Сплетницы. Эссе-притча

   Думаю, нет нужды объяснять смысл слова «сплетницы». Все знают, кто это такие. При упоминании этого термина у каждого из нас, как правило, появляется чувство неприязни. Но, к великому сожалению, не все знают, что враг рода человеческого использует его как одно из главных орудий, и большинство людей даже не догадываются, что происходит в их голове. К несчастью, многие психологи не вникают в ту область духовного человеческого мышления, о которой я хочу поведать. Отсюда, многие их пациенты годами так и не находят ответы на многие вопросы, а некоторые, опять же, к великому сожалению, заканчивают печально. На самом деле, только верующему человеку будет легко меня понять. Ну а неверующий, полагаю, как минимум, задумается после прочтения.
   Пожалуй, начнем с самого простого. Многие не задумываются и не прислушиваются к тому, что происходит в нашей голове ежеминутно. Пытались ли вы когда-нибудь сортировать рой мыслей, проскакивающих в вашей голове ежесекундно, как проносящиеся мимо электрички? Нет? И правильно! Ведь нет смысла фильтровать весь этот бред. Почему? Дальнейший ответ для многих будет откровением: потому что большая часть этих мыслей - не наши. Они приходят извне, что противоречит утверждению многих психологов и психиатров о том, что якобы все мысли - из нашей черепной коробки. Но откуда же тогда? Вот в этом и заключается главный вопрос. По этому поводу замечательно написал в своих воспоминаниях великий святитель и хирург прошлого столетия Лука Войно-Ясенецкий, по трудам которого, изучают гнойную хирургию в медицинских университетах: «… я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума, и совести…».
   Большая часть той каши, которая в нашей голове – это от лукавого. У него есть возможность внушать нам мысли, и в этом он очень хитер и искусен. Правда, он не может читать НАШИ мысли, но он спокойно обходится и без этого. Бывает – внушит какую-то мысль, а по глазам читает, приняли мы ее или нет. В чем самая главная наша проблема и ошибка? В том, что эти мысли мы принимаем за СВОИ. Особенно, когда он внушает нам постыдные мысли и тем самым сажает нас на крючок. При этом мы думаем: «Неужели я такой плохой человек, что мне приходят такие плохие мысли?» Раз - и мы на крючке. На самом деле всё проще – эта мысль не наша, она извне. Не смущайтесь. Он может нам внушить любую мысль.
   Существуют два понятия: грех и прилог. Что такое грех, мы знаем. Это уже совершенное действие (даже в мыслях) против заповедей Божиих и против собственной совести. А прилог – это то, что нам только предлагается еще помыслить. Это предлог. Дьявол не может нарушать нашу свободу, и поэтому он может нам только предложить что-то извне: осудить кого-либо, или позавидовать, или украсть, или обмануть, или убить, или изменить кому-либо, но он не может в нас всё это вложить. Он только предлагает нам так помыслить и поступить, а наше дело - принять эти мысли (прилоги) или нет. Перед нами стоит выбор – принять или не принять. Приняли, согласились с этими помыслами – значит согрешили. Не приняли, отогнали, вовремя поняв откуда это (что это всё извне, от лукавого) – значит не согрешили. Главное – вовремя понять, что эти мысли НЕ НАШИ. И не надо от них смущаться, потому что лукавый может нам внушить самые ужасные и постыдные мысли. Просто отгоните их. У святых отцов это называется «хождением перед Богом», когда ты понимаешь и чувствуешь, что Он всегда перед тобой и всё видит. И когда в нашу голову приходит какая-нибудь плохая мысль (прилог), мы говорим: «Господи, ты видишь, это не моя мысль. Я не хочу так мыслить». И отгоняем ее. Правда, когда враг начинает на нас сильно давить в случаях, когда нас сильно обидели или нападает блудная страсть и тому подобное, тогда достаем щит – включаем Иисусову молитву. Многие люди, не зная этого, так и сходят с ума, называя это голосами в своей голове, которыми бомбардирует их враг рода человеческого, пытаясь уничтожить. Еще сильно он начинает давить, внушать (нашептывать), когда мы падаем: «Вот, ты низко упал, и Бог тебя уже не простит», нагоняя на нас сильное уныние. Или же, когда приходим на исповедь, враг внушает нам «ложный стыд»: «Что же подумает обо мне священник?» Ни в коем случае этим мыслям верить нельзя.
