О некоторых аспектах подготовки

Андрей Распопин
Военная обстановка, бой, авария или катастрофа всегда были связаны с острыми переживаниями для людей. Стихия войны, чрезвычайной ситуации – это опасность для жизни и здоровья человека. Тем не менее, хотя боязнь и страх перед лицом угрожающей жизни ситуации является объективным чувством самосохранения человека, действительная реакция людей на это, как известно, далеко не одинаковая.
Ощущение опасности у одних превращается в чувство обреченности, делая человека совершенно беспомощным, растерянным, неспособным к целенаправленным действиям, в том числе к активной защите. А у других напротив, угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, побудить выполнять поставленные задачи настойчивее, точнее, быстрее, не ощущая при этом усталости. Одни даже без видимых угрожающих причин поддаются упадническому настроению и тягостным переживаниям, легко вовлекаются в общую паническую реакцию, другие наоборот в той же обстановке проявляют удвоенную ярость и боевой порыв. Бывает так, что от осознания безысходности люди начинают молиться, вручая себя и свою дальнейшую жизнь на решение высших сил, при этом замыкаясь в себе, не реагируя на внешние раздражители. У части людей самосохранение превращается в бегство и трусость, они готовы запрыгнуть в улетающий вертолет, уходящий поезд, невзирая на травмирующие последствия. Тогда как, у других мобилизуется готовность к ответным действиям, решимость идти на определенный риск, основанный на трезвом расчете, или сознательно совершается самопожертвование во имя жизни других людей.
Основываясь на собственном опыте, вспоминается ситуация, когда в 2000 году проводились выборы в Чеченской республике депутата в Государственную Думу. Волей случая довелось оказаться в ситуации, когда пришлось обеспечивать доставку урны с избирательными бюллетенями из одного предгорного села. На момент, когда закончились выборы, из комендатуры района поступила команда – оставаться на ночь в селе. Честно признаюсь, обстановка стала гнетущая. Окружающие меня люди как по команде, стали действовать монотонно, неторопливо выполняя несложную работу. Член избирательной комиссии – женщина средних лет начала истово молиться в машине, читая суры из корана. Один из солдатиков внутренних войск, довольно невзрачного вида, забился в угол внутри нашего БТРа. Прижав к груди автомат левой рукой, правой он безостановочно крестился. «Господи! Спаси и сохрани!» повторялось многократно. Присутствующее начальство, тоже подверглось вирусу паники, который к тому моменту неумолимо вовлекал окружающих. При этом у людей при высоких погонах, а там были как-никак подполковник и два майора, паника выражалась своеобразно. Они искали крайнего, того на кого можно спихнуть все неудачи. Пришлось реально их расшевелить, кого обматерить, кому волшебного пендаля дать, дабы не ползали как сонные мухи по забору. Зато по итогу почти семьдесят человек было выведено к местам дислокации без потерь в темное время суток, обстреляли только свои.
Из перечисленных выше наблюдений следует, что психологическое воздействие опасной обстановки проявляется у людей неоднозначно, представляя индивидуальную ярко выраженную личностную реакцию. Причем, восприятие человеком чувства угрозы может в какой – то мере ослаблено или полностью преодолено. Наряду с индивидуальным характером психологического восприятия обстановки имеет место и коллективное отношение к ней, так как при этом формируется общий психологический настрой.
Соотношение индивидуального и коллективного поведения в угрожающей обстановке и их взаимовлияние имеет сложный характер. В частности отмечено, что коллективный дух обладает способностью гасить повышенную психологическую реакцию отдельных психически неуравновешенных личностей, но возможны и обратные реакции цепного характера, так называемые групповые психозы, возникающие первоначально у психически неустойчивых индивидуумов и распространяющиеся впоследствии на массы окружающих людей, вызывая состояние всеобщей паники.
Отсюда очевидна важность своевременного выявления сотрудников и обучающихся, неустойчивых в нервнопсихическом отношении, профилактическое их обеспечение, целенаправленное индивидуализированное воспитание, особенно воспитание через влияние коллектива.
В последнее время, к сожалению, наметилась тенденция, когда на ответственные должности люди назначаются по звонку свыше, либо из-за особой приближенности к начальству совершенно без учета специфики места работы. Причем, назначенный на должность сотрудник оказывается совершенно неприспособлен к действиям при чрезвычайных ситуациях. Зачастую он теряется в простейших моментах, боится собственного голоса, а уж тем паче людей, которыми руководит. С ними, как правило, общается через посредников, так называемую прослойку, состоящую из различного рода заместителей и секретарей.
