Хабаровский ДВфест

Василий Ниссен
Уже в начале 90-х до нас, живущих в Нерюнгри, в Южной Якутии, докатывались слухи, что в Хабаровске каждую весну проводится рок-н-ролльный фестиваль. Но тогда ещё не было Интернета, и все контакты устанавливались с оказией, и как-то никак такой оказии в направлении Хабаровска не случалось. Даже с Владивостока приезжали 3 группы на наш фестиваль, а вот с Хабаровском никак. Ситуация изменилась с подключением к мировой паутине. Уже в Москве, когда Интернет завёлся у меня в рабочем компьютере, я через сайт вышел на контакт с Юрием Вязанкиным — бессменным олицетворением этого фестиваля. По возвращению в Нерюнгри контакт привёл к поездке с «Мимо Проходили» весной 2002 года на, как оказалось, уже — «17 Дальневосточный фестиваль альтернативной и рок музыки» — вот так он назывался полностью, а сокращённо — ДВфест.
Мне посчастливилось побывать всего на двух: тогда и в следующем году на 18м. Оба проходили в помещении бывшего кинотеатра «Дружба», до этого фестиваль жил в Политехе, а последний, 19й, состоялся в ледовом дворце спорта на набережной.
Первое, что меня потрясло — это аншлаг. Оба фестиваля шли 3 дня — пятница, суббота, воскресенье — и все 3 дня «Дружба» была забита битком. Уже на подходе была видна толпа у входа, наполовину состоявшая из несчастных, кому не досталось билетов. В фойе и чиллауте на втором этаже постоянно шла циркуляция тусовки, при этом и зал был заполнен и тоже циркулировал в зависимости от того, что происходило на сцене. Причем эти аншлаги обходились без хедлайнеров и не зависели от рекламы. На следующем 18 фесте рекламы не было никакой, кроме маленьких формата А3 афиш, но аншлаг опять был, опять не было билетов в кассе и чтобы провести группу поддержки, приехавшую с нами, пришлось доставать билеты у организаторов.
Второе на что я обратил внимание — это организация. Будучи старым фестивальным волком, я привык, что помимо самого действа проходящего на главной сцене фестивальные программы состоят из множества параллельных действий: мастер классов, пресс конференций, круглых столов, экскурсий по городу и тому подобное. Здесь этого ничего не было, но был четко отрегулирован механизм главного — действия происходящего на сцене. В зале стоял приличный аппарат, и работала грамотная команда технарей. Мы довольно быстро прошли аккредитацию и тут же нас известили о времени саундчека и порядке и времени выступления в концертной программе. Всё, на этом деловая часть общения была закончена. Условия для всех были одинаковы 15 минут саундчека днём и 20 минут на сцене вечером. Поначалу меня это даже несколько покоробило, но потом, прожив эти 3 дня, я понял, как это уместно и органично. Ведь самое главное для рок-н-ролла, это хороший аппарат, возможность отстроиться и зал набитый не попсовой толпой, а людьми способными понять и оценить твой рок-н-ролл. Все эти условия были соблюдены идеально. И поэтому, наверное, у фестиваля никогда не было проблем с желающими на нём выступить. Группы собирались со всего Дальнего Востока, Забайкалья, Камчатки и Сахалина — добирались, кто как может. Кто-то даже приехал в угольном вагоне. Кого подкормили спонсоры жили в гостиницах, того, кто приехал, вывернув карманы, размещали в студенческих общагах, была даже пара конспиративных квартир для совсем неимущих или особо приглашённых. Здесь я впервые в жизни увидел дружелюбную охрану, никто никого не напрягал но ситуация держалась под контролем. Небольшую проблему создавало отсутствие гримёрок: кинозал не был на это рассчитан. Переодеваться и готовится приходилось где придётся, а на сцену выходить практически из зала, но это можно было потерпеть.
