Человек был добрым очень. Мир Валерия Голубева

Любовь Сушко
Человек был добрым очень,
Никогда жестоким не был.
Он ходил от цветка у цветку,
Зажигал от цветка цветок,
У людей забирал тоску,
Чтобы ты тосковать не мог.
Больше он ничего не умел,
Больше он ничего не хотел,
Л.Ошанин

https://www.stihi.ru/avtor/valgolubev

Как трудно и как легко писать о Валерии Голубеве, тяжело во времени прошедшем. Ведь для меня и не только для меня,  он значил так много. Более близкого и родного человека здесь не помню. Рядом с Мэтрами и Мастерами он был земным и близким до сути и по духу, а его постоянное  внимание  окрыляло и заставляло  возвращаться сюда, и творить, чтобы почитал, оценил, сделал дельные замечания, очень точные и  правильные.

Даже если автор  не соглашался с ними, упрямился, то все равно оказывалось, что он прав, ну если проанализировать и здраво поразмышлять, то правота Валерия очевидна.

Сразу вспоминаются  строчки песни «Человек был добрым очень, никогда жестоким не был» Это именно про Валерия. Представить его злым, раздраженным просто невозможно. Это редкое качество, а среди  поэтической братии почти не реальное.

Сейчас не скажу точно, когда же мы познакомились, во времена Игоря Царева, конечно, а вот точной даты не помню. Очень хотелось встретиться с ним в ноябре 2014 на вечере,  посвященном итогам первого конкурса имени Игоря Царева.  Я ему о том написала, тем более, жил он в Подмосковье и активно участвовал  во всех мероприятиях, но узнала, что это почти невозможно, потому что он был уже серьезно болен и приехать никак  не мог. А если бы не мое приглашение, так бы и не узнала, насколько серьезны его дела. Говорить об этом он не любил и не хотел, как и многие настоящие мужчины.  И  было очень и очень жаль, потому что столько внимания всем нам и мне лично никто больше на сайте не уделял.

Валерий видел все, что было  написано,  и  как  прекрасный редактор сразу замечал все косяки, но указывал на них с таким юмором, так оригинально, так по-доброму, что  хотелось еще что-нибудь сотворить такое, чтобы только  поговорить с ним подольше. Ведь  все это не просто беседа – это погружение в изящную словесность, диалог с литератором, о котором можно только мечтать. А после студенческих лет так стосковалась по людям  филологическим. Да и в самом университете их было не так много, как бы странно это не звучало. Они везде большая редкость.

И даже там, где можно было по-отечески поругать, он все равно хвалил, восхищался, и незаметно указывал на то, что следует исправить, и что явно написано не так, как следует. У него находились веские аргументы, но если бы даже их не было совсем, было очевидно, что он прав. Да и замечания делал исключительно ради того, чтобы улучшить текст, а не  показать свое превосходство, это ему и в голову не приходило, помочь, исправить, пообщаться с собратом по перу – вот главная цель его визитов.

Наверное, я в то время так много  писала исключительно из-за того, чтобы он пришел на огонек, если день проходил, то  без Лесовика,  а именно так он себя называл, то становилось как-то уныло и скучно. И  более того, он не только с нами работал, но  еще и

 Организатор выпуска, соредактор  и составитель книг ушедших литераторов:
Владимир Сосин «Музыка музы» (2007),  Анатолий Чиков «Запасная планета» (2009),  Сергей Волков «Александрия» (2010).

Можно только себе предоставить, какая работа им была проделана, чтобы вот эти три книжки увидели свет, тем более, что сами  авторы уже никак не могли ему помочь, делал это он все сам.