Мы живем в эпоху модернизации и оптимизации, когда так называемые эффективные менеджеры вовсю прибегают к сокращениям и внедрению, по их мнению, новаторских методов работы. Однако действительность такова, что больше растет только отчетность, нежели эффективность, а с ней количество использованной бумаги. Все знают, что одними из жертв сокращений стали так называемые школьные фельдшеры, медсестры. На бумаге они как бы есть, только приходят в определенные дни и то  не всегда. Хотя бывают ситуации, когда их присутствие крайне необходимо.
Психология руководства нашей страны, как в старом анекдоте про армянский комсомол, сами себе создаем трудности, чтобы затем их доблестно преодолевать. Не хватает медработников, значит, обяжем всех преподавателей пройти курсы первой помощи. Нет пожарных, значит, запишем всех воспитателей детских садов в добровольные пожарные дружины. Принцип един – спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хотя утопающие в данном случае – это грядущее и нынешнее поколение нашей страны, да и мира в целом.
Не секрет, что в странах Западной Европы оказание первой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации считается чуть ли не подсудным делом. Дескать, если ты не имеешь необходимого медицинского образования, нечего лезть с оказанием первой помощи, ибо тебя могут за это осудить. Известны ситуации, когда первыми на помощь при различного рода ДТП приходили наши туристы. Действуя порой непрофессионально, они спасали жизнь многим пострадавшим. Приезжающие органы помощи, которые по сравнению с нашими действуют вполне оперативно, изначально пытались установить есть ли у оказавших медицинское образование, а потом следовало банальное «вы наверное русские» и непереводимая игра слов.
В девяностые годы прошлого столетия после развала СССР нашу страну захлестнула волна западной демократии, свободы слова и прочих изысков капиталистического мира. Из социалистического прошлого мы стремглав понеслись в светлое буржуазное никуда, как говорится «секс, наркотики и рок-н-ролл». Современная молодежь буквально погрязла в тусовочной жизни, набивая на теле бесчисленные и порой бессмысленные татуировки, прокалывая все возможные части тела, включая интимные. По сути, довольствуясь одним принципом, живем одним днем, а после нас хоть потоп.
Если останавливаться на медицинских аспектах тату и всевозможного пирсинга, то можно отметить, что согласно исследованию специалистов университета Британская Колумбия, люди со значительным числом татуировок, занимающих большие площади на теле, подвергаются повышенному риску гепатита С и других заболеваний крови. Например, в Канаде от 12 до 25 процентов обследуемых, больных гепатитом С, получили его при татуировании.
Касаемо нашей страны суть ещё в том, что юношей с большим количеством татуировок не берут в армию. Ибо, как считают работники военкоматов, если призывник так неадекватно обошелся со своим телом, значит в плане морально-психологической готовности он слаб, а посему чего от него ожидать в обстановке максимально приближенной к боевой, только одному богу и известно.
Согласно доступных источников в СМИ в 2018 году рэпер Face (Иван Дремин) не смог пройти врачебную комиссию для призыва в армию из-за татуировок,  ранее аналогичное решение было принято по призыву рэпера Тимати (Тимура Юнусова). Конечно, это не подразумевает отсутствия в них патриотизма или подверженности нездоровому образу жизни, но факт остается фактом. Сейчас без службы в вооруженных силах и нормального военного билета даже в республиках Северного Кавказа пастухом официально не назначат.
Разве что по серьезному звонку сверху. И вот приходит сей талантливый управленец в татушках, он или она, не суть важно, напортачит дел, а чуть жаренным запахло, вернее комиссией с проверкой, как правило, сливается. По-научному уходит на больничный, здесь годится всё - перелом ноги, руки, простуженное горло, когда говорить даже по телефону не может. А если есть дети, значит должны всенепременно болеть. Ибо дети-цветы жизни, а на них не грех и сбор денег объявить.
Современная Россия к сожалению характеризуется отсутствием устойчивой государственной идеологии и осознанной парадигмы образования. Мы пытаемся отринуть классическую систему образования, как устаревшую, и в то же время осознаем, что новые методики не совсем подходят к нашим реалиям. Казалось бы, если взрослые не могут разобраться в проблемах государства и личной жизни, что уж говорит о подростках, которых школа к девятому классу делит на плохих и хороших. Распределяя дальнейшую судьбу, кому в ВУЗ, а кому в ПТУ или как новомодно говорится лицей или колледж.
