Два похожих убийства, разделённые веком

Евгений Радомысельский
В 1916 г. Бунин опубликовал рассказ «Лёгкое дыхание». В нём он поведал о трагической судьбе молоденькой гимназистки Оли Мещерской.
«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой. И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице. …
— Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья. — Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения.
— Я слушаю, madame, — ответила Мещерская, подходя к столу, глядя на нее ясно и живо, но без всякого выражения на лице, и присела так легко и грациозно, как только она одна умела. …
— Вы уже не девочка, — многозначительно сказала начальница, втайне начиная раздражаться.
— Да, madame, — просто, почти весело ответила Мещерская.
— Но и не женщина, — еще многозначительнее сказала начальница, и ее матовое лицо слегка заалело. — Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа!
— Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову.
— Ах, вот как, вы не виноваты! — сказала начальница. — Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка...
И тут Мещерская, не теряя простоты и спокойствия, вдруг вежливо перебила ее:
— Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне...
А через месяц после этого разговора КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом. И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его…

 И вот, спустя век с небольшим, профессор, вообразивший себя ИМПЕРАТОРОМ ФРАНЦИИ убивает аспиранта, красавицу и умницу Анастасию Ещенко. Она была постарше Оли Мещерской. Стала учёным и педагогом, но оставалась такой же непосредственной и весёлой как Оля.

 «Анастасия была не просто привлекательной молодой девушкой, с которой такому немолодому человеку даже ради престижа приятно находиться рядом, осознавая, что она любит. Она была ещё и соратником, помощником профессора Соколова. Они вместе занимались одним общим делом». Инет.
 О том какая это была девушка говорят факты из её биографии.
Ещенко Анастасия Олеговна родилась 26.04.1995.
«В годы учебы в школе она неоднократно побеждала в олимпиадах по истории, в 2012 году набрала 100 баллов по ЕГЭ по истории.   
В 2012 г. поступила на исторический факультет СПбГУ, кафедра истории России с древнейших времен до XX века. За годы обучения участвовала в студенческих научно-практических конференциях. В 2016 г. с отличием окончила бакалавриат. Тема выпускной квалификационной работы: Государственная деятельность А.Н. Куломзина в 1861-1917 годах.
В 2016 году поступила в магистратуру Института истории СПбГУ, направление: история Нового и Новейшего времени. В 2018 г. окончила с отличием. Тема выпускной квалификационной работы: Русская дипломатия и Наполеоновская Испания 1808-1812 годов.
С 2018 г. аспирант Института истории СПбГУ, кафедра истории Нового и Новейшего времени Сфера научных интересов: история России XIX-начала XX века, история Франции, Наполеоновские войны, история общественно-политической мысли, история государственных учреждений России XIX в.
Владение английским и французским языками. Опыт участия в международных конференциях. Есть научные публикации.
Аспирант 1 года обучения. С 2016 года занимается частным преподаванием.
При обучении в магистрате была студенткой доцента Соколова и, по слова однокурсников девушки, имела с ним романтические отношения. Являясь аспирантом, готовилась к защите кандидатской диссертации под его руководством.  Начиная с магистратуры Анастасия Ещенко писала научные статьи в соавторстве с ним. Последняя работа опубликована в этом году «Ранний период Наполеоновских войн глазами художника и воина Луи-Франсуа Лежена». (obzor.io)

 А вот как охарактеризовала профессора Соколова «жена публициста Александра Невзорова, ипполог (специалист по лошадям) Лидия Невзорова и прокомментировала в соцсетях страшную историю расправы над аспиранткой СПбГУ Анастасией Ещенко.
«Содеянное профессором СПбГУ Олегом Соколовым потрясло, похоже, всех, кроме меня», – пишет Невзорова в Instagram.
По ее словам, она и ее муж не раз пересекались с доцентом Олегом Соколовым в общих компаниях.
«Уже тогда Соколов поражал меня глупостью и склонностью к примитивному садизму. Не к людям. К лошадям. И я никак не могла понять, почему все вокруг не видят, что он просто нездоров», – продолжает ипполог. Соколов истинно веровал в то, что является реинкарнацией, «вторым пришествием» Наполеона в этот мир. Вместе с мундиром и двууголкой. И все вокруг было для «Сира» ничтожеством и «мясом». Он, действительно, досконально изучил биографию Наполеона и вел себя именно так, как вел бы себя, по его представлению, Наполеон. Он – император, остальные – холопы, недостойные выносить его ночную вазу», – говорится в посте Невзоровой.  (ФОНТАНКА.РУ 10.11.2019 17:51)

 А вот как И. Бунин тонко и лирично охарактеризовал Олю Мещерскую, приписывая ей следующий монолог:
«— Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?»  Бедная девочка.
 И вот, это прекрасное создание загублено животным инстинктом двуногого.  Прошёл век с небольшим, и история повторяется с жуткими вариациями.  Не знаю, были ли у Анастасии все признаки женской красоты, перечисленные Оленькой, но уверен что лёгкое дыхание у неё было.
И мы, вместе с Буниным можем сказать: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». Ещё одна душа насильно была оторвана от прекрасного тела двуногим.