7 самураев. Премьера в Псковском театре

Ирина Яненсон
Итак, побывала я на спектакле псковского театра «7 самураев». Режиссёр Чехов, тот же самый, который делал «Потудань». Если Потудань я не приняла, как спектакль, безоговорочно, то Самураи произвели на меня весьма странное впечатление. Возможно, режиссёр сделал гениальную вещь (без сарказма), и даже сам этого не понял, как, впрочем, не поняли и все остальные. В финале спектакля я подумала, что это полный п…ровал, но по дороге домой случайно влезла в разговор наших любимых артистов, потом ещё пообщалась с псковскими студентами, посетившими премьеру, и, пока ехала домой, у меня нарисовалась в мозгу некая своя собственная картина понимания этого спектакля.

Да, действительно, спектакль абсолютно феминистический. И на мой взгляд, 7 самураев это есть 7 чувств женщины, вызывающих в её голове определённые мысли, которые, как обычно, говорят в ней все сразу, как артистки на сцене. Вот, честное слово, то, что происходит в первом акте, постоянно происходит в моей голове. Кстати, в спектакле это слушается достаточно хорошо, во фразах и словах есть смыл и даже мерное дыхание, которым заканчивается действие 1 акта как бы означает, что умолкают мысли в голове женщины только тогда, когда она спит. Второе действие я не очень поняла, возможно, это как бы работа женщины, возможно, уборка квартиры, не знаю точно, но это действие нужно было бы сократить по времени, как минимум, раза в два. Сначала я не понимала, зачем по бокам сцены сидят мужчины в креслах, теперь поняла, что они просто сидят и офигевают от мыслей женщин, которые проходят перед их глазами.
Ну, и заканчивается всё на грани харакири, это тоже можно воспринимать так, что жизнь женщины всё время на грани харакири, но она никогда не позволяет себе переступать эту грань.

Девчонки-актрисы, конечно молодцы. Это не «просто постоять», как сказала одна девушка в гардеробе, это большая физическая и, уверена, психологическая нагрузка. Хорошо, хоть завывать по-японски не заставили (или всё-таки это была не фонограмма?), а то б к концу они были выжаты хуже лимонов. Прибавьте ещё, что из зрительного зала во время спектакля периодически уходили зрители, а артисты наверняка это видели. К финалу стало совсем скучно, и многие полезли в мобильники и стали шептаться. Хлопали очень вяло, скорее, из жалости или по привычке.
То есть, либо все акты надо было делать короче, либо как-то объединять 2 и 3. Один час ещё высидеть можно, но полтора часа уже перебор.

Если я таки правильно разгадала замысел режиссёра, то он сделал очень интересную вещь, но не доработал её, потому что выглядит постановка сыро, непонятно и скучно. Сотрудницы театра однажды сказали мне, что простые люди в театр не ходят. Но, вот, сегодня приходили простые студенты всей группой, почти все они пришли сюда впервые. Один парень сказал, что 7 самураев, в его представлении, это должно быть что-то типа драк, сражений и совместного справления малой нужды в пропасть, а в этих 7 самураях он вообще ничего не понял. И девчонки тоже не поняли, видимо, они ещё ни разу не феминистки и у них в голове мыслей ещё не так много, как у взрослой женщины.

Такие спектакли нужно либо объяснять в афише, в анонсе, либо лучше вообще не делать. Понятно, что режиссёр не простой парень, интересный и умный. Но. Прежде, чем подтянуть до своего мировоззрения зрителей, нужно самому хотя бы слегка опуститься до их уровня и попытаться взглянуть на сцену их глазами. В театре не должно быть скучно. Всё, что угодно, только не скучно. Возможно, люди не доросли до таких постановок, возможно, такие спектакли нужно делать в узких, продвинутых кругах, но в Пскове люди ходят в театр отдохнуть или посмеяться, или даже погрустить, но полтора часа погружаться в такой тяжёлый космос, это не для Пскова, здесь и так у людей жизнь не сахар.