У одних подростков подобное разделение вызывает легкое чувство эйфории от якобы принадлежности к высшему разуму, которому впрочем, ещё надо сдать ЕГЭ. А у вторых напротив рост протестного настроения ко всем взрослым без исключения, порой доходящего до такого состояния как А.У.Е. (арестантский уклад един) на всю голову. Хотя бывшие одноклассники продолжают встречаться на дискотеках, в барах или просто тусить по городу, при этом употребляя всякую мерзость. Смешивая несочитаемые, казалось бы, ингредиенты, напрочь забыв о последствиях.
В последние несколько лет в молодежной среде модно было находиться под бутиратом. «Бутират» – это сленговое название наркотического вещества оксибутирата натрия, распространенное, преимущественно, в среде наркозависимых. Изначально это лекарственное вещество, входящее в список жизненно необходимых препаратов, применяется в анестезиологии, неврологии и офтальмологии. Препарат оказывает расслабляющее и успокаивающее действие, а в значительных дозировках вызывает сон и состояние наркоза.  В нашей стране препарат используют для лечения первичной открытоугольной глаукомы (для стимуляции метаболизма в сетчатке) и невротических состояний.
Побочными эффектами приема вещества являются спутанное сознание, галлюцинации и патологическое мышление. Проще говоря, бутират натрия вызывает состояние наркотического опьянения. Среди прочих нежелательных эффектов называют немотивированное чувство беспокойства и нарушения сна. После приема бутирата действие вещества начинается уже спустя 10-20 минут. Длительность состояния наркотического опьянения составляет в среднем 1-2 часа (в комбинации с алкоголем или другими психоактивными веществами – дольше).
Средняя «доза» – 2 мл (в растворе). Препарат потребляют внутрь, обычно используя в качестве мерника пластиковые крышечки от бутылок. Практически не известны случаи, когда подросток отказывался от повторного приема. Первая доза вызывает чувство удовольствия и прилив энергии. Вред бутирата при приеме вещества для достижения состояния эйфории очевиден. Зависимый человек начинает страдать от паранойи.
Абстинентный синдром развивается, как правило, спустя 4 часа после приема последней дозы. Для него характерна тревожность и мнительность, а также непреодолимое желание принять очередную порцию наркотика бутирата. Спустя еще 2-3 часа начинается тремор и нарушается координация движений. Обычно отмечаются проблемы с членораздельным произношением слов.
Последствия употребления бутирата в высоких дозах – это полная утрата самоконтроля и параллельное повышение активности. К числу характерных признаков относятся и провалы в памяти. Наркозависимые могут погружаться в состояние глубокого сна или ступора. Нередко развивается кома. Особую опасность представляет смесь больших доз бутирата с алкоголем; такое отравление грозит летальным исходом вследствие остановки дыхания.
На календаре была примерно середина мая 2015 года, время, когда закончились трехдневные празднования Дня Победы. Народ медленно отходил от майских праздников, настраиваясь на рабочий лад. Учащиеся неторопливо, где в одиночку, а где мелкими группами тянулись в колледж на учебу. Связист стоял в своей видавшей виды черной омоновской форме со знаками различия на крыльце, оперевшись рукой о перила, молча вглядываясь в лица проходивших мимо учеников. Со стороны могло показаться, что он выполнял роль охранника на входе, но это было далеко не так. Ибо уже четыре года прошло с тех пор, как он вышел на пенсию по состоянию здоровья. Пенсия в те годы, на заре переименования милиции в полицию, была не ахти какой, так что после летнего перерыва, включившего в себя получение загранпаспорта и поездку в Болгарию, он устроился на работу в учебное заведение преподавателем ОБЖ.  Где на данный момент отпахал неполных четыре учебных года, по совместительству являясь уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Тематика гражданской обороны для него в принципе была не нова, так как в бытность свою в ОМОНе десяток лет тому назад, он пару лет занимал должность старшего инспектора штаба по ГО и ЧС. Так что был вполне в курсе событий и требуемых бумаг. А вот бумаг требовалось много. По принципу, сделал – напиши, не сделал – дважды напиши. Проблема была в особенностях местного контингента, то бишь коллектива работников образования. До них туго доходило, что они должны делать по сигналам ГО и ЧС. Многие искренне считали, что если завтра война или завтра в поход нас труба позовет, то их эвакуируют куда-нибудь за Урал или на худой конец отпустят в бессрочный оплачиваемый отпуск. Поначалу им в голову даже не приходило, что они просто продолжат работать только со средствами индивидуальной защиты, выданными им из закромов Родины на руки.
