И снова Гунны

Вячеслав Кудяков
Гунны: кем были, чем занимались

    «Гунны» – само слово вызывает в воображении обрушившиеся на блистательную Римскую империю полчища всадников , с их неопрятными внешностями, животной мощью и свирепыми амбициями.
Существует множество картин, на которых Гунны  изображены именно такими.
Но историческая правда сильно отличается от предвзятого описания, навязанного христианскими летописцами того времени. На самом деле, несмотря на их клеймение «бичами божьими»», гунны все ещё остаются загадкой, когда дело доходит до их происхождения.
    Например, историки начала XIX века  приравнивали  этих кочевников  к конным воинам племен Сюнну (Сунну), которые были вытеснены Китайцами с их территории   в IV веке н.э. Однако современные историки склонны относить географическое происхождение гуннов к более западной территории, которая примерно соответствует современным  Казахстану и России.
В любом случае, одно остается несомненным – Гунны были гораздо более развитыми и искусными, чем предполагает навязанный им наивный «варварский» ярлык.

Кем  же на самом деле были гунны?

В академических кругах XVIII века многие ученые (в том числе французский востоковед Жозеф де Гинь) предпринимали попытки приравнять гуннов к племенам Сюнну (Сунну), которые в древнекитайских источниках воспринимались как родственные «конным варварам» (уничижительный суффикс nu, обозначающий рабов). Но, как и в случае с Готами, такие ранние академические взгляды появились, чтобы соответствовать точке зрения о «варварских» Гуннах, в отличие от более независимых оценок. Достаточно сказать, что многие современные историки склонны отвергать теорию Сюнну (Сунну),  основанную на явном отсутствии доказательств.
 
Однако отказ от прежних теорий нисколько не приблизил нас к пониманию идентичности Гуннов. Поэтому историк Ник  Филдс выдвинул гипотезу «почему» вместо «кто» – о том, почему Гунны постепенно мигрировали к западным частям своих земель в течение относительно короткого промежутка времени.
Ответ, согласно Филдсу, может быть связан с тем, что гунны страдали от суровых погодных условий, в том числе от катастрофических засух, которые вынуждали их мигрировать (и вторгаться) в западные земли примерно в конце IV века н.э. И хотя такие разрушительные изменения климата могли бы серьезно истощить отдельные племена, Гунны, в силу своей огромной численности и возможностей, сумели «пережить бурю», двигаясь на запад.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Гунны, скорее, были конфедерацией племен (а не отдельным племенем) с огромными материальными и людскими ресурсами, которые могли избежать изменения климата на своей родине и далее вторгнуться на соседние земли.
Некоторые ученые предположили, что многие племена этой Гуннской конфедерации имели, возможно, Тюркское или смешанно-тюркское происхождение. И поскольку племена Гуннов двигались на запад, они должны были постепенно включать элементы других этнических групп, включая Германских Готов и Иранских Аланов, что привело к еще более динамичной и сложной племенной структуре.
Следует отметить, что такие историки, как Питер Хизер, выдвинули гипотезу о том, что причиной миграции гуннов явилось не изменение климата, а другие восточные племена (или кочевые группы), которые оказывали давление на конфедерацию Гуннов, заставляя их кочевать на новые территории. Другие академические исследования прибавляют к этому демографический взрыв среди Гуннов и желанное «богатство» Римских земель, что могло побудить Гуннов расширить свои владения на западные территории.
    А вот римский историк VI века Иордан ничтоже сумняшеся предлагает простую и довольно ксенофобскую историю происхождения гуннов:
«Мы узнаем из древних преданий, что их происхождение было следующим:
Филимер, король Готов, сын Гадарика Великого, который был пятым по счету правителем Готов, после их ухода с острова Скандза... нашел среди своего народа неких ведьм. Подозревая этих женщин, он изгнал их из своего племени и заставил скитаться в одиночестве вдали от своей армии. Там нечистые духи, которые видели их блуждающими по пустыне, даровали им объятия и породили эту дикую расу, которая сначала жила в болотах, низкорослое, грязное и ничтожное племя, едва ли похожее на человеческое и не имеющее другого языка, кроме того, который лишь немного походил на человеческую речь».  Эта же версия  позднее была приписана Хазарам, слово, в слово.

