Эффективная мера

Валерий Банных
 Я строил для себя загородный дом. Несколько  бригад  строителей сменили друг друга. Как зачастую и бывает, нанимаясь на работу, они рекомендовали себя, ошеломляя меня, примерно так: "Ой, хозяин, мы восстанавливали кремлевскую стену, принимали участие в реставрации Лувра и строили дворец арабскому шейху". Потом оказывалось, что стены почему-то получались кривыми, а оконные рамы норовили выпасть. Герои труда на работу выходили не каждый день — болели, особенно после аванса, а из инструментов имели одни лопаты и хорошо владели только ими.
 
 Хочу рассказать о двух довольно умелых молодых ребятах, Викторе и Саше, которые по завершению основного этапа строительства занимались отделкой. Никаких претензий ни к качеству их работы, ни к дисциплине  у меня не было.               
Особенно я симпатизировал Саше. Скромный, исполнительный,  мастеровитый, он жил недалеко от моей стройки с женой и двумя детьми в доме, который построил сам; во дворе его дома была мастерская, где Саша изготавливал мебель на заказ, обеспечивая семье безбедное существование.  Все соседи его уважали, и не без оснований.               
Откуда в селе появился Виктор и где он жил, напротив, не знал никто, да и меня это особенно не интересовало. Он был общительным, даже развязным, легко сходился с людьми, разговаривал со всеми назидательно, хотя и не настолько, чтобы это коробило. Почти каждый вечер Виктор появлялся в  местной кафе-бильярдной, совмещенной с небольшим продовольственным магазином. Хозяином обоих заведений был мой товарищ  Нико Рамишвили, начинающий адвокат, который и предложил мне Виктора в качестве работника.

Для работы, выполняемой Витей и Сашей, требовалось много разного электроинстру-мента. Я сложил в огромный деревянный ящик, под навесом для автомобиля, все необходимое: болгарку большую, болгарку маленькую, пилу, шуруповерт, лобзик, ножницы, рубанок, перфоратор и несколько дрелей; набор, навскидку, тянул тысяч на 30. Ящик с инструментом запирался на легкий висячий замок, но металлические ворота с запертой  калиткой, высокий кирпичный забор и кружащая по двору собака надежно охраняли его ночью.
                Как-то мои работники попросили несколько дней отгулов, а мне потребовался  ин-струмент, что-то там привинтить. Открыл ящик и обнаружил, что все исчезло. Догадаться не трудно — украл тот, кто знал, где лежит, и к кому собака привыкла. Для начала я по-звонил Саше и попросил его прийти, он пришел. Разговор был краток.                               
 — Саша, сегодня ночью у меня сперли весь электроинструмент. Вариантов здесь три. Первый — это сделали вы вдвоем. Второй — это сделал Виктор один. Ну и третий, хотелось бы верить, что это не так — это сделал ты один. Что скажешь? — спросил я.               
— Я этого не делал и участия в этом не принимал.               
— Хорошо, а что думаешь о Вите?               
— Я отвечаю только за себя. Про него не знаю.               
— Что ж, пока  оставим. Приходите на работу как договорились. Тогда и разберем-ся.
 
 Нико,  хотя  и  начинающий  адвокат, с психологией криминального люда знаком лучше меня. Когда я рассказал ему о происшествии, чтобы посоветоваться, Нико, не колеблясь, заключил:               
— Да уверен, что это сделал Витя, он и меня обокрал однажды.  Переделывал мне потолок в бильярдной и две доски оставил не прибитыми: отодвинув их, можно было попасть в магазин. Правда, много не взял — две бутылки шампанского, колбасу и шоколад. Если у меня и были какие-то сомнения относительно его, то теперь их не осталось. Мы его прищучим.               
— Прищучим, — с сомнением спросил я, — и как?               
— Подумаем. Напугать надо. Созвонимся завтра.                Когда встретились на другой день, Нико изложил свой план.               
— Я бумагу приготовлю с результатами дактилоскопии. Нашел уже образец на работе, отсканирую и подправлю, как надо. Гарантирую, не отвертится               
— Так уверен?               
— Да ты что! Знаешь, как испугается. Когда они на работу придут?               
— Послезавтра.               
— Вот и хорошо, я подойду часам к десяти.
               
