закон о законодательной инициативе граждан внесенн

Руслан Ишалин 2
Закрепленное в ст. 33 Конституции право граждан может быть определено как право на индивидуальное или совместное (коллективное) обращение в публичные (государственные и муниципальные) органы. На международно-правовом уровне это право соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Историческим и понятийно-категориальным аналогом данного элемента конституционного статуса граждан РФ является право петиций, которое было закреплено еще в Конституции Франции 1791 г. и сегодня указывается в конституциях ряда зарубежных стран.Так как в России отсутствует закон о законодательной инициативе граждан, я самостоятельно данный законопроект и внес его в Госдуму.


Федеральный Закон РФ « О законодательной инициативе граждан»



Настоящий Закон определяет принципы, формы, гарантии, порядок и условия реализации права законодательной инициативы гражданами Российской Федерации.

Статья 1. Право законодательной инициативы граждан Российской Федерации
 
1. Право законодательной инициативы граждан Российской Федерации (далее - народная инициатива) является гарантированным Конституцией Российской Федерации правом свободно и добровольно вносить в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, проекты законов, подлежащие обязательному рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации.

2. В Российской Федерации в соответствии с статьей 33 Конституции РФ народная инициатива принадлежит:

1) 10 тысячам избирателей для региональных законов субъектов Российской Федерации;

2) не менее 300 тысячам избирателей по проектам законов о внесении изменений в положения третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого разделов Конституции  Российской Федерации.

4. В порядке народной инициативы не могут вноситься проекты законов, касающиеся изменения государственной границы, формирования республиканского бюджета, амнистии и помилования, вопросов международных отношений, введения военного или чрезвычайного положения.

Конституционными законами могут устанавливаться иные ограничения по инициированию в порядке народной инициативы проектов законов, направленных на регулирование определенного круга отношений.


Статья 2. Обстоятельства, исключающие осуществление народной инициативы

1. Осуществление народной инициативы не допускается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации либо ее части.

2. Установление обстоятельств, исключающих осуществление народной инициативы, помимо указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

Статья 3. Законодательство о народной инициативе в Российской Федерации

Правовую основу реализации народной инициативы граждан составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
 
Статья 4. Требования к проекту закона, предлагаемому гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы

1. Проект закона, предлагаемый гражданами в порядке народной инициативы, не должен противоречить законодательству Российской Федерации . Проект закона оформляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О нормативных правовых актах Российской Федерации ".

2. Проект закона с обоснованием необходимости его принятия подлежит опубликованию в республиканских печатных изданиях и на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 5. Образование инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы

1. Граждане, выступившие с предложением о внесении проекта закона в Государственную Думу Российской Федерации, образуют инициативную группу по реализации народной инициативы в составе не менее 10 человек. Членами инициативной группы могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации и обладающие избирательным правом.

2. Инициативная группа создается в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Государственную Думу Российской Федерации, представления интересов граждан при подготовке, внесении, а также отзыве проекта закона из Государственной Думы Российской Федерации.

Статья 6. Регистрация инициативной группы и проекта закона

1. Инициативная группа обращается в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о регистрации инициативной группы и проекта закона.

Инициативная группа вправе указать в заявлении о регистрации наименование инициативной группы.

2. К заявлению о регистрации инициативной группы и проекта закона прилагаются:

1) протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о внесении проекта закона в Государственную Думу Российской Федерации;

2) список членов инициативной группы, содержащий следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства (постоянного или временного), серия и номер паспорта;

3) текст проекта закона, а также его электронная версия;

4) справка-обоснование;

5) сравнительная таблица (в случае внесения изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт) или новая редакция.

 
Статья 7. Полномочия членов инициативной группы и организация ее деятельности

1. Члены инициативной группы имеют право:

1) собирать подписи в поддержку инициативы внесения в Государственную Думу Российской Федерации  проекта закона;

2) распространять законными способами и средствами информацию о ходе реализации народной инициативы.

2. Члены инициативной группы вправе осуществлять деятельность, указанную в части 1 настоящей статьи, с момента выдачи свидетельства о ее регистрации.

3. Из числа членов инициативной группы открытым голосованием большинством голосов от их общего числа избираются председатель и два его заместителя. Решение собрания инициативной группы об избрании председателя и его заместителей оформляется протоколом, который подписывается председательствующим собрания.

