Ох уж этот Исход

Максим Иващенко 2
ОХ УЖ ЭТОТ ИСХОД

(Бней Ноах)

"Когда Б-г совершает чудо, это происходит так, чтобы мы потом вгляделись в естественный ход событий и сказали: «Я понял, это не совсем так, как это кажется. И это тоже чудо».
Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон.

Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.
Серия землетрясений и извержений вулканов в Средиземноморье и на Аравийском полуострове, а возможно и в других частях планеты, а в 1450±100 г. до н. э. породила цепь природных катастроф, изменение климата, что привело в движение многие народы. Однажды в Египте после одного из таких извержений вулканический пепел закрыл солнце, день стал ночью, похолодание вызвало невиданный град, резкое изменение климата привело к несвоевременному и обильному цветению воды в Ниле. Рыба в реке погибла, а жабы вылизали из рек и массово гибли на суше. Гниение миллионов трупов привело к быстрому размножению мух и мошек, которые являются переносчикам различных заболеваний, в том числе и кожных. Возникла эпидемия, которая охватила юг страны, а до севера, в том числе до земли Гошен в дельте Нила, где жили евреи-хабиру, вероятнее всего не дошла. Нарушение сложившегося тысячелетиями экологического равновесия привело к нашествию саранчи и размножению гусениц, которые уничтожили урожай. Эти события надолго зафиксировались в народном сознании и в фантастической форме дошли до нас в книге Бытие как десять казней египетских. Миллионы тонн пепла, выброшенных в атмосферу на десятилетия изменили климат на планете. Солнечных лучей до поверхности доходило недостаточно, а это приводило к недороду, голоду и рахиту среди детей, что показано в египетской живописи тех времен.
Власть жреческой аристократии в Египте пошатнулась. Тысячелетиями она держалась на знаниях и наблюдениях за природными процессами в долине Нила. Монополизируя и используя эти знания, жрецы могли точно рассчитать план мелиоративных и ирригационных мероприятий на данный период, которые обеспечат урожай и процветание. Это приводило население в трепет перед богами, которым жрецы служили, а их влияние и богатства росли. Но в результате изменения климата знания оказались бесполезными, вера в богов пошатнулась, пошатнулась и власть жреческой аристократии. Фараон Аменхотеп IV (1372-1354 г до н. э.) понял, что это и есть самый подходящий момент задвинуть старую жреческую аристократию с их богами, взять всю полноту власти в свои руки, перестать быть марионеткой в руках кукловодов. Опору он нашел в божестве семитского происхождения Атоне, известного нам под именем Адонай – Г-дь, а сам принял имя Эхнатон – полезный Атону. Если коренные египтяне в большинстве своём неохотно меняли веру предков, то семитские племена, жившие в Египте, восприняли реформу, так как они воспринимали монотеизм через призму своей генотеистической религии (генотеизм - поклонение божеству покровителю рода) и не видели в этом разрыва со своими традициями. После смерти Эхнатона его реформа была свёрнута, религия Атона запрещена, но ее еще около сорока лет продолжали тайно исповедовать многие египтяне.
В это время происходит первая волна эмиграции евреев-хабиру из Египта в Ханаан. К этому времени относятся упоминания об Иисусе Навине (разбойник Иисус у финикийцев), некоем Вениамине, а также царе Шхема, который вероятнее всего им помогал и их ханаанских союзниках. Вполне возможно, что эта волна была инспирирована властями Египта с целью укрепления своего пошатнувшегося влияния в Палестине и остановить хеттскую колонизацию этих земель. Часть евреев, скорее всего, никогда не покидала Ханаан и не переселялась в Египет, а вступила в этнический контакт с местным населением в районе Шхема, что символически изображено в Бытие 34:1-31. Они были крайне малочисленны и почти незаметны в пестрой этнорелигиозной картине Ханаана, занимали всего несколько поселений, чтили и берегли память о могилах предков, центром их религиозной жизни, скорее всего, был Вефиль. Этим может быть объяснен тот факт, что связь египетских хабиру с ханаанской землёй не была потеряна за столетия плена и почему именно район Шхема стал опорной базой еврейской экспансии. Исход, представляющийся нам одномоментным событием, на самом деле занял около 150 лет и прошел в виде нескольких волн эмиграции разной интенсивности с последующей ассимиляцией местного населения через приобщение к общему религиозному культу. Хабиру, поставлявшие рабочих для строек и наёмников для армии, могли составлять костяк египетских гарнизонов в Ханаане. Последняя волна исхода при фараоне Мер-не-Птахе уже не была санкционирована египетской властью и проходила во время общесемитского восстания в Ханаане, в котором приняли участие некогда преданные израильтяне-хабиру. Переход через Чермное море, в оригинале – Тростниковое море, не был на то время чем-то необычным. Тростниковым морем в то время назвали не существующую сегодня систему пресных, солоноватых, солёных болот, озер и мелководий от Синайского залива до дельты Нила. Ветер выгнал из него воду, а евреи перешли море аки посуху. Египетские воины не увидели в этом ничего необычного, гонимые приказом и чувством долга перед фараоном, погнались за ними, но их накрыла наступающая волна воды. Форсирование Минихом в ХVIII веке и Красной армией в гражданскую войну залива Сиваш – это полный аналог библейских событий. Манна небесная, усланный перепелами берег моря, превращение горькой воды в питьевую при попадании в неё содержащих щавелевую кислоту листьев – всё это естественные явления, которыми и кочевники-бедуины пользуются и поныне. Моисей, проживший много лет в пустыне, знал эти явления, а для земледельцев из дельты Нила всё это было чудом, что и было зафиксировано в книге Исход. Численность этой волны переселенцев явно преувеличена и вероятно всего является следствием ошибки при переводе и переписывании. Поэтому не стоит удивляться столь большой продолжительности жизни фараонов Древнего царства и ветхозаветных патриархов. Просто со временем обозначение цифр менялось, архивы были неправильно переведены и прочитаны. Сама логика подсказывает, что земля Гошен в дельте Нила не способна прокормить два миллиона человек.
Было ли в этих событиях чудо, пусть каждый решает сам. Как говорил Ребе: "Жизнь — это игра в прятки. Б-г прячется, а мы ищем".

P.S.
Числа 16:35 «И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение». Явление знакомое. Газовые поля с выходом метана на поверхность. Достаточно маленькой искры и получается объёмный взрыв.