И понятное  дело, как  сам Валерий относился к собственным текстам, часто  убеждалась, что в его случае, Чехов был прав,  и краткость как раз была сестрой таланта. Вот  его «Чистовик»

Чистовик

Прекрасной жизни чистовик
Ты очень тщательно писала,
Как будто от рожденья знала,
Что жизнь —
       всего лишь краткий миг.
Каким кратким  может оказаться этот миг даже в сравнении с нашими всеми жизнями, Валерий знал  с того момент, когда погибла его маленькая дочка, спасая другого ребенка. И это страшное горе было с ним всегда. Не правда, что время лечит или   как-то убивает тоску и боль. С близкими это не происходит,  а как отцы любят своих дочерей я лично знаю, и не могу даже представить, как  бы пережил такое мой папа,  который был самым лучшим отцом на свете, родственники не дадут соврать. А вот Валерию выпало все это страшное горе. И оставалось только  писать обращение к  дочке, маленькому ангелу

Не отнимай, о Господи!
Лесовик 2

«Не отнимай, о Господи!»  — кричу,
Мне кажется,  — почти громоподобно.
Но — тишина,  ведь внешне я молчу
Молчанием уже почти загробным.

«Не отнимай, о Господи, её! 
Мне без неё не выжить в мире этом…»
На это заклинание моё,
Бог не спешит, на горе мне, с ответом.

«Не отнимай! — Оставь её в живых!
Возьми меня, а жизнь её не трогай!
Яви одну из милостей своих,
Достойную Всесильнейшего Бога!»

Кричу душой, неслышно никому
Из смертных, словно я умолк навеки.
И адресован Богу одному
Мой крик-мольба о дивном Человеке.

Да, знать, и  Бог
         не смог расслышать крик
И оценить дочуркину отвагу…
Течёт мой крик слезой на черновик,
Рифмованной мольбою  — на бумагу.

Но, наверное, он и жил, и  был так добр со всеми нами, только ради памяти, ради такой вот молитвы, ради того, чтобы светлый образ оставался на страницах его книг. Ведь мы продолжаем жить до тех пор, пока о нас помнят. Это память и творчество – все,  что оставалось у Валерия, и стремление сделать этот мир хоть немного лучше.

Он часто обращался в своих стихотворениях   к  живописи и живописцам, словно стремился исполнить наказ « Любите живопись, поэты», и это направление лично меня подкупало и радовало особенно, потому что это одна из моих любимых и дорогих тем. Об этом стихотворение «Кредо художника"

КРЕДО  ХУДОЖНИКА

В обыденном увидеть красоту
И выразить её в словах, в объемах, в красках,
А может — в музыке. Ей подчинить себя,
Пусть на непродолжительное время,
Понятно для других отобразив
Её в процессе самовыраженья.
11.01.97

Вот так просто и емко сказать о сути нашего труда не только живописцев, конечно, но и всех, кто  что-то творит, хотя,  конечно, произнося эти строки, каждый выбирает то, что ему ближе и роднее.

Ну а что касается художников, Валерий родом из Ивановской области и конечно,  там,  в Плесе, да и не только в нем, все дышит и живет Левитаном,  его гением, его творениями. В студенческие годы была в этих местах, в музее Левитана, и убедилась, как относятся к художнику те, кто там живут, так только поляки относятся к Шопену. А Валерий  один из них- из хранителей и поклонников, потому и появилось не случайно это стихотворение,    написанное человеком, который там был, жил, дышал тем воздухом


Левитан
Лесовик 2

Исаак Левитан,
      сухопарый красавец чернявый,
Кареглазый певец
      светлой грусти Российской земли,
Лишь пред смертью обретший
      немудрящий достаток и славу
И в пределах Руси,
      и в чужой, иноземонй дали.
Исаак Левитан,
      наш талантливый, грустный художник,
Всем волжанам земляк
      и по складу души сам волгарь,
На Христа столь похожий*
      сугубо земной греховодник,
Облачённый в толстовку,
      а не в тёмный смиренный стихарь.
Исаак Левитан,
      в скромном Плёсском неброском музее
Ты взираешь на нас
      ясным взглядом душевных картин.
И в музеях страны,
      и в больших мировых галереях
Возвышаешься ты
      как одна из великих вершин.

*Позировал В.Поленову для картины "Христос и грешница"
Приведен фрагмент этой картины, взятый из интернета.

О Левитане писали много, но  так приблизиться к творцу мог только Валерий, именно здесь в этой простате и отточенности строк упоминается и тот самый музей  в Плесе, и та неповторимость среднерусского пейзажа, и родство с живописцем..