С тренировками по сигналам ЧС тоже происходили некие казусы. По сути алгоритмов действий по сигналам было два. Первый – в здании, что-то произошло (пожар, взрыв и т.д) и из него надо эвакуироваться, второй – за пределами здания что-то произошло (авария с выбросом радиации, АХОВ), когда наоборот надо было оставаться в здании, задраивать люки, окна и форточки. Тренировки проводились раз в квартал, причем даты проведения определялись заранее приказом директора ещё в начале каждого года. Плюс персонал загодя предупреждался. Ибо ещё на курсах УМЦ СПб по ГО и ЧС учили, на тренировках вы людей должны водить чуть ли не за ручку, показывая, как надо правильно действовать.
Правда, некоторые горячие головы в лице заместителей по АХЧ и воспитательной работе эпизодически, не сговариваясь друг с другом, предлагали провести внезапно стресс-тренировку с каким-либо задымлением или поджиганием. На что связист, покачивая головой, отвечал, мол, ещё не готов во главе с директором колонной идти в Сибирь лес лобзиком валить. Так как стресс-тренировка подразумевает наличие обученных и экипированных должным образом людей, желательно сотрудников противопожарной службы со специально подготовленной массовкой. А у наших сотрудников, неизвестно какие тараканы в голове, не приведи господь у кого приступ случится или истерика. Вовек не отпишемся и не расплатимся.
Так давайте пригласим пожарных, вещали заместители, они приедут, всё расскажут и покажут. Причём, безвозмездно, то есть даром. Напишем челобитную главному пожарному района и нам не откажут, они ведь должны проводить обучение населения методам и приемам защиты от чрезвычайных ситуаций. Конечно, не спорил связист, приезжать и показывать они должны, только, увы, не к нам. Ибо районный пожарно-спасательный отряд был завязан на администрацию района, к которой мы отношения не имели, будучи в подчинении Комитета по образованию города. По факту, несмотря на наши письма и просьбы, для нас не было свободных машин и сотрудников.
Хотя по телевизору, в основном по местным новостям иногда мелькали репортажи о выездах сотрудников спасательных служб МЧС в народ с показательными выступлениями. Как правило, все показательные мероприятия проводились в сентябре-октябре и в мае. То есть в начале и конце учебного года, сообразно погоде и состоянию боевой спасательной техники. А то мало ли что может случиться зимой, вода может в цистерне замерзнуть или машина не завестись. Лет 5-7 назад в одной из школ Калининского района машина с выдвижной лестницей вообще застряла на спортплощадке в какой-то луже, пришлось тащить лестницу переносную, дабы спустить массовку из окон якобы горящего здания. А всё произошло потому, что главные ворота образовательной организации оказались не по размеру для проезда пожарной техники.
Впрочем, проблемы негров шерифа, собственно говоря, не касались. Продолжаем разбираться, что же было у нас. Задача каждой тренировки с последующей эвакуацией состояла в минимизации потерь среди гражданского населения при соответствующем виде чрезвычайной ситуации. Зная расчетное время прибытия оперативных служб, соответственно вырабатывали алгоритм действий и норматив. Для города контрольное время прибытия специалистов МЧС составляло 10 минут, в Кировском районе, как божился главный пожарный, удалось достичь прибытия за семь минут. От этого старались и плясать, в зависимости от количества групп обучающихся и персонала, а в начале года, как правило, народу было больше, среднее время на эвакуацию было в пределах пяти-шести минут при всех открытых эвакуационных выходах.
Всё красиво было на бумаге, а на деле были и овраги. Как ни крути, как не вдалбывай суворовскую «науку побеждать», где тяжело в учении, а легко в бою, всё равно находится интеллигентная гнида, которой кровь из носу надо провести сверхважную контрольную или суперзачет. Ну не реагирует она на сигналы и детей с собой при этом старается придержать. В этом плане тяжело было с недавно назначенными преподавателями математики, и хотя сам по себе предмет был наукой точной, его адепты простые истины и действия постоянно усложняли. Так было и в этот раз.
Связист поднял мегафон.
- Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!