Аттила: жизненная стезя «бича Божьего»

Аттила был правителем Гуннов, живших на Великой Венгерской равнине в V веке. На своем пике территория Гуннской империи простиралась на всю Центральную Европу. Римляне считали гуннов варварами, и под властью Аттилы Гунны разграбили и разрушили многие Римские города. Кстати  название людей Варварами, Римляне взяли у Греков. Которые все племена, не относящиеся к их  народу, называли Варварами.
Дата его рождения неизвестна, но он умер около 453 г. н.э. в свою брачную ночь (он практиковал многоженство и имел несколько жен). Была ли его смерть естественной или он был убит своей новой женой Ильдико, всё ещё обсуждается.
 К моменту смерти Аттила стал широко известен как «бич Божий», и его кончина в Римской империи была встречена с ликованием.
Хотя его имя стало синонимом завоеваний и разрушений, внимательный взгляд на исторические записи раскрывает более сложную картину. Хотя он действительно разрушил немало Римских городов, Аттила когда-то был союзником Западной Римской империи, помогая им сражаться с другими «варварскими» народами, в том числе с Бургундами и Готами. Римская империя при его жизни разделилась на две части.
В то время как его военачальники накопили невероятное количество сокровищ и вымогали у Восточной Римской империи тысячи фунтов золота, сам Аттила, как говорят, жил сравнительно просто. Римский дипломат Приск присутствовал на пиру у Аттилы и писал, что «…роскошная еда, сервированная на серебряном блюде, была приготовлена для нас и гостей из числа варваров. Но Аттила не ел ничего, кроме мяса на деревянном подносе».
«И во всем остальном он отличался умеренностью; чаша его была деревянной, а гостям подавались чаши из золота и серебра. Его платье тоже было довольно простым, хотя и довольно чистым». Даже его обувь, меч и уздечка были без украшений.
Кроме того, Аттила не верил, что народ Гуннов может сохраниться навсегда.
Приск сказал, что Аттила был в подавленном настроении на пиру, и единственным человеком, с которым он был счастлив, был его младший сын, Эрнас. Когда Приск спросил о причине, ему сказали, что «пророки предупредили Аттилу, что его раса падёт, но будет восстановлена этим мальчиком (Эрнасом)».
 
Гуннская империя раскинулась на всю Европу – от Черного моря до современной Франции. Изображение: Public Domain.
Восхождение к власти

