привлекает для выполнения своих богоборческих планов молодого человека. Вот именно на этом и построен сюжет.
   
   Что же делает автор - из этой, не более, чем анекдотичной ситуации - он создает драму невероятного масштаба.
Само обозначение персонажа  «г-жа А.» превращает эту фигуру в отвлеченный концентрированный образ, определенную  функцию, сохраняя  при этом все проявления живого человека, по человечески слабого, и, по-человечески нелепого, с невероятной страстью вступающего в борьбу с самой СУДЬБОЙ, отдающейся этой борьбе с полным самоотречением.

  Это противостояние достигает силы и мощи древнегреческой трагедии,  но…в этом противоборстве уже вызревает трагикомедия .Современная Медея не убивает детей - она рождает ребенка. Она не стремится уничтожить обидчика, она продолжает быть преданной ему.

Вечная , банальная коллизия вывернута наизнанку, опрокинута вниз головой.
Человек, против высших сил! Бессмысленность этой борьбы - а она бессмысленна, считает автор, приводит к абсурду - и сама является абсурдом. И победа невозможна.
   
   Благородная дама из романа “Отрубите мою тень” - становится здесь отражением в подвижной воде, строит безобразные гримасы, нелепые и жалкие. И, все же , поднимается до героического символа.
Второй персонаж - молодой писатель, столкнувшись с этой силой , попадает также в ситуацию потерь , разрушения разумного порядка, как это ему представляется…. Но находит выход- понимая, что борьба бесполезна. Меняет, что называется декорации, и этим разрешает свою проблему. Зачем геройствовать,- тихо проползти, найти свою щель, главное - тихо…
   
    Эти двое на  странной сцене, отбрасывая причудливые тени, двигаются, сталкиваются, переплетаясь и отлетая друг от друга в фантастмагорическом танце, превращаясь в  символы. В том,окружающем их мире,где все хрупко,все ненадежно и не логично и абсурдно. Как бы не был крепок твой дух - не переломить тебе бессмысленную и безжалостную реальность.
   
   Роман написан в стилистике абсурда, являя собой образец очень хорошего произведения в этом виде литературы. Устарел ли абсурд? Ушли ли в прошлое произведения С.Беккета, Э.Ионеско  и других мастеров… Да, если мир как то значительно изменился. Но, видимо - нет.  Вот и роман “Стража г-жи А.” подтверждает это.
.