   Кто-то может сказать – не всё так просто. И я соглашусь. Есть и психические заболевания – повреждения мозга, которые лечат психиатры. Есть и нервные расстройства. А есть и духовные проблемы, в которых нужен ОПЫТНЫЙ духовник, чтобы помочь разобраться в том, что происходит в нашей душе. Речь сейчас идет о начальной стадии – о помыслах, в которых мы не все разбираемся.
   Теперь, после этого небольшого отступления, перейдем к главной теме повествования - к нашим сплетницам.
   Думаю, каждый из нас не раз себя ловил на том, что в нашей голове иногда появляется диалог двух лиц, ведущих разговор о нас. Особенно тогда, когда нас кто-то несправедливо в чем-то обвинит или обидит. Мы даже зрительно представляем их. В большинстве случаев – это наши знакомые. Одно лицо начинает о нас плохо говорить, как бы не зная нас. Другой же участник воображаемого, внушаемого нам диалога, в ответ, начинает за нас заступаться и хвалить, рассказывая о всех наших тайных подвигах и добродетелях, о которых не знает никто, чуть ли не вознося нас в ранг святых. Назовем эти два лица «сплетницами», которые готовы раструбить всему миру о наших тайных добродетелях. Вторая «сплетница», защищающая нас, поющая в нашу честь дифирамбы и ублажающая наше гордое эго – это не кто иной, как Ее Величество «Лесть». Хотя оба персонажа в этом замечательно разыгранном спектакле, являются опытными охотницами, и стрелы их очень ядовиты. Они являются воинами врага рода человеческого - дьявола, который не может, без нашего разрешения, войти в нашу голову, являющуюся нашей крепостью. К великому сожалению, порой мы ведем такой бездуховный образ жизни, что ее ворота всегда настежь открыты и никем не охраняются, поэтому дьявол спокойно заходит к нам, как к себе домой, и ворует у нас все хорошее. Теперь же, когда мы обо всем информированы, следует закрыть эти ворота и выставить соответствующую охрану – молитву. Другими словами – когда мы молимся, рядом с нами находится ангел-хранитель и оберегает нас.
   Так вот, когда эти две «сплетницы» встречаются под окнами нашей «охраняемой» крепости и заводят обычную свою песенку – одна, как бы нас не зная, начинает о нас говорить плохо, а другая, как бы защищая, отзывается: «Да ты его совсем не знаешь. Это такой необычный человек…» - мы начинаем за закрытыми ставнями невольно прислушиваться к ним. И когда мы, удовлетворяя собственное любопытство, начинаем слушать, что же они о нас интересного скажут, мы, чтобы лучше было слышно, доверчиво чуть-чуть приоткрываем окно нашей крепости в сторону той, которая отзывается о нас хорошо и рассказывает первой о всех наших добродетелях и тайных подвигах, отчего последняя приходит в восторженное умиление: «Ах, а я и не знала…!» И тут, когда мы всецело поглощены этим воображаемым диалогом в наших мыслях и доверчиво открываем еще больше окно, вторая, которая «Лесть», вдруг, неожиданно для нас, метко посылает в нашу сторону ядовитую стрелу. Она, попадая в цель, уязвляет наше сердце и вызывает «Тщеславие». И если вовремя не обратиться за помощью к Главному Врачу, смертельный яд ее начинает проникать в капеляры нашей души и вызывает смертельную болезнь, под названием «Прелесть», при которой поражаются наши слуховые и зрительные органы, и тогда мы становимся глухими и слепыми. И, казалось бы, человек еще физически жив, а духовно - уже мертв. «…ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцели их…» (Мф.13:14)
   Поэтому, дорогие мои, когда отец лжи – дьявол - видит ваши тайные подвиги, или, наоборот, когда вас гложет обида и он хочет еще больше вас добить, или иные какие причины, будьте осторожны – его «сплетницы» сразу тут как тут. По этому поводу Господь нас предупреждал: «… бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна…» (Мф.26:36)
   Преподобный Исихий об этом говорил: «Как ходящему по земле невозможно не рассекать… воздуха, так невозможно сердцу человеческому не быть непрестанно боримому от демонов или не подлежать скрытым от них воздействиям, хотя бы кто и строго проходил телесные подвиги… Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием». Поэтому, как писал преподобный, всякое мечтание от дьявола, т.к. он первый, будучи архангелом, возмечтал быть Богом и за это был низвержен со всеми своими ангелами.
