«Алексей Иванович!» – прозвучал в моём смартфоне голос молодой девушки со средне-русским региональным акцентом. – «У Вас через неделю заканчивается полис ОСАГО. Вы наш клиент, и мы решили предупредить Вас заранее!».
Я принципиально не отвечаю на звонки с незнакомых номеров, но смартфон звенел не переставая, а читать мелкие буквы и цифры на экране в очках для вождения автомобиля я не способен уже более двадцати лет. Не знаю – почему, но я ответил на звонок. Наверное, потому, что стоял в многокилометровой почти неподвижной пробке, созданной гениальными мыслителями – творцами эстакад. Пробка на Минке в сторону области после кольцевой теперь скапливается в любое время дня и ночи. Восемь рядов из Москвы сливаются с потоками двух эстакад по две полосы на каждой и боковыми выездами из супермаркетов. А впереди это море машин упирается в наземный переход, пропускающий только три полосы, одна из которых «автобусная» с чётко работающей камерой. Я это уже проверил на себе.
В тот момент по мобильнику я говорил даже ничего не нарушая, поскольку всё же не ехал, а стоял.
Девушка в трубке совершенно точно назвала все мои данные и представилась агентом солидной страховой компании «Россгосстрах». Я там страхуюсь уже несколько лет подряд и имею хорошие скидки как примерный водитель.
«Девушка, я сейчас за рулём, скоро сверну на стоянку у «Карусели» – позвоните мне минут через пять!» – ответил я, действительно собираясь заехать по пути в крупный супермаркет у дороги.
Ровно через пять минут снова раздался звонок, и Татьяна – так она представилась - попросила подтвердить мои данные прежних страховых полисов. Она их просто диктовала, а я отвечал – «Да!», поскольку вся информация была абсолютно точной. Более того, девушка предупредительно напомнила мне о том, что через месяц истекает срок действия моих водительских прав и попросила продиктовать номер и серию новых, которые я как раз недавно получил взамен старых.
Такая информированность не только не вызвала у меня подозрения, но даже усилила чувство уверенности в том, что со мной имеет дело настоящий агент страховой компании. Под конец разговора девушка переспросила – «У Вас ведь две одинаковые машины, у которых ОСАГО истекает в один и тот же день. Может, застрахуем обе? Мы сделаем Вам дополнительную скидку!».
«Хорошо, давайте оформим и вторую!» - ответил я, услышав предложение о 30-ти процентной скидке.
Уже почти лет двадцать я живу в московском пригороде и могу утверждать с полной уверенностью, что существование здесь без автомобиля почти немыслимо. Однако в случае поломки единственного авто можно в один момент превратиться в «пешехода», поэтому я в своё время купил для подстраховки второй автомобиль точной такой же марки, как и первый, только другого цвета. На одном катаюсь летом, а на другом – зимой. Так я избавил себя от необходимости стоять в очереди на шиномонтаж в холодные промозглые дни, когда погода начинает угрожать гололёдом. Я просто пересаживаюсь в машину с шипами, а летнее авто отдыхает во дворе до сухой погоды или до самой весны. Очень удобно.
Я вообще с возрастом стал нетерпимым к пустым потерям времени в ожиданиях кого-то или в очередях за чем-либо. Как только слышу – «Приезжайте к нам в офис оформить заказ» или «Ждите, когда поступит товар», я прекращаю беседу и ставлю точку в общении с подобными коммерсантами. Другое дело, когда тебе отвечают – «Привезём, куда скажете, когда Вам удобно, в назначенное Вами время». Это стандарт сегодняшнего обслуживания, к которому мы уже привыкли, давно позабыв о несравнимом с современным по уровню отношения к клиентам унизительно-совковом сервисе с мучениями и руганью в очередях перед пустыми прилавками.
Любезна была и девушка в телефоне, объяснившая мне, что с недавнего времени стало возможным обходиться без бумажного оригинала ОСАГО. Достаточно иметь распечатанную из почты копию полиса автострахования, оформленного в электронном виде, или его фотографию на смартфоне. Якобы работники ГАИ теперь могут проверять наличие полиса по номеру автомобиля и не требуют предъявления оригинала. Она даже предупредила меня - если я выеду на трассу без оформления страховки, первая же камера на моём пути сообщит в ГАИ о том, что у меня нет полиса ОСАГО, а шкала наказаний – вплоть до лишения водительских прав…
Я не стал с ней спорить и углубляться в полемику – согласился с доводами собеседницы, а она очень вежливо объяснила мне порядок дальнейших действий: «Мы всё оформим и вышлем документы Вам на электронную почту. Ваш адрес нам известен. Наш сотрудник специалист автострахования через час свяжется с Вами и перешлёт подготовленные бумаги, а как только Вы произведёте оплату онлайн, мы сообщим Вам код регистрации полиса на сайте нашей страховой компании».
Отлично – подумал я – ехать никуда не надо, получу полисы, не выходя из дома. А ведь до этого момента в моей голове уже крутилась неприятная мысль – мне придётся ехать в офис страховой компании, ждать своей очереди, а потом ещё тратить по полчаса на оформление каждого полиса.