Развернулся кругом и,  сделав два шага, начал доклад директору.
- Товарищ директор! Личный состав колледжа по сигналу ЧС из здания эвакуирован, время на эвакуацию составило пять минут и тридцать секунд.
- Вольно!
Произнес директор.
- Мастерам производственного обучения и преподавателям доложить о наличии обучающихся по группам.
В ходе доклада выяснилось, что группа слесарей по ремонту строительных машин, как бы есть, только стоит сиротливо без преподавателя и четырех учащихся, хорошистов так сказать. Связист подошел к ним, дабы осведомиться, что собственно произошло.
- Вы понимаете, Андрей Викторович, как только звонки раздались, мы сразу поняли, что это сигнал к эвакуации. Мы же у вас учимся, знаем. Говорим ей надо валить, а она ни в какую. Ну, мы сами и вышли. А пятёрочники с ней остались. Мы ведь правильно поступили?
- Логично, только в следующий раз всех одногруппников прихватывайте. Да и препода тоже. Лишние жертвы нам не нужны.
Выслушав учеников, связист вернулся к директору.
- Ну что?
- Да опять Дашевская чудит со своими контрольными, интересно какие аргументы в оправдание будут на этот раз. Я не знаю, какой она математик, но ЧП ходячее это точно.
- Ну, так разберись, внеси предложение.
- Да какие могут быть предложения, объяснительную надо брать и замечание впаять.
После минутного анализа докладов и сопоставления цифр наличия присутствия учащихся и сотрудников был объявлен отбой тренировки. Народ, воспользовавшись началом 20 минутного обеденного перерыва, отправился кто на перекур, а кто в столовую подкрепиться. Связист, пользуясь моментом, поднялся в кабинет математики, где застал буквально убегающую учительницу.
- Стой! Раз-два! Куда бежим!
Преградил дорогу он.
- Так обед же.
- Обед для детей, питающихся в две смены, а не для сотрудников. А  где вы были, когда был сигнал эвакуации? И почему не все дети эвакуировались?
- Ну, у меня подготовка к зачету была и вообще я подумала, что это уборщица чудит.
- Оба-на, ни хрена себе аргумент! Как вы себе это представляете, девушка? Мария Борисовна в возрасте за шестьдесят пять лет ворвалась в святая святых комнату отдыха вахты, давит на выключатель два раза по шесть коротких звонков, при этом весело помахивая шваброй. Это же бред сумасшедшего, пишите объяснительную на директора.
- Ой!
- Что ой?
- Что так серьезно? Это же просто тренировка была.
На последнее связист не ответил, он развернулся и пошел в свой кабинет писать отчет в пожарно-спасательный отряд района о проведенной тренировке с фотографиями, снятыми на камеру мобильного телефона. После обеда следующего дня он, к сожалению, для себя узнал, что никаких объяснительных и разборов полетов не было. Математичка, основательно подкрепившись в столовой за счет порций, оставшихся от обучающихся, побежала к заместителю директора по УПР.
Жаловалась на свою непростую судьбу и на плохого дядю по ОБЖ, заставляющего куда-то эвакуироваться и писать объяснительные. Зам по УПР (учебно-производственной работе), кстати из бывших математиков, грудью встала на защиту коллеги по цифровому цеху перед директором. Дельце спустили на тормозах, мотивируя тем, что контингент учеников у нас трудный, а хорошие математики к нам не идут. Приходится довольствоваться такими, какие есть. На что связист ухмыльнулся, дескать, ещё одни неприкасаемые появились. Впрочем, учительница в конце учебного года ушла, вернее, вышла замуж и уехала куда-то на просторы нашей необъятной Родины.
А за окошком месяц май, температура стабильно держится в районе плюс пятнадцати градусов. В округе всё массово зеленеет и робко пытается зацвести. Как то незаметно девушки стали носить юбки покороче, выставляя коленки напоказ. Парни пытаются перейти на шорты, однако в шортах в колледж не пускают. Увы, таков наш дресс-код. Многие ученики пытаются откровенно тупить, мол, мы ничего не знаем и ничего не подписывали. Но реальность такова, что ещё первого сентября прошлого года все учащиеся  подписали бумаги о правилах поведения и порядке ношения форм одежды в учебном заведении. Поэтому всех прибывающих в шортах прямо на входе мастера производственного обучения разворачивают домой, переодеваться. Хотя в здании реально жарко как в Ташкенте, ибо батареи греют нещадно. Если в жилых домах их уже давно отключили, то в учебных заведениях они топят вовсю. Открытые окна не спасают, ученики сидят как сонные мухи, обливаясь потом, в моменты прозрения пытаются требовать установки кондиционеров в учебные классы. Основное здание колледжа расположено так, что окна классов и бухгалтерии находятся на солнечной стороне, только два кабинета химии и физики на теневой. Спортзал вообще был спроектирован по южному типу с большими окнами, зимой он особо не протапливался, а весной можно сказать там было вполне себе ничего.