Ну как тут не вспомнить в сравнении напор и ярость Б.Чичибабина, когда он говорит о Левитане

Нет меры жестокости и бескорыстью,
И зря о твоём же добре лепетал
Дождём и ветвями, губами и кистью
Влюблённо и злыдно еврей Левитан.

Легко можно сравнить тот и этот текст, и вольно или невольно отдаляешься от неистового поэта и приближаешься к Валерию, к его  поэтике, его образам и мыслям.

Кареглазый певец
светлой грусти Российской земли,
Лишь пред смертью обретший
немудрящий достаток и славу

И вот так во всем, как только обращаешься к строчкам Валерия, и от собственной агрессии не остается  следа,  не многие поэты способны примирить нас  самих с собой, и заставить взглянуть на проблему немного иначе.
Помню мои гневные  строки в тот момент, когда  погибла  хоккейная команда Локомотив, как и многие я лично спрашивала, кому и зачем это было нужно. Смириться  с этим было невозможно, кто и что бы не говорил, но именно Валерий смог подобрать какие-то нужные и очень  веские слова и хоть  как –то умирить  меня лично в тот момент отчаяния. А сделать это вовсе не так просто. Но только мудрецы  умею это делать. Вот и тянемся мы к таким людям, и вольно или невольно ищем их в толпе.

Помнится, в противовес эстрадной, такая лирика была названа тихой, В.Соколов, М.Дудин, Ю.Левитанский .Б.Слуцкий говорить могли не со стадионом, а только с  отдельным человеком, ну с небольшим залом в крайнем случае. И  ничто не сравнится с этими их беседами, никакие  бунтарские  настроения, призывы, лозунги, тогда они были просто необходимы всем нам.
А потом как-то ушли в мир иной, исчезли с экранов их поэтические вечера, уже не забежишь на огонек послушать, как и что там написалось. А Валерий остался последним из них, ближе к тому поколению, чем к нашему,  и это было замечательно.

Что касается противоположных ему по характеру творцов, он прекрасно написал о В.С. Высоцком, самом страстном и яростном  из всех эстрадных поэтов. Что тоже и удивительно и органично для поэта.

Играя Гамлета...
Лесовик 2
***
                памяти В. Высоцкого

Играя Гамлета,  он был самим собой,
И  в принцевы одежды не рядился,
А собственной бедою и судьбой
Со зрителями истово делился.

     Вот в этих четырех строчках, обращенных  к кумиру и вкладывается вся суть  и творчества самого Высоцкого, и  отношения к нему тихого лирика В.Голубева, который  понимал не только   такого же лирика художника Левитана, но и страстного В.Высоцкого, да он и вообще всех понимал.
И в заключение его строчки шутливые и немного грустные, обращенные ко всем нам, бывшим, увы, часто не такими внимательными к самому Мастеру, именно в них и  заключается кредо жизни самого Валерий, мудреца с доброй улыбкой, которого мы  любили и любим всегда.

Заглядываем на его страницу, спрашиваем о чем-то, но  он уже не может ответить, потому что оказался на той стороне реки вместе с М.Анищенко и И.Царевым и многими, многими лучшими. И самое главное, он встретился уже со своей  маленькой дочкой, с которой разлука была такой долгой.
А пока он обращается к каждой из нас, кого знал, и смею надеяться,  немножко любил,, и так щедро дарил внимание и  тепло

Ты вчера была на сайте...
Лесовик 2
***

Ты вчера была (!) на сайте.
Жаль – ко мне не заглянула.
Да  и кто  такой  я,  чтобы
Заглянула   ты   ко   мне?
Впрочем, я слегка слукавил:
Я  теперь  ещё  и  автор (!), 
А не тот репейник в маске,
Что цеплял как рецензент.
Загляни  хоть  мимоходом,
Убедись,  что  я  не  помер
(Стало модным почему-то –
Раньше   срока   помирать).
И  оставь  знак-закорючку.
Я  пойму,  не  обольщаясь,
Что не сердишься, но позже
Глянешь, что я "натворил".