Не прошло и часа, как мой мобильник вновь дал о себе знать. На этот раз моим собеседником стал мужчина, представившийся работником отдела автострахования компании Росгосстрах. Назвал свою фамилию и имя. Я, на всякий случай всё записал, так как где-то читал, что мошенники никогда не представляются настоящими именами сотрудников реальных компании. Мужчина выслал мне уже полностью оформленные бланки и платёжные реквизиты с заглавными буквами RGS – я решил, что это инициалы Росгосстраха, и вышел в Сбербанк онлайн. Квитанций было две – отдельно на каждую машину. Первый платёж прошёл вмиг, и я получил СМС от Сбербанка – платёж выполнен успешно. Сразу же перешёл ко второму платежу. И тут на экране высветилась строчка – «Платёж отменён банком. Вы пытаетесь совершить подозрительный платёж». Делаю ещё несколько попыток, но бесполезно. Получаю СМС из банка: «Ваша карта заблокирована из-за подозрительного платежа».
Набираю номер мужчины из страховой компании, он меня убеждает связаться со Сбербанком и объяснить оператору суть платежа. Мол, такое часто бывает, когда с одной карты повторяют платёж – убеждает меня специалист. Вопрос легко решается, надо только поговорить с оператором банка.
Набираю бесплатный номер Сбербанка – мне отвечает голосовой помощник робот – «Я вас не понимаю». Я кричу : «Заблокирована карта! Разблокировать!». Слышу ответ: «Вас понял. Приступаю к блокировке карты»…
С живым оператором я пообщаться не сумел и предложил сотруднику страховой компании перенести второй платёж на следующий день.
«Хорошо, мы вышлем Вам код подтверждения оплаченной страховки, а по поводу второго платежа свяжемся с Вами завтра в 11.00 утра» - спокойным голосом ответил страховщик.
Но ни через час, ни через два обещанный код мне никто так и не выслал. Я начал беспокоиться. Проверил в Яндексе-поисковике телефоны своих «страховщиков» - в базах мошенников и «спамах» их номера не значатся. Фамилия работника на бланках с синими печатями совпадает с фамилией руководителя отдела автострахования «Росгосстраха». Полисы сразу проверить нельзя – данные становятся доступными только на третий день после оформления ОСАГО.
Утром следующего дня мой телефон как назло молчал. Обещанного звонка из страховой компании по поводу второго платежа я так и не дождался. А на руках – превратившаяся в мусор заблокированная карта Сбербанка, которой я обычно расплачивался в магазинах, и два комплекта распечатанных на домашнем принтере полисов ОСАГО. За один я заплатил семь тысяч, второй получил «даром».
Всё больше убеждаясь, что я стал жертвой мошенничества, подумывал даже о том, чтобы ездить с полученными от псевдо страхователей бумагами и не оформлять полисы заново. Слышал по телевизору, что почти 50% полисов являются поддельными. Если так, то виноват должен быть не я, а тот, кто допустил существование параллельных мошеннических схем. Почему надзиратели интернет-пространства с лёгкостью блокируют сайты «недругов власти» и никак не реагируют на безобразия жуликов в Интернете, свободно открывающих фиктивные электронные кошельки для сбора денег.
Я не самый беспечный гражданин. После того, как мошенники однажды списали с моего счёта семь тысяч рублей, я сразу же обратился в Сбербанк с просьбой заблокировать жуликов и вернуть мне платёж, но, получив отказ, перестал там хранить свои сбережения. Ответ – «Мы не занимаемся мошенническими операциями – обращайтесь в прокуратуру!» меня не удовлетворил.
Я давно не верю на слово, если имею основания для сомнений. Я не верю работникам автосервиса, пытающимся произвести дорогой ремонт, вешая мне «лапшу на уши». У меня даже есть личный компьютер-тестер, с помощью которого я сам нахожу неисправности, если вдруг мои «скакуны» начинают «чихать» или «барахлить». Я сам могу стереть «нестираемый чайник» на панели приборов и даже удалить китайский вирус со своего компьютера. Я приезжаю в автосервис уже с купленной запчастью и конкретно указываю мастерам, что я от них хочу.
Но никакие знания и предосторожности не уберегут вас от мошенничества, если оно не блокируется государственными органами. Мне даже показалось, что ситуация с ОСАГО выгодна самим страховым компаниям – они ведь ничего не делают, чтобы блокировать псевдо-сайты. А однажды, когда оформив в офисе реальной страховой компании настоящий полис я приехал к ним через месяц и попросил найти мой «зарегистрированный полис», чтобы внести мелкое исправление, оказалось, что его даже и не вносили в базу данных. И если бы я попал в аварию, никто за меня страховку платить бы не стал.
Со своими бумагами я всё же поехал к страховщику, у которого оформлял полисы раньше. Он посмотрел мои бумаги и сказал – они выглядят в точности как настоящие полисы. Только у электронных должны быть другие буквенные серии…
Сделал мне дополнительную скидку и оформил новые. Хотя, вполне возможно, что далеко не каждый постовой смог бы отличить мои полисы от настоящих. По крайней мере, я не нашёл ни одного признака подделки в перечнях уже описанных уловок в отзывах обманутых клиентов…
А в вечерних новостях я снова услышал – «Растёт количество поддельных полисов ОСАГО»… И я могу это подтвердить!