Фосфор

Олег Казин
            В годы моего детства, многие мальчишки зачитывались книгами Якова Перельмана: «Занимательная математика», «Занимательная физика», и тому подобными книгами из серии «Занимательная …».
       Задачи в этих книгах были нестандартными, а ответы и объяснения расширяли кругозор читающих.
       Однажды, возвращаясь домой с прогулки, я увидел лежащую на мостовой, книгу. Она была в хорошем состоянии, обложка кирпично-сиреневого цвета – чистая. Подняв книгу, я прочитал на обложке: ХИМИЯ. А пониже, и помельче: учебник для восьмого класса. Сам я только начал учёбу в шестом классе, но химия мне была интересна, и я даже сам сделал для опытов спиртовку из баночки для вазелина. В те времена вазелин продавали в круглых баночках с завинчивающимися крышками, сделанными из коричневого карболита.
       В крышечке я просверлил отверстие и вставил обрезок медной трубочки, а в неё заправил фитиль, скрученный из обычной ваты. Ну, а спирт, спирт был у папы. На заводе папа занимался ремонтом и поверкой микроскопов, поэтому спирта у него было много, и хватало не только на «промывку оптических осей», но и на прочие нужды. А ещё у папы были пробирки, мензурки, колбочки, которые использовались в нашей домашней фотолаборатории, и много разных интересных вещей, которые хранились у него запертыми на ключ в одном из ящиков нашего огромного резного шкафа из красного дерева.
    Там были разноцветные блестящие палочки из сургуча, которым раньше запечатывали письма, бандероли и посылки, ракеты разных цветов для ракетницы, капсюли, кисточки, колёсики и пружинки для часов, часы, требующие ремонта, китайские веера и разные ценные для папы вещи. А для меня самым интересным, была пробирка с фосфором, который светился в темноте загадочным зелёным светом. Папа иногда, по моей просьбе, показывал мне это чудо.

  И вот, просматривая найденный учебник по химии, я наткнулся на статью о фосфоре и истории его открытия. В ней рассказывалось о том, что впервые в 1669 году светящееся вещество было получено в результате алхимических опытов при попытке получения «первичной материи» для создания «философского камня». В качестве исходного материала была использована моча, которую сначала выпарили, а потом осадок прокалили. Полученное вещество назвали фосфором, что значит – светоносец.
  Полученным знанием я сразу же поделился со своим лучшим другом, Женей Метлицким. И вот, после уроков, мы пришли ко мне домой. Время было рабочее, и никто из взрослых не мог помешать нам, добывать фосфор! Рядом с моей комнатой в нашей коммунальной квартире находилась большая, около 6 квадратных метров, ванная комната. В ней я и занимался химическими опытами и печатью фотографий.
       Мы пописали в железную баночку и поставили её на спиртовку. Моча кипела, и удушливая вонь из ванной комнаты растекалась по всей квартире. Прокалить осадок нам не удалось, так как вернувшиеся с работы соседи своими криками, и стуком в двери ванной комнаты, нарушили не только чистоту эксперимента, но и пытались нарушить целостность наших тел, пообещав оборвать нам уши. В итоге, мечта получить самостоятельно фосфор так и осталась нереализованной, но любовь к химии и химическим опытам осталась навсегда с нами. Особенно в части получения горючих и взрывчатых веществ.
  После окончания седьмого класса я поступил в техникум. Руководителем нашей группы была назначена преподавательница химии, и она же вела химический кружок, который я посещал с большим интересом. На занятиях кружка мы получали вещества, светящиеся разными цветами при горении, а, иногда, и взрывчатые вещества.
   Естественно, по химии у меня всегда были пятёрки.