Все организационные ниточки сходились на 3-х человеках: Юрии Вязанкине — харизматичном лидере всей команды, неуловимой Шерри — Наталье Шеремет, не выключающей свой телефон, и Татьяне Гайдуковой — сидевшей всё время в офисе и являвшей собой незыблемость происходящего. Всё это называлось творческое объединение «Искра». В перерывах между фестивалями они практиковали акции: концерты 2-3-х групп из фестивальной программы под названием «Миры Юрия Вязанкина». Юрий помимо всего ещё и принимал участие в самом фестивале как бессменный лидер и вокалист старейшей Хабаровской группы «Система Цветных Сновидений» играющей в стиле easy listening. Концерты начинались в 18.00 и заканчивались в 23.00. Учитываю четкую работу технической команды на переключениях, за вечер на сцене могли отыграть до 15 групп. В каждом фестивале принимало участие около 40 коллективов, география которых простиралась от Новосибирска на западе до Петропавловска Камчатского на востоке и от Благовещенска на юге до Якутска на севере. В первый день выступали группы близкие к панк року во всех его проявлениях. Во второй играли более тяжёлую музыку, ну а на третий день оставались наиболее интеллектуально изощрённые проекты. Деление это было конечно условным, так как в основной массе на три четверти люди играли либо разные варианты русского рока от поп рока до панка, либо тяжёлую альтернативу в диапазоне от «хардкора» до «хэвиметала». Но оставшаяся четверть представляла собой просто жемчуга и самородки. Именно на ДВфесте мы увидели и познакомились с мега группами:
«Самогон» из Спасска Дальнего — русские народные панки, способные поставить на уши стадион (что они и сделали на стадионе, на 19м фесте, во время их выступления толпа смела ограждения, но к счастью никто не пострадал).
«Деликатесы» из Владивостока — три девушки действительно деликатесного свойства, смешавшие в своём творчестве трип-хоп, академическое пение на стихи латиноамериканских поэтов и драйв живой аккомпанирующей группы и всё это сопровождается слайд шоу и работой со светом, пальчики оближешь.
«Оркестровая Яма» из Хабаровска — дальневосточное продолжение линии Звуков Му и Центра, и продолжение достойное первооткрывателей.
«Эксцесс» из Южно-Сахалинска — играющий тяжёлый по настоящему заводной глэм с хорошим коммерческим саундом и супер-гитаристом Романовым, умеющим играть на гитаре по настоящему вкусно.
«Купе» из Благовещенска — самая старейшая рок группа, играющая хард рок самой высокой пробы.
Наши соседи, прогметалические «Азазелло» из Тынды, умудрившиеся выпустить 3 диска на независимых буржуйских лейблах и съездить на международный прогметалфест в Норвегии. С ними мы познакомились, правда, гораздо раньше.
Макс Zamza — электронщик из Хабаровска экспериментирующий с брейк битом и провоцирующим шоу.
Этот список можно продолжать и продолжать, так как новый фестиваль приносил новые открытия иногда в самых неожиданных направлениях. Так одним из главных открытий 17 феста стали «Перекрёсток» из Благовещенска и для нас это было первым свиданием с Дальневосточной тусовкой, свиданием ставшим экзаменом, так как на такой искушённой публике приходилось выступать впервые, и экзамен прошёл успешно и открыл дорогу другим Нерюнгринским группам на следующий год. Вообще само существование этого феномена на фоне угасания рок-н-ролльной жизни в России дало очень сильный импульс к творческому развитию. Именно благодаря фестивалю мы тогда открыли для себя Дальний Восток, а он открыл нас, и это открытие настолько нас захватило, что мы даже и забыли думать о столицах, ожидая следующей весны.
Впервые за долгое время в этом (2005м) году, феста не было. На то была масса объективных и субъективных причин. Поначалу его просто планировали перенести на лето, потом на осень, но так и всё повисло. Я связывался в Натальей Шеремет и она заверила что следующей весной они приложат все усилий для того чтобы фестиваль был, а я со своей стороны приложу все усилия чтобы опять на него попасть.
(на фото - Шери, Вязанкин, Татьяна)
Новосибирск
Ноябрь, 2005