1975-Один день из моей армейской жизни...

Петр Евсегнеев
ГЛАВА ИЗ РОМАНА "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ".
... В школу я пошел в 8 лет - не со своим годом. Просто в деревне родители рассуждали практично - отучился 8 классов, и если есть у тебя тяга к знаниям, то продолжай учебу дальше - техникум или институт. Если "дуб как дерево" или "в одном месте не кругло", то в свои 16 лет иди работай - навоз вилами в колхозе кидать или в лесхозе лес валить - может до армии хоть немного поумнеешь!
Брежнев в 1968 году изменил сроки призыва! И у меня в запасе уже не было года - не поступишь в институт, припрягут на два года, а после армии не всякий может и хочет учиться...
Я пошел в первый класс не со своим годом - и потом этот факт постоянно о себе напоминал. Именно на нашем возрасте страна решила поэкспериментировать с народом, на этот  раз с молодым поколением - с пятого класса (после свержения 14 октября 1964 года волюнтариста Хрущева в СССР началась реформа Косыгина-Либермана) нас обязали отрабатывать в колхозе летом целый месяц, в восьмом классе вместо привычного изложения обьемом в две странички мы начали первыми писать сочинение в пять-шесть страниц, а в десятом классе добавили еще пару экзаменов.
А в высшем военном училище начали считать средний балл - опять впервые в стране и опять на нас. На пятом курсе высшего военного командно-инженерного училища после успешной защиты диплома я расслабился. НО тут пришел приказ министра обороны - всем курсантам сдавать еще и госэкзамен!
А на нем могли спросить что угодно -
от размера портянки и веса первого советского спутника до теоремы Вейерштрасса и количества штатов в Америке. И оценка госэкзамена влияла на место выбора будущей службы даже сильнее, чем оценка диплома!
Терять мне было нечего - отучился пять лет, защитил диплом, так что меня не выгонят (выгонять можно только ДО ТРЕТЬЕГО КУРСА) и лейтенанта присвоят, даже если я завалю госэкзамен. И потому я десять суток после защиты диплома отсыпался. И на госэкзамен меня разбудили и послали аж в 12 часов!
И там я всего за два часа довел до бешенства своими убогими знаниями и зверскими ответами председателя государственной экзаменационной комиссии - подполковника из Риги, доктора наук. Просто сдающий экзамен должен трепетать, а не качать права.
Начал я с того, что долго выбирал билет - номер 17
(я случайно его увидел, когда билеты перемешивали на столе)
 по своей системе - или по методу "поиска льва в пустыне"
 (она делится пополам - в одной половине льва нет, значит, он в другой).
Причем я снизошел и доверил председателю  указать - в какой половине нет льва. Этому методу меня научил полковник Борис Никитич Разживин, участник штурма Берлина, которого после войны отправили преподавателем в военную академию - старший лейтенант до войны окончил институт и имел высшее техническое образование (он прожил 96 лет).
А по "методу обратного результата" (метод доктора-математика Сукалло Аполлона Аполлоновича) я отметал половину, потом четвертину, потом одну восьмую билетов.
Ясное дело, я билет нашел первым.
 А потом я за его спиной исписал три доски ответами своим товарищам в зале на каверзные вопросы полковников из  войск типа "никелевая корона Франции" или "рогатый город". И всего за два часа я довел его до белого каления своими идиотскими ответами - "И мычали как бараны, которых гнали на бойню"-
несмотря на его уверения, что мычат коровы
(но я взял том - это из сочинений Владимира Ильича ЛЕНИНА).
 И тогда он взял меня за шиворот, подвел к двери и дал пинка -
 и мой начальник курса майор Виктор Кузьмич Суханов,
"белогвардейский офицер",
 начальник роты почетного караула (я в нее не попал - не вышел ростом), долго и отчаянно матерился, вспоминая, что за все 40 лет в училище только два курсанта (по фамилии Хрущев и Крылов - родственники Никиты Сергеевича и главкома ракетных войск маршала Крылова) после окончания получили дипломы ИНЖЕНЕРОВ, но не получили воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ!
Каково же было его изумление, когда доктор наук (в СССР докторов наук  было очень мало - это сейчас любой преподаватель или врач может им спокойно стать) и председатель  государственной комиссии поставил мне ОТЛИЧНО (все ж на все его вопросы я ответил правильно).
И за это потрясенный начальник курса отправил меня НА ПЕРЕВОСПИТАНИЕ в Демидовский край (там рядом ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА), где он 7 лет назад проходил на Пятой стартовой площадке войсковую стажировку.
 Но я попал на 21-ю площадку - с подземными ракетными шахтами
и новым командиром - подполковником Савенком, алкашом и самодуром...
В город из полка нас, молодых, лейтенантов отпускали крайне неохотно -
 а вдруг на творят чего, а командиру полка отвечать?!
 А он хотел за два года получить полковника -
 и свалить с Урала на историческую родину!
Первый раз в Нижний Тагил (до него 2 часа езды и 70 километров)
 я поехал с лейтенантом Колькой Анисимовым. Он был женат, так что в отличие от меня жил в своей квартире в городке. А я жил в полку, в казарме.