 В "судный день" Нико явился ко мне с суровым лицом и, пока мы шли к дому, наставлял: " Ты в основном молчи, слегка подыгрывай мне и все будет о, кей". Когда все четверо расселись, Нико обратился к Виктору:               
— Витя, скажи мне, ты не догадываешься о чем, сейчас собираемся поговорить?               
— Нет. А о чем?               
— О том, что ты должник перед нами обоими и надо теперь рассчитываться.               
— Непонятные вещи вы говорите. Можно поконкретнее?                Я внимательно следил за выражением лица Виктора, которому удавалось изображать без-мятежность.               
— Можно и поконкретнее, но чем больше  будешь придуриваться, тем хуже для тебя. Ты проник в мой магазин и украл товар — надо компенсировать. Ты украл у частного лица инструмент — надо вернуть или компенсировать. Понимаешь, о чем я? — продолжил Нико.               
— Нет, конечно. Я к этому отношения не имею,— ответил Витя.               
— Не понимает человек, придется разъяснять,— повернулся ко мне Нико, затем продолжил:               
— Значит, сценария тут два. Первый — я прошу знакомых бандитов поговорить с тобой и, думаю, ты вспомнишь даже то, чего в действительности не делал. Второй — сдаем тебя ментам. И они, гарантирую, многое у тебя могут найти, даже спрятанную наркоту. Выбирай, звоним, прям сейчас, — сказал Нико, доставая телефон.                На лице  вора появился испуг, он опустил голову и тихо произнес:               
— Не надо никуда звонить… В магазин лазил… Деньги сейчас отдам. А инстру-мент не брал и не знаю, кто это.               
— На Сашу намекаешь? — спросил я.               
— Все может быть, но не знаю я. Не знаю.               
— Хорошо, тогда  прочти эту интересную бумажку. Телефон временно спрячем,— протянул ему свое "изделие" Нико.
 
 Бумажка заметно дрожала в руках Виктора. Дочитав ее, он слегка побледнел и, не глядя нам в глаза, произнес жалким голосом: "Да, я это с.сделал… не знаю почему… черт попутал… не х.хотел я"               
— Так иди, принеси обратно,— сказал я.               
— У тебя диктофон включен? —спросил Нико у меня.                Я утвердительно кивнул головой. Вор умоляюще поглядел на меня: "Не могу принести, я продал все".               
— Ты не понял меня, принести все равно надо,— сказал я. — Кому продал, хоть знаешь?               
— Ашоту с дачного переулка.               
— Вот и прекрасно, с ним и разбирайтесь. Список сейчас, при свидетелях, давай составим и вперед.                Когда работяги ушли, я попросил Нико показать мне волшебную бумагу.

 Она весьма походила на копию подлинника, венчалась внушительной  шапкой "Государственная криминалистическая лаборатория" и заключалась гербовой печатью.               
Лжеакт сей среди прочего утверждал:   " …. На ваш запрос сообщает: Было пред-ставлено три отпечатка пальца.  При проведении криминалистической экспертизы (дактилоскопии) выявлено:  Все три отпечатка пальца идентичны и могут принадлежат одному лицу с вероятностю 99,9%.   Данный документ может фигурировать в суде в качестве доказательства…"               
— Все бы хорошо,— рассмеялся я, возвращая документ Нико,— но по-русски — пальц(ев), по-русски — принадлежат(ь), по-русски — вероятност(ь)ю               
— Эксперт тоже был грузин,— улыбнулся он в ответ,— главное предложение по-следнее.  — Как бы ни было — эффект достигнут.
 
 Ашот вернул ворованное имущество со словами: "Скотина, Витя — хотел с соседом ссорить", а Виктор исчез, с тех пор.               
               
                02. 2018.  Ростов-на-Дону