О чуде Золотого Тельца

Максим Иващенко 2
О ЧУДЕ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА

(Бней Ноах)

Раздел Ки Тиса, девятый раздел Книги Исход, насыщен событиями. В нем рассказывается история Золотого тельца: Моисей долго не возвращался с горы Синай, и евреи обратились к Аарону с просьбой сделать "божество, которое бы шло бы перед ними". Аарон сделал Золотого тельца. Моисей спускается с горы и видит тельца, разбивает скрижали, уничтожает тельца и убивает тех, кто ему поклонялись. После этого он поднимается на гору Синай во второй раз и получает вторые Скрижали вместо разбитых. Все эти события очень многогранны, поэтому в данной статье остановимся на одном из аспектов главы – на процессе изготовления идола.
Мидраш рассказывает интересные подробности того, как был изготовлен телец. Аарон, собрав с народа золотые украшения, расплавил их в печи, а затем египетские жрецы, вышедшие вместе с Моисеем, под руководством еврея-вероотступника Михи, посредством волхвований добились того, что золото в печи сверхъестественным образом оформилось в виде тельца, который сам вышел из печи. Аарону осталось провести лишь небольшую доработку изделия. Это явление было воспринято евреями как чудо, выходящее за рамки естественного, и многие из них, поверив в силу волхвований жрецов, уклонились в идолопоклонство.
Но действительно ли это чудо выходило за рамки естественного развития событий? Большинство современных исследователей полагают, что библейская гора Синай находится на северо-западе Аравийского полуострова и представляет собой один из многочисленных уснувших вулканов, по типу Везувия в Италии (гора Алаль Бадр либо Джебел Эл Лауз). Этот вывод можно сделать и непосредственно из текста Торы, если проанализировать описание Синайского откровения.
Известно, что в результате извержения Везувия в 79 году н. э. города Помпеи и Геркуланум были погребены под слоем пепла. Тонны вулканической пыли и камней обрушились на города. С неба падали пепел и пемза, которые постепенно заваливали дома до крыш. Люди погибали от удушья, а тела их засыпало пеплом. Потом пошел дождь, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую погибших. Постепенно плоть истлевала, но тот объем, который она когда-то занимала, оставался полым внутри затвердевшей породы. Ныне археологи, обнаружив такую полость, заливают ее гипсом и получают объёмные слепки тел погибших горожан.
Аналогичным образом могли развиваться события и около Библейской горы Синай за несколько сотен или тысяч лет до событий, описанных в Торе. Около горы среди камней паслось стадо коров. Гора уже дымит, подает признаки жизни, но домашние животные настолько увлечены поглощением пищи, что практически не обращают на это внимания. Но вдруг гора взрывается, ядовитые газы, лава и вулканический пепел вырываются наружу. Часть животных погибла мгновенно, часть пыталась бороться за жизнь, карабкаясь по камням. Но все равно в итоге погибли все, а тела их засыпает пеплом. Потом идет дождь, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую погибших. Постепенно плоть истлевала, но тот объем, который она когда-то занимала, оставался полым внутри затвердевшей породы. Со временем ветровая и водная эрозия размыла почву, образовав на поле, где паслось стадо, ряд кочек и впадин разного размера.
И вот Аарон под давлением демократической общественности на время переквалифицируется в металлурга, приступает к работе по строительству плавильной печи из подручных материалов. Он выбирает понравившийся ему пригорочек, даже не зная, что внутри он ослаблен пустотой, образованной тушей убитого вулканом животного, разравнивает площадку, тем самым еще больше ослабляя несущую способность грунта, выкладывает печь и приступает к работе. Печь разогревается, золото плавится, а несущая способность основания еще больше уменьшается. Образуются многочисленные трещины, соединяющие пространство печи с полостью в виде тельца под ее основанием. Печь начинает постепенно разрушатся незаметно для горе-металлурга. (А может на радость ему. Ведь Аарон не был в восторге от данной затеи, и поэтому, вероятнее всего, не особо старался при ее реализации.) Печь все более и более разрушается, золото разливается и по трещинам устремляется в пустоту под основанием, где и затвердевает. Часть печи вместе с несущим ее пригорком обрушаются, не выдержав тепловой и весовой нагрузки, и на свет появляется Золотой телец. Конечно, он еще в не совсем идеальной форме и требует доработки, но присутствующие все равно восприняли это как чудо. Вероятнее всего, Аарон и египетские жрецы во главе с Михой сами были удивлены произошедшему. Пока Аарон (сам или с помощью подручных) выполнял доработку изделия (подчистить, отшлифовать, подчеканить, подпаять где надо), народ организовал праздничное мероприятие и на следующий день приступил к веселью.
Моисей спустился, увидел это безобразие и пришел в ужас от невежества народа и отсутствия критического мышления у некоторых его в представителей, в том числе и начальников. Он, проживший много лет в этих местах, конечно же знал о пустотах в скалах и грунте, которые образуются в результате укрывания биологических материалов (деревьев, животных) слоем породы. Иногда эти пустоты наполняются водой, которую можно использовать для питья или хозяйственных нужд, а иногда незадачливый путник может туда провалиться и бесследно исчезнуть. А люди, не разобравшись в ситуации, пошли вслед за новой эфемерной идеей.
Быстро оценив ситуацию, Моисей приказал покончить с этим безобразием. Он понимал, что глупость - это порок, порок, замешанный на лености (лень разбираться), гордыне (я и так все знаю, мне другая информация не нужна). Он понимал, что в глупости людей виноваты не их учителя, не родители (хотя это тоже), не школа или ВУЗ, или же отсутствие школы или ВУЗа. Виновны в глупости сами люди, если это не клиническое отклонение от нормы. Глупость - это порок, который стоит порицания и методы борьбы с ним должны быть предельно жесткими.
До нас же эти события дошли в виде главы Ки-Тиса и соответствующего мидраша. Было ли это чудом или нет, пусть каждый решет для себя сам. Как говорил Сельмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон, самые значительные чудеса во Вселенной не выходят за рамки естественного.
Борух Ашем.