На земле светло С. Милосердов

Наталья Меркушова
Как много добрых слов слышала я о Семёне Семёновиче Милосердове! И от его «учеников» из литературного объединения «Радуга», и от его друзей. После ухода из жизни, вдовой поэта, Любовью Михайловной Гориной, были изданы пять сборников стихов Семёна Семёновича. Она подготовила рукопись книги «На земле светло», но не успела издать, сын поэта, Юрий Семёнович Милосердов, сделал это.

Название книги «На земле светло» подтверждается содержанием. Иногда открываешь книгу, ждёшь тепла, света, а в ней так темно, так неуютно...
А здесь!

ДЕТСТВО

Так называется первая часть. Картины детства. Читаю, и сердце сжимается от знакомых картин, от знакомых чувств. И свет, неповторимый свет, милосердовский. Много было страданий в его жизни, но в стихах этот свет не гас никогда. Даже в лагере, где, казалось бы, его и быть-то не должно.

«Картины детства»

Одуванчики на быстрых ножках –
Жёлтые цыплята в решете…
Чутко уши навострила кошка -
Два зелёных глаза в темноте.

«Дом на кардоне»

А дом стоит, дождями мытый,
И градом сеченый притом.
Пускай ничем не знаменитый,
Но всё ж -
Бессмертный русский дом.

Простые слова, скажете? А сила-то какая! Светлая, добрая.

ПОСВЯЩЕНИЯ

Сколько же в этом разделе посвящений людям, известных на Тамбовщине:
Николай Ладыгин, Константин Малофеев, Алексей Краснов, Евгений Рябинский, Майя Румянцева, Вячеслав Богданов, Александр Стрыгин, Иван Кучин …
Эти посвящения приближают читателя к героям, раскрывают их облик, открывают неведомые грани характера.

Евгению Рябинскому

Мир соткан из красок и света,
Вот он на холсте засверкал:
Художник с душою поэта
Вторично его воссоздал.

Ивану Кучину

Душа не очерствела на войне:
Искромсан воздух запахом железа,
А нам в окопах снился при луне
Гусиный переклик над кромкой леса.

Не разучились мы среди ночей
Под стелющейся звёздною порошей
С волненьем слушать, как поёт ручей
В берёзовой лощине придорожной.

ИДУ В ЛИЦО МОИМ ЦВЕТАМ ВЗГЛЯНУТЬ

«Прогулка»

Так и просятся руки к посоху,
Тихо ластится ветерок,
Хвойной свежестью тянется с просеки…
Я иду, от росы промок.

Ах, как светло, как зримо! И много ещё чудесных картин можно увидеть в стихах этого раздела книги.

ЛЮБИ МЕНЯ, ЛЮБИ

О вечном и прекрасном написано много стихов. Все поэты без исключения отражали тему любви в своих произведениях.

Сожалею, что я не Веласкес,
И уменья Данте тоже нет.
Всё равно куплю в сельмаге краски,
Написать попробую портрет.

-------------------------------—

Самую прекрасную из женщин –
Маленькую дочку лесника –
Я люблю ни капельки не меньше,
Чем любили в средние века.

Вот где чувства, вот где живёт любовь. И зовут её - Люба. Много стихов посвятил ей поэт, и все они тоже наполнены светом.

***

Пригород.
Вблизи и в отдаленье,
Посреди ветвей, стогов, телег
Валится в немом оцепененье
Снег, снег, снег…

Пахнет он полынью и лугами.
Перед ним я неуклюж и груб:
Как же мне топтать его ногами,
Если он твоих касался губ?

Стихи о любви. Без единого слова, которые наводнили произведения современных поэтов, но… сколько в них этого светлого чувства!

ПРИРОДА - ВСЕМОГУЩИЙ БОГ

Природа. Она окружает нас везде: и в городе, и в деревне. Но деревня, это и есть природа, о ней больше всего стихов в этой книге, в этом разделе..

«На сеновале»

На дворе пошумливает ветер,
Копнами высокими зажат,
Будто бы граблями на рассвете
Высохшее сено ворошат.

Пахнет сено спелой земляникой –
Запахи душисты и легки…
У моей постели - разноликий
Мир: деревья, травы, родники…

Всё мы вышли из деревни. Кто далеко ушёл от истоков, кто близок к ним. Но смотрите, какая красота в этих, снова повторюсь, простых словах, всем известных словах!

ПАМЯТЬ

***

Как лукошко боровиками
И горошинами стручки,
Переполнен я родниками,
Ветром, звёздами и цветами,
Смехом женщины у реки...

Птичий голос, звенящий лучик
В сердце музыкой отозвались…
С сорок первого злей колючек
Все печали в меня впились.

Много в книге стихов о памяти, и война в них и лагеря…. Это у меня стали складываться стихотворные строки - читаю об этом. И вы прочитаете, взяв в руки эту книгу – светлую даже в тёмном… Война, лагеря… Но… надо всем сияет солнце, растут травы, вырастают новые поколения. А стихи будут жить. Они уже живут! ПАМЯТЬ.

И стихи о сыне. И книга, изданная сыном. ПАМЯТЬ.

***
Моя тропа не бесконечна.
Но в том отрада всех людей,
Что мир зелёный будет вечно
Встречать ликующих детей.

Сегодня мой сынок меж ними –
Резвясь, играет мой двойник,
Его гагаринское имя
Звенит, как над сосной родник.

И счастлив я, мой путь продлится,
Не зарастёт моя тропа,
И всё сначала повторится:
Просторный ветер над пшеницей,
Дожди в берёзах, свет зарницы,
Любовь, Отечество, судьба.