Аттила был сыном Мундзука и неизвестной матери. Родившись в семье правителя, он и его брат Бледа жили относительно привилегированной жизнью, но все же должны были познакомиться с традициями кочевого племени гуннов.
«Вместе их учили стрельбе из лука, как обращаться с мечом и арканом, как ездить на лошади и ухаживать за ней»,   В какой-то момент он узнал об осадной войне, возможно, от римских военнопленных. Это была технология, которая оказалась существенной в его будущих кампаниях.
Мы мало знаем о религиозных убеждениях Аттилы. Однако он верил в пророчество. Говорят также, что он воспринял найденный пастухом меч как знак того, что имеет право начать и вести войну.
Два брата стали правили вместе в 434 году н.э., когда их дядя, правитель Гуннов Руа (Ругила) умер. Руа выступал против Восточной Римской империи, пытаясь уничтожить отступающие племена, бежавшие от господства Гуннов.
После его смерти два брата сосредоточились на объединении и расширении империи Гуннов, которая распространилась на большую часть Центральной Европы. Хотя Гунны составляли ядро этой империи, исторические хроники указывают, что они контролировали и другие «варварские» группы, даже те, которые Руа преследовал.
  Первой крупной военной операцией братьев было нападение в 437 году на Бургундов на Рейне, что они и осуществили в союзе с Западной Римской империей и ее полководцем Аэцием, завоевавшим свое положение с помощью Гуннов.
Затем вместе с войсками Западной Римской империей они напали на Готов, но на этот раз потерпели поражение при городе Тулузе. Поражение вынудило Гуннов перебросить большую часть своих войск через Дунай, чтобы залечить раны. Они заключили мирный договор с Восточной Римской империей, по которому Аттиле и Бледе лично выплачивалось 700 фунтов золота в год.
700 фунтов золота в год были большими деньгами, но, похоже, они не удовлетворяли братьев. В 441 году, когда Константинополь отправил армию в Сицилию и Северную Африку для борьбы с Вандалами, братья воспользовались ситуацией, чтобы предпринять серию нападений через Дунай на земли Восточной Римской империи.
Они двигались быстро, их первой целью был город Констанция.
«В многолюдный базарный день гунны нанесли удар без предупреждения и легко взяли город после тщательно скоординированной атаки на римский гарнизон».
Поскольку лучшие отборные армии Восточной Римской империи воевали против Вандалов, Гуннов нельзя было остановить,   Аттила и Бледа свирепствовали на Балканах, игнорируя мирные предложения императора Феодосия II. Наконец император вспомнил о своих войсках в Сицилии, и Аттила и Бледа в один прекрасный день вернулись с Дуная с большим количеством добычи.
В 445 году Аттила убил Бледу, что позволило ему стать единственным правителем Гуннов. До сих пор достоверно не известно, как и по какой причине это произошло.
Но Аттиле не удалось подчинить своей власти Восточную Римскую империю. После того, как Феодосий II отказался платить ему золото, он начал новую кампанию против них в 446 году. Несколько месяцев спустя Константинополь, столица империи, пережил землетрясение, что вынудило горожан быстрее восстановить и укрепить городские стены.
Землетрясение заставило Восточную Римскую империю сделать всё возможное, чтобы держать Гуннов подальше от столицы. «Солдаты и города неоднократно приносились в жертву ради спасения Константинополя», отмечая, что Аттила никогда не атаковал саму столицу. Историк VI века Марцеллин писал, что Гунны «напали и разграбили крепости и города, разорив почти всю территорию вокруг столицы».
Феодосий II был вынужден согласиться на мирный договор, согласно которому он платил Аттиле 2100 фунтов золота в год. Ошеломляющая сумма, которую, однако, Восточная империя могла себе позволить. Для Феодосия было выгоднее заплатить Аттиле, чем воевать с ним.
Император Восточной Римской империи на протяжении 48 лет, с 402 года, когда он стал соправителем своего отца Аркадия. После его смерти в 408 году занял престол единолично. За красивый почерк получил прозвище «Каллиграф» Родился 10 апреля 401 года, сын императора Аркадия и Элии Евдоксии. Феодосий был провозглашен августом 10 января 402 г., не имея еще девяти месяцев от роду.
После смерти своего отца 1 мая 408 г. стал единственным правителем империи, но
до 414 г. державой правил его регент Анфимий. Опекуном же Феодосию завещанием императора Аркадия был назначен персидский царь Йездигерд I, которого Аркадий заклинал употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Йездигерд не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор.
С 414 года власть сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии, которая была объявлена августой, соправительницей императора.
Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище Каллиграф. Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Сестра же давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев.
В 421 году Пульхерия женила императора на Евдокии, дочери философа Леонтия. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее.
Обладавший незаурядными способностями и наделенный несомненными душевными достоинствами, Феодосий, тем не менее вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, во всем подчинявшийся приближенным - сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти - любимцу евнуху Хризафию.
 Впрочем долгое царствование Феодосия II отмечено известной силой и содержательностью, благодаря счастливому соединению в его правительстве довольно способных и искусных советников.
Из традиционных развлечений Феодосий II предпочитал охоту, к военным упражнениям страсти не проявлял, хотя физически был крепок.

