Незадачливый зверобой

Анатолий Артомасов
Конец 90х. С флота ушел, сижу без работы, впрочем на флоте сидел без денег, зарплату либо задерживали, либо не платили вовсе. Внезапно раздался звонок. Поднимаю трубку, звонит приятель, директор рыбзавода в Янске. «Ты не хочешь возглавить возрождающийся зверобойный промысел?» Если честно я уже в море не хотел ни в каком качестве, но волшебное слово «возглавить» разрешило мои сомнения. Закупив на последние деньги сигареты, зубную пасту, минимальный запас медикаментов, в назначенное время сажусь в рыбзаводовский УАЗик и по знакомой дороге отправляюсь на поиски приключений на свою «пятую точку». Водитель передает мне оформленную лицензию на отстрел медведя, на случай, если подвернется возможность добыть зверя. Приезжаем в Янск и сразу на осмотр « судна». О Боги, это МРБ( малоразмерный рыболовный бот), на борту трое членов команды, весьма и весьма колоритные персонажи, очень характерные для бесперспективных сел. МРБ, предназначенный для прибрежного лова для работы во льдах, это лютый трэш, но за неимением гербовой, пишем на простой...Знакомимся. Капитан, моторист, матрос и я, изображающий из себя представителя и инструктора из Магаданской конторы. После краткой беседы понимаю, что никто из команды представления не имеет о зверобойном промысле. Как выяснилось позже и не хочет иметь. На борту кавалерийский карабин КО( Мосинка) и СКС с тридцатью патронами. Первый выход в море, а до моря нужно с милю пройти по бурной реке Яне был удачным, даже не пристреляв карабины мы добыли трех нерп. По пути домой мы были встречены флотилией лодок, с местными жителями, которые настойчиво дали понять, что часть нерпичьих туш их законная доля. И забрали авансом все. Остались шкуры, которые снимал я , ввиду полного неумения экипажа. На следующий день, воодушевленные первыми результатами мы с раннего утра выдвинулись в открытое море... Наш капитан уверенно посадил нас на бар в устье Яны и мы с ужасом пытались раскачать МРБ в попытках сойти с мели. Волны на мелководье порой перехлестывали борта. Но чудом многострадальный ботик усилиями тракторного движка с мели все же сошел и мы устремились к ближайшим ледяным полям. Подойдя к кромке льда капитан категорически отказался углубиться в ледяное месиво, резонно заметив, что он туда нерп не запускал, не ему их там ловить... Поняв, что заставить, или убедить троих местных и крепко споенных членов команды идти во льды мне не под силу, я предложил попытать удачи на открытой воде. Иногда нерпы мигрируют от одного ледяного поля к другому и есть шанс добыть ее на плаву, главное не дать ей утонуть. Пройдя с десток миль вдоль побережья нерп не обнаружили, но на берегу я увидел медведя, что то ищущего в толще выброшенной волнами морской капусте. Ну хоть лицензия не пропадет, решил я и мы бодро потарахтели к береговой линии. Подошли к медведю метров на 150 - 200, матрос выстрелил из СКС, я в бинокль увидел отлетевший от ляжки зверя клочок шерсти и тут же вдогонку убегавшему медведю послал пулю из трехлинейки, но не остановил. Оставлять подранка, это опасность для близлежащих сел, поскольку подранок, если выживет, зимой станет шатуном и я без особых раздумий с трехлинейкой в руках выпрыгнул за борт. Глубина была по пояс, я зачерпнул развернутые болотники и побежал к берегу. И только выйдя из воды понял, сколько воды умещается в двух болотных сапогах. Ковыляя как пингвин, пытаясь засучить сапоги я продолжил преследование. Углубившись в стланник буквально через метров 300 я выскочил на полянку, мишка вертелся волчком посредине, не давая мне выцелить уязвимое место. Кое как прицелившись я выстрелил, он развернулся и побежал в мою сторону... Передернув затвор и нажав на спуск я услышал щелчок... Передернул уже на бегу,повтор. Не оборачиваясь на всех парах бегу к берегу и судорожно оцениваю ситуацию. Плавают медведи в разы лучше меня, тем более что болотники не способствуют скорости, ныряют медведи тоже исправно, сам видел на рыбалке как они добывают лосося, одним словом дела мои весьма и весьма плачевны. А пока суть да дело, я очутился на мелководье и лишь тогда обернулся назад...На мое счастье медведя не было. Кое- как вполуплавь добравшись до МРБ я на борту проверил патронник, слава Богу не перекос патрона, просто магазин был пуст. Пополнив магазин пятью патронами и дослав патрон в патронник, а главное засучив болотники, по проторенному пути я вернулся на поляну. Мишка, как оказалось небольшой, трехлетка скорее всего, лежал на краю поляны. Подойдя поближе я увидел, что язык прикушен и бока неподвижны. Пришлось вернуться. Позвал парней, вчетвером мы перетащили тушу к берегу, освежевали, тушу набили камнями и отбуксировали ботом на глубину, чтоб падаль не валялась на берегу. Шкуру пересыпали солью и благополучно и уже без приключений вернулись на рыбзавод. Впоследствии мы кое- как добыли еще 10 нерп, при плане в 180 штук мы не выполнили даже десятой части. Но зато ваш покорный слуга стал персонажем для анекдотов и пересказов аж для трех населенных пунктов, расположенных рядом. И не уверен, что я в них не выгляжу полным посмешищем. Со стороны все мои телодвижения наверняка выглядели крайне уморительно. Да, после столь не впечатляющих результатов зверобойный промысел решили не реанимировать.