   Тогда может возникнуть справедливый вопрос. Как распознать, какая мысль - от кого? В основном, всё, что смущает нас – от лукавого, который хочет посеять в душе смуту, уныние, неустроенность, разногласия, панику, порой доводя человека до тупикового состояния. А оно часто заканчивается самоубийством – главной целью работы дьявола, который внушает человеку, что Бог его не простит. А все, что от Бога - легко и понятно, как говорят, всё разжёвано и на блюдечке преподнесено. Бог не может смущать, потому что именно от Него исходит благодать. Главное - не дергаться и положиться на волю Божию, и Господь все устроит.
   Враг часто нападает внезапно, поэтому в Евангелии Господь нас предупреждает, чтобы мы бодрствовали (молились), потому что не знаем в какую стражу (в какую минуту) придет вор (дьявол), чтобы украсть (похитить благодать) и подкопать наш дом (проникнуть в нашу крепость – голову). Никто нас не будет предупреждать: «Маша, сейчас тебя будет искушать враг». Порой гнев нападает на нас внезапно. Поэтому надо стараться бодрствовать - молиться. 
   О, горе мне тщеславному. Как только написал эти строки, сразу прибежали эти подружки-«сплетницы», устроились под моим окном, и никуда не хотят уходить. Одна говорит: «Он гордый и тщеславный», а другая ей отвечает: «Ты его совсем не знаешь. Он очень духовный человек и пишет мудрые вещи!»


Рецензии
Несчастный человек, который сидит и рассуждает на тему, хорош он или плох. Уже в этом есть нечто болезненное, нездоровое, от скрытой гордыни и тщеславия. Куда проще довериться мудрости христианской и просто сказать: "Да, я плох. Но буду исправляться" - и продолжать молиться, подвизаться.
Простым людям трудно распознать прилог. Чаще всего спохватываемся, когда мысли разбушевались. И тут тоже поможет молитва, особенно чтение канонов. Начинаешь канон покаянный - и все утишается.
Но как тем, кто не имеет даже молитвослова, объяснить важность молитвы? Хорошо бы всем православным вложить в руку четки и сказать: есть минутка - молись. Тяжело - молись. Радостно - благодари и молись. На каждый день и миг, плохо ли, хорошо ли - молись.
Сердечное спасибо за науку, дорогой отец Алипий!


Елена Черкашина   28.11.2019 18:11     Заявить о нарушении
Леночка, спасибо за отзыв! Я всегда рад твоему мнению. Только одна маленькая поправочка. С четками надо быть осторожным. Чтобы взять четки в руки, надо иметь благословение опытного духовника-монаха, который сам молится по ним и в дальнейшем будет следить за каждой твоей бусинкой. Когда берешь четки в руки - это значит вызываешь на бой чемпиона мира по боксу, когда сам смотрел бокс только по телевизору. Это как взять в руки пистолет и, не умея пользоваться, можно сразу прострелить себе колено. Четки - опасная вещь. На моем веку, очень многие повредились головой, не посоветовавшись с опытным духовником. За мной отец Кирилл следил за каждой моей бусинкой.

Алипий Животиков   28.11.2019 23:30   Заявить о нарушении