Призыв  к Аттиле от принцессы

   Около 450 г. н.э. принцесса Гонория, сестра западно-римского императора Валентиниана III, обратилась за помощью к Аттиле. Историки отмечают, что она была честолюбивой женщиной, поэтому император хотел отдать ее замуж за амбициозного человека, который отдалил бы принцессу от Равенны, столицы Западной Римской Империи.
Она послала слугу по имени Гиацинт к Аттиле, чтобы предложить ему золото, если он заступится за нее. Она также послала Аттиле кольцо – в знак того, что хочет выйти за него замуж. Аттила отправил в ответ ряд посланий, предлагая ей место одной из своих жен, и потребовал сделать ее соправительницей Западной Римской империи.
Но Гонория не хотела быть замужем за Аттилой и в конечном итоге вышла за почитателя, которого первоначально выбрал император. Аттила все еще требовал ее руки, но император отказался. Аттила, в свою очередь, пригрозил изгнать императора из собственного дворца и направился во Францию.
Валентиниан III обратился к Аэцию, который провел много времени с гуннами и прекрасно знал их тактику, приказав ему возглавить римские войска. Он также заключил союз с Вестготами, которые ненавидели Аттилу так же сильно, как римляне. Другие «варварские» группировки во Франции также выступили на стороне Рима.
Две армии столкнулись на северо-востоке Франции в сражении, известной как битва на Каталаунских полях (также называемой битвой при Шалоне).
«План атаки Аттилы был довольно прост – поставить гуннов в центр боевой линии и двигаться быстро и решительно, чтобы разорвать центр вражеской армии».
 Здесь было самое слабое место римского воинства.
«Они сражались до тех пор, пока могли видеть друг друга, и затем поле боя погрузилось во тьму, и это была одна из бесконечных битв» .
Но Римляне остановили Гуннов. Утверждают , что Аттила был настолько разгневан, что «кричал, показывая свою мужественность и бесстрашие, а затем   велел сложить погребальный костер и угрожал броситься в него, так как, по его словам,   был непобедим». В конце концов, Аттила отступил и со своей армией двинулся обратно в Центральную Европу.
В 452 году он вторгся в северную Италию и заставил Валентиниана III бежать в Рим. После разграбления и разрушения городов на севере Италии Аттила встретился с папой Львом I, который выступил в качестве эмиссара. Мы не знаем точно, что произошло на встрече (свидетельства очевидцев не сохранились), но Аттила решил отступить и отправиться на грабеж в Центральную Европу. Историки отмечают, что армия Восточной Римской империи начала наступление у Дуная на земли Гуннов, и Аттила, возможно, опасался, что его войска будут разбиты.

Смерть Аттилы

Аттила  умер в 453) — правитель гуннов в 434—453 годах, объединивший под своей властью Тюркские, Германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Каспия и даже до Китая. 
Как только завершилась переправа Гуннской армии через Днестр, Аттила разделил ее: примерно половина войска под командованием Ореста направилась на Урал, вторая половина последовала за ним самим к берегам Каспийского моря через Северное Причерноморье и Кавказ. Он прошел по северному побережью Черного и Азовского морей, а затем навел порядок в донских степях и в треугольнике Дон — Волга — Кавказ. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, с сентября по декабрь 452 года Аттила усиленно занимался восстановлением порядка в центральных и восточных областях своей империи. В междуречье Днепра и Дона усмирил Роксоланов и Акациров, а между Доном и Волгой вел безжалостную охоту на Аланов, практически истребив это племя. Известно, что с карательной экспедицией король Гуннов дошел до Аральского моря. Что же касается его дальнейшего пути, то у историков есть две версии. Одни считают, что он прервал свой поход в устье Амударьи. Другие же полагают, что Аттила пошел дальше вдоль западного берега Амударьи, пересек Туркменистан, отправив посольство с приветствием Персидскому шаху, прошел через Карки (Керки) — город, находящийся далеко к югу от Бухары, и вступил на землю Бактрии. В подтверждение этого Бувье-Ажан пишет: «То, что в первой половине V века Бактрия была завоевана сначала Сасанидами, а затем захвачена Гуннами, — исторический факт. Некоторые исследователи, например Рене Груссе, утверждают, что это были  "белые Гунны" с берегов Каспия, которые совершили долгий поход с целью утвердить свою власть между Каспийским и Аральским морями, а затем, охваченные жаждой наживы, рискнули продвинуться дальше и опустошили всю территорию вплоть до предгорий Гиндукуша, после чего возвратились в родные степи.
Другие ученые, как, например, Амедей Тьерри, полагают, что у каспийских Гуннов в тот период было слишком много забот, чтобы предпринимать без видимой необходимости рискованные экспедиции, и Бактрию захватили воины Аттилы под его личным командованием.
Последнее предположение более вероятно. У Аттилы были свои счеты с бактрийцами, которые совершали дерзкие опустошительные набеги на прикаспийские земли и при случае присоединялись к восстаниям Аланов и Акациров. Эллак и Эсла не раз встречали их среди мятежников.