В принципе май сам по себе был месяцем долгожданным, особенно для преподавателей общеобразовательных дисциплин. Ибо в конце мая заканчивались занятия у девятиклассников, они начинали сдавать ГИА. Вторые курсы также вовсю подчищали хвосты перед уходом в июне на сдачу экзаменов по общеобразовательным и некоторым специальным предметам. Как правило, у многих групп второго курса к середине мая занятия по ОБЖ заканчивались, хотя по расписанию они должны были идти до 7 июня. Но связист часто выходил на замену за болевших преподавателей. В этом году часто приходилось проводить уроки ОБЖ взамен математики, так как девушка была довольно худенькая и подхватывала буквально каждый чих в нашем сыроватом климате. Плюс ещё пресловутый ЗОЖ.
С легкой руки нашего уже начинающего казаться вечно молодым президента в тренде был здоровый образ жизни, катание на лыжах с горных склонов в Красной Поляне близ Сочи. Сия «пагубная привычка» не обошла стороной и наш педагогический коллектив. Хотя, стоит признаться, из мужичков никто в любви к лыжам замечен не был, даже директор. Шеф культивировал волейбол, по вторникам лично вёл секцию для детей по данному виду спорта. Главным адептом лыж и палок была наша физкультурница Татьяна и примкнувшая к ней заместитель директора по АХЧ. По ровной местности в принципе у них всё получалось хорошо, а вот в лесу или с горки не очень. Зачастую бывали падения с последствиями.
Это когда ты молодой, болячки заживают быстро. А когда уже под шестьдесят и выше любое падение черевато. В этом году март месяц на больничном провели обе, у кого была травмирована нога, а у кого рука связист особо не помнил. Он доблестно отбарабанил часы ОБЖ взамен ФИЗО и сейчас лениво созерцал через окно второго этажа, как «убиваются» на стадионе учащиеся одной из групп, у которых согласно измененного расписания было 4 часа  физкультуры подряд, а потом 4 часа математики. Директор даже одно время хотел в приказном порядке запретить занятия лыжами и другими экстремальными видами отдыха, правда, не для всех, а для отдельных личностей, упомянутых ранее.
Впрочем, шеф по традиции в мае ушёл в отпуск до начала июня, оставив учебное заведение на заместителя по УПР. Советы руководства по понедельникам она старалась не проводить, по текущим вопросам вызывала к себе напрямую. Уроков у связиста в неделю по расписанию было уже мало, сегодня так вообще один и тот седьмой. Теоретически можно было бы приезжать к обеду, как делала основная масса преподавателей, у кого занятий с утра не было. Однако по просьбам трудящихся масс в лице оставшихся у руля замов и их помощников, приходилось тащиться ни свет, ни заря, как говорится на всякий пожарный случай.
За спиной раздался топот убегающих ног, связист посмотрел вправо на висевшие на стене часы. Две минуты до звонка на первую большую перемену на обед. «Голодающие дети Поволжья» сорвались в столовую и покурить. Офицер вздохнул и, скрестив руки на груди, продолжил смотреть на стадион, откуда гурьбой понеслись ученики на перекур. Обычно те группы, у которых физо выпадало на третий и четвертый уроки, обедали на второй большой перемене, после четвертого. В столовой, находившейся в новом корпусе на первом этаже, было двести посадочных мест. Когда народу было много, кормили в две смены, ближе к началу июня в одну. Сегодня явка была в пределах 138 человек, правда на втором уроке. Некоторые «выдающиеся ученики» как раз приходили к концу второго - началу третьего уроков, дабы отобедав на халяву, слиться на второй большой перемене по тихой грусти из колледжа.
За спиной женский голос невнятно произнес.
- А можно спросить?
Связист повернулся кругом.
- Всё можно, если осторожно.