4. Председатель инициативной группы также вправе:

1) представлять интересы инициативной группы в государственных органах и органах местного самоуправления;

2) координировать работу инициативной группы.

5. Решения собрания инициативной группы принимаются большинством голосов его участников.

Статья 8. Проверка соответствия проекта закона требованиям законодательства и регистрация инициативной группы

1. Министерство юстиции Российской Федерации в тридцатидневный срок проверяет проект закона на соответствие требованиям статьи 4 настоящего Закона, а также документы об образовании инициативной группы.

2. По результатам проверки представленных документов Министерством юстиции Российской Федерации  выдается свидетельство о регистрации инициативной группы.

3. В случае утери (порчи) свидетельства о государственной регистрации инициативная группа вправе обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации за получением его дубликата. Свидетельство о государственной регистрации выдается Министерством юстиции Российской Федерации  на основании заявления уполномоченного лица в течение пяти рабочих дней с пометкой "дубликат" на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Регистрация инициативной группы осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня представления в Министерство юстиции Российской Федерации необходимого перечня документов.

Свидетельство о регистрации инициативной группы выдается в пятидневный срок со дня принятия решения о регистрации.

5. Форма свидетельства о регистрации инициативной группы утверждается Министерством юстиции Российской Федерации.

6. Министерство юстиции  в пятидневный срок со дня регистрации инициативной группы информирует об этом Госдуму Российской Федерации.

7. В течение трех рабочих дней со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы Министерство юстиции Российской Федерации публикует на своем сайте текст проекта закона с обоснованием его принятия, а также информацию об инициативной группе. Инициативная группа обязана в течение десяти рабочих дней со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы опубликовать текст законопроекта с обоснованием его принятия в одной из республиканских газет.



Статья 9. Основания отказа в регистрации инициативной группы и проекта закона

1. Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы и проекта закона в случаях:

1) недостоверности данных членов инициативной группы;

2) установления Министерством юстиции Российской Федерации несоответствия проекта закона требованиям, предусмотренным статьей 4 настоящего Закона.

2. Решение об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Члены инициативной группы могут повторно обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации  после устранения причин, явившихся основанием для отказа в регистрации.

Статья 10. Агитация за предложение о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации.

1. Членам инициативной группы предоставляется право агитации за предложение о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации на собраниях, в средствах массовой информации, а также во время сбора подписей граждан.

2. При проведении агитации не допускаются действия, направленные на разжигание социальной, религиозной, расовой, национальной ненависти и вражды, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и злоупотребление свободой средств массовой информации.

3. Граждане, члены инициативной группы, агитирующие "за" либо "против" предложения о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации, не вправе раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме агитационных печатных материалов. При проведении агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств и иных материальных ценностей.

4. В проведении агитации не могут участвовать:
 
1) лица, находящиеся на государственной и муниципальной службе при исполнении ими должностных или служебных обязанностей, работники правоохранительных, налоговых, финансовых органов и военнослужащие;

2) лица, не обладающие активным избирательным правом.

Статья 11. Порядок сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в осдуму Российской Федерации

1. Сбор подписей начинается по истечении тридцати календарных дней со дня опубликования инициативной группой текста проекта закона в одной из республиканских газет и заканчивается по истечении трех месяцев со дня начала процедуры сбора подписей. Сбор подписей может быть прекращен досрочно при наличии десяти тысяч и более подписей в поддержку проекта закона.

2. Право сбора подписей принадлежит членам инициативной группы. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан представить гражданам для ознакомления опубликованный текст проекта закона, предлагаемого для внесения в Госдуму Российской Федерации, либо информацию о размещении его на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, а также по требованию граждан предъявлять свидетельство о регистрации инициативной группы или его копию.

3. Сбор подписей граждан может производиться по месту жительства, работы, службы, учебы, а также в иных местах. При этом сбор подписей в местах выдачи заработной платы не допускается.

4. Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации только один раз.

5. Граждане, подписавшиеся в поддержку предложения о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации, имеют право до сдачи подписных листов отозвать свои подписи в подписных листах путем подачи заявления в инициативную группу.