 Савенок ставил всем условие -
 женись и тогда будешь человеком!
Все командиры УВЕРЕНЫ, что холостяк может отчебучить номер,
 а женатый прежде подумает о семье и не допустит хулиганства!
 Молодого и холостого в полку "запрягали" все кому ни лень -
хоть дежурным, хоть патрулем, хоть старшим машины, при  этом старые капитаны приговаривали: вот прослужи десять лет - тогда и тебя не будут трогать!
Я поехал в город в военной форме -
на костюм еще не заработал, да и могли его легко спереть вездесущие прапорщики или студенты-лейтенанты с Украины! Колька поехал в город в гражданке.
Я среднего росту был, а он еще меньше - мне по плечо.
 И смотрелся молодо! Такой розовощекий крепыш. Прямо школьник.
В городе мы решили первым делом пожрать - по старой курсантской привычке!
 Зашли в столовую - меню там всем известное - пельмени, салат из капусты с грибочками, чай, компот, сок (клюква), сметана.
 Пельмени настоящие уральские - телятина, свинина, лосятина - вот такая огромная тарелка стоила всего 33 копейки (зарплата у работяг-металлистов - от 300 до 700 рублей - на знаменитом танковом заводе, самом крупном в мире).
 А зарплата лейтенанта или денежное довольствие -
грязными = 110 руб + 115 руб + 10 руб таежных.
А чистыми - менее 200 руб (подоходный налог,
 взносы в фонд мира, комсомол, ДОСААФ, Урожай,
а еще сдача денег на газеты - солдатам в сортир, и прочие поборы).
Колька взял на рубль три тарелки. А я с трудом осилил полтарелки.
Он посидел, потом поднялся и взял еще тарелку - кассирше что-то сказал.
 Я так понял, что он кивал в мою сторону - мол, военных плохо кормят,
 на что та сочувственно кивала головой.
После столовой мы решили пойти в кино.
 Мне билет продали без проблем.
А Кольке две солидные кассирши сказали:
" Мальчик, фильм для взрослых! Дети до 16 лет не допускаются!"
 Я сказал, что он лейтенант, а возмущенный Колька хлопнул удостоверением личности офицера! Полная пожилая кассирша тут же схватилась за голову - неужели так плохо в армии с кадрами, что уже детей призывают, как в войну?!
После фильма решили мы врезать по мороженому.
Пломбир за 20 копеек на Урале был очень вкусным!
 Мой товарищ бросил на весы металлический полтинник, а я бумажный рубль.
 Торговка мороженым мне стаканчик выдала, а ему отказалась!
Он буйно возмутился!
Тогда торговка сунула ему полтинник под нос - он оказался фальшивым! На торце монеты не было надписи и рубчиков! Какие-то умники наладили выпуск монет! Оказывается, мы не первые жертвы мошенников.
После такого происшествия решили проехаться на трамвае -
 посмотреть город. И тут, как нарочно, вперлись три мужика лет за тридцать, причем один был ну просто амбал - не меньше, чем штангист Леонид Жаботинский!
Вели они себя вызывающе и приставали ко всем пассажирам, но те молчали и никак не реагировали. Видно, полупьяная компания была им хорошо знакома.
 Мы сидели в самом конце вагона, как и положено военным (чтоб не уступать место беременным, инвалидам, старикам и старшим по званию - так писано в уставе).
Компания, не встретив отпора, наглела на глазах.
Пассажиры терпели -
кому охота попасть
 в ментовку вместе с хулиганами?!
 Заметут всех - а там поди докажи, что ты заступился за девушку?!
 Строгий выговор по партийной или служебной линии -
и задержка звания старшего лейтенанта на год.
 А это самое страшное!
Всю оставшуюся службу начальство будет интересоваться -
а за что тебе выговор влепили?! И никакие оправдания не помогут!
И вот Колька не выдержал.
Встал, подошел к толстому,
 если не сказать, жирному, как боров, хулигану.
- Оставь девушку в покое! - Твердо сказал он.
- Ты это кому сказал?! - Хулиган даже опешил.
- Тебе, жирному борову!
- Люди, вы слышали? Меня, молодого и красивого, он обозвал боровом! Я, может, ищу свою Джульетту! Тридцать лет, а я не женат. Перед народом стыдно!
- Оставь девушку в покое! - Повторил Колька.
Хулиган молча взял его за грудки, приподнял, потряс и сказал громко:
- Птенчик, я щас твое крякало по стенке размажу!
Двое дружков подхахатывали.
- Отпусти! - Сказал Колька.
Боров отпустил - ему и в голову не могло прийти, чем ему лично это грозит!
Колька был в училище одним из сильнейших боксеров.
 Он знаменитость курса Костю Грошева весом в 140 кило
 и ростом под два метра за три минуты уложил.
Удар в челюсть - боров даже не успел сообразить, как оказался в самом конце вагона. Он барахтался и все никак не мог встать. Вагоновожатая открыла дверь - я сгреб Кольку в охапку и выпрыгнул из вагона!
Больше я с ним в город не ездил - это испытание не для меня...