На следующий 452 год, после грандиозного свадебного пира, Аттила был найден мертвым.   
Его невестой была Ильдико, по-видимому, молодая и довольно красивая женщина. Она была одной из нескольких жен Аттилы.
То ли жена убила Аттилу, то ли он умер от естественных причин, неизвестно. Писатель VI века Иордан, который использовал записи Приска в качестве источника, сообщает, что Аттила предположительно умер от обильного кровотечения после пира. Правда ли это, остается загадкой.
«Он предавался чрезмерной радости на своей свадьбе, и когда лежал на спине, полный вина и сна, излишняя кровь, которая обычно текла бы из его носа, струилась через его шею и в горло, убивая его», – писал Иордан.
Аттилу похоронили в тройном гробу из золота, серебра и железа, а людей, готовивших его гробницу, якобы убили, так что местонахождение могилы осталось неизвестным. По сей день гробница Аттилы не найдена. В древности она, возможно, была разграблена, в этом случае ее не найдут никогда.
После смерти Аттилы его империя рухнула, его сыновья воевали между собой, а через несколько десятилетий пала и Западная Римская империя. Часть пророчества, которого боялся Аттила, о крахе его царства, сбылась.

Гунны не были полностью кочевым племенем
Иордан утверждал, что Аттила обрушился на Европу с «полумиллионным» войском. Но опять же, если мы рассмотрим аспекты исторических свидетельств и материально-технического обеспечения, то рассказы о «полчищах гуннов», представленные некоторыми древними летописцами, были в лучшем случае пропагандой, а в худшем – предвзятой ложью. С этой целью древние авторы часто завышали численность Гуннов, чтобы оправдать Римские поражения (или прославить их редкие победы). Фактически, согласно большинству антропологических свидетельств, вторгшиеся Гунны составляли лишь незначительное меньшинство завоеванных ими обществ. Иными словами, эти так называемые бесчисленные орды очень редко составляли десятки тысяч гуннских всадников.
Гунны не были сугубо сельскохозяйственным обществом (хотя их территории были увеличены за счет сельскохозяйственных поселений). Их основная экономическая деятельность часто включала в себя скотоводство, охоту и сезонный сбор продовольствия – всё это требует очень больших площадей пастбищ и охотничьих угодий.
К несчастью для Гуннов, европейская территория была просто недостаточно велика для такой обширной степной экономики. Подобные условия означали, что гунны должны были кочевать и совершать набеги относительно небольшими группами, тем самым давая ключ к разгадке всей истории «Орды». В связи с этим историк Ник Филдс предположил, что типичный рейдовый отряд насчитывал около 1000 всадников.

Итак, Гунны не принадлежали к какому-то одному племени, чьи занятия были основаны исключительно на кочевой жизни. Напротив, Гунны (и их динамичные субплемена) веками соседствовали с аграрными обществами и, возможно, переняли многие культурные обычаи оседлых народов, включая Германское население Европы и Алан Азии. По сути, они разработали систему распределения материальных ценностей (что также предусматривало подати), которая, в свою очередь, позволяла представителям гуннской элиты приобретать ценные предметы и «удовольствия», – таким образом, подражая их «цивилизованным» аналогам.
Археологические свидетельства, скорее, указывают на другой сценарий: изотопный анализ гуннских костей и предметов, захороненных в Паннонии, показывает, что они практиковали некоторую форму культурного обмена даже с римлянами. Есть также свидетельства о хорошо обустроенных гуннских деревнях в венгерской степи. Такие поселения, как правило, имели рудиментарные оборонительные сооружения из плетеных и глинобитных стен, и в то же время были стратегически связаны с ближайшими сельскохозяйственными угодьями.
Интересно, что некоторые древние источники также свидетельствуют о таком культурном влиянии. Например, по свидетельству Приска Панийского, который был одним из очевидцев Гуннско - Римских конфликтов, сам Аттила жил в некоем подобии «большой деревни», имевшей деревянные ограждения, стены, башни и даже баню в римском стиле для знати.

Источники:

1.Аммиан Марцеллин, История (отрывок о гуннах)
2.Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica.
3.Менхен-Хельфен Отто. История и культура гуннов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2014. — 412 с.: ил
4.Пенроз Джейн. Рим и его враги. Карфагеняне, греки и варвары. – М.: Эксмо, 2008, ISBN: 978-5-699-24680-
5.Сказания Приска Панийского. / Пер. Г. С. Дестуниса. СПб., 1860.
6.Томпсон Эдвард А. Гунны. Грозные воины степей / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 264 с.: ил.
7.Christopher Kelly. Attila the Hun. Barbarian terror and the fall of the Roman Empire. Published 2008 by Bodley Head in London.
8.https://www.realmofhistory.com