6. Повторное инициирование проекта закона путем народной инициативы осуществляется не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока, установленного для сбора подписей. Собранные ранее инициативной группой подписи не могут быть использованы в последующем при осуществлении народной инициативы.

7. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому  субъекту Российской Федерации где проводился сбор подписей, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

Статья 12. Проверка достоверности подписей граждан

1. Госдума Российской Федерации в тридцатидневный срок после окончания сбора подписей проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений о гражданах и подписей граждан, собранных в поддержку народной инициативы.

Для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, Госдума Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа работников Аппарата и привлеченных специалистов.

2. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись гражданина может быть признана достоверной либо недостоверной.

3. Проверке и учету не подлежат подписи граждан и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собиравшим подписи, до представления подписных листов в Госдуму Российской Федерации, если это исключение им специально оговорено.

4. При проверке достоверности подписей граждан недостоверными считаются:

1) подписи, выполненные от имени несуществующих лиц и выдаваемые за действительные (фиктивные подписи);

2) подписи граждан, не обладающих избирательным правом;

3) подписи, собранные до регистрации инициативной группы;

4) подписи, собранные с нарушением срока, установленного для сбора.

5. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись.

6. О результатах сбора подписей граждан в подписных листах за предложение о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации принимается решение рабочей группы. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.

7. Один экземпляр решения рабочей группы передается инициативной группе.

8. Подписные листы должны находиться на хранении в архиве Госдумы  Российской Федерации.

9. Форма подписного листа определяется Госдумой Российской Федерации .

Статья 13. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию народной инициативы

Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию народной инициативы (сбор подписей граждан, проведение экспертиз и др.) осуществляются за счет средств инициативной группы.

Статья 14. Общие требования, предъявляемые к проекту закона, вносимому в Госдуму Российской Федерации.

1. Инициативная группа вносит проект закона в Госдуму Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к порядку внесения проектов законов в Госдуму Российской Федерации.

2. Проект закона должен быть завизирован председателем (заместителем председателя) инициативной группы.

3. К проекту закона, вносимому в Госдуму Российской Федерации, прилагаются свидетельство о регистрации инициативной группы, а также документы, установленные Законом Российской Федерации "О Государственной думе Российской Федерации ".

4. Проект закона в Госдуму Российской Федерации представляет председатель (заместитель председателя) инициативной группы.

5. Изменения и дополнения, вносимые в проект закона в Госдуму Российской Федерации , за исключением изменений и дополнений, носящих технический характер, должны согласовываться с инициативной группой, что подтверждается решением собрания инициативной группы.

Статья 15. Срок внесения проекта закона в Госдуму Российской Федерации

Инициативная группа вносит проект закона в Госдуму Российской Федерации в течение трех месяцев с момента передачи инициативной группе решения о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона, подтверждающего наличие не менее 300 тысяч подписей граждан при инициировании законопроекта.

Статья 16. Обязательность рассмотрения проекта закона Госдумой Российской Федерации

1. Проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права народной инициативы в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации, подлежит обязательному рассмотрению  в порядке, предусмотренном Законом  Российской Федерации "О Госдуме Российской Федерации ".

2. В случае досрочного прекращения деятельности Госдумы Российской Федерации проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права народной инициативы, сохраняет свою силу и обязательность рассмотрения Госдумой Российской Федерации нового созыва.

Статья 17. Отзыв проекта закона

1. Проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права народной инициативы, может быть отозван до его рассмотрения Госдумой Российской Федерации во втором чтении.

2. Решение об отзыве проекта закона принимается большинством голосов от общего числа членов инициативной группы.

3. В случае принятия решения об отзыве проекта закона инициативная группа уведомляет об этом Госдуму Российской Федерации в письменной форме.

4. Об отзыве проекта закона сообщается в средствах массовой информации.

Статья 18. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Лица, препятствующие путем насилия, угроз, обмана, подкупа или иным способом свободному осуществлению права народной инициативы граждан, проведению агитации "за" или "против" предложения о внесении проекта закона в Госдуму Российской Федерации, а также должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, других организаций и иные лица, совершившие подлог документов, искажение результатов проверки достоверности подписей граждан в подписных листах, несут ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Правительству  Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

- обеспечить приведение нормативных правовых актов  Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом;

- принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

            Президент

  Российской Федерации