Ответил он. Перед ним стояла Дашевская, она была в коричневой юбке до колен и такого же цвета жакете. Росточка не шибко большого, метр шестьдесят не более. Черты лица заостренные, если не знать, что она преподаватель, можно было принять за ученицу старших классов. Она стояла и мялась с ноги на ногу, сжав нервно кисти рук. Во блин, подумал связист, стоит как партизан на допросе. А глаза, какие выразительные, прямо жесть. Придется пытать с пристрастием.
- Ладно, докладывайте, что у вас произошло?
- А огнетушитель может так просто взять и пшикнуть?
- Теоретически может, если нарушены условия хранения и эксплуатации. А если его в костер при этом кинуть, вообще полная хрень получится. Надеюсь, у вас в кабинете нет костра?
- Нет.
Ответила она и опустила голову.
- Ну, что ж пойдем, посмотрим на огнетушитель.
Войдя в класс, он про себя отметил, что помещение было не особо большим. Стандартные 15 учебных столов, трехэлементная доска, испещренная формулами с иксами и игреками. В конце класса пара шкафчиков светлого между оранжевым и коричневым цвета, забитых учебниками математики и геометрии, один из которых был подозрительно похож на бывший шкаф из его кабинета, только с оторванной одной ручкой. Связист не поленился, подошел и посмотрел на номер, написанный красной краской на боковой стенке. Инвентарный такой-то, даже табличка сохранилась, что ответственный за противопожарное состояние он. Да уж, фыркнул он под нос, кругооборот мебели в колледже. Сначала чуть ли не в приказном порядке шкафчик отобрали для зама по УПР, потом после закупки новых образцов сбагрили доламывать в математику. Состояние было вполне себе приличным, но чувствовалось, что детишки нет-нет да заглядывали внутрь, когда учителя не было поблизости.
А вот и искомый огнетушитель. Первичное средство пожаротушения стояло на полу, в промежутке между последней партой левого ряда и задней стенкой класса. Огнетушитель порошковый, как его там, ОП-4 сокращенно, масса огнетушащего вещества 4 килограмма. Тушить можно всё, даже электроустановки под напряжением. Помнится год назад в классах были массовыми углекислотные, но по указанию сверху они были заменены на порошковые. Самое интересное, что на ОБЖ продолжали учить, как пользоваться углекислотными, с раструбами. Их продавали за бешенные деньги как учебные, хотя везде в помещениях стояли порошковые.
За счет высокой огнетушащей эффективности огнетушители порошковые являлись наиболее экономически выгодными средствами пожаротушения, исходя из показателя «отношение стоимости огнетушителя к площади тушения». Недостатком порошковых огнетушителей было наличие трудноудаляемых отложений спекшегося порошка после их применения. В принципе пятно от порошка в виде неудачно затертой кляксы белого цвета виднелось на полу.
- Ну что? Всё плохо?
Спросила преподавательница.
- Ну почему сразу плохо? Жертв нет, значит все хорошо. Или как говорят, статистика в пределах нормы.
Отозвался связист.
- Обратите внимание на эту маленькую шпильку на красненькой проволочке, она выдернута.
Продолжил он.
- Ага, и что?
- С точки зрения банальной интуиции её кто-то выдернул и нажал на рычаг. Вот пшик и произошел. Огнетушитель у вас здесь всегда стоял?
- Ну да.
- Вот это и плохо, спрятать его надо от греха подальше, либо к стене приколотить на установленную дистанцию и интервал. Чтоб всегда перед глазами был. А кто тут вообще сидел.
- Да так паренек один, не из лучших. Весь урок как заведенный был, ерзал и ерзал на стуле. Обычно он половину урока спит, а тут вёл себя как король дискотеки. А я под конец урока на доске писала, отвернулась, вдруг что-то пшикнуло.  Этот ученик подскочил и заорал как умалишенный, что огнетушитель взорвался и на него попала какая-то  белая херь. Вскочил и выбежал из класса.
- Да уж, если попала, так попала, отмываться видать побежал. А огнетушитель к себе поближе приберите, мало ли что.
- А вдруг он и вправду поломался. А меня потом зам по АХЧ поимеет.
Не унималась учительница.
- Не поимеет, имелка ещё не выросла.
Успокаивал её связист.
- Мы просто возьмем дело на заметку и наверх никуда не скажем. Вы просто работайте. Учение – свет, а не учение – путь к обезьяне с её низменными потребностями. Ладно, не шалите. А я пошёл, труба зовет, и войско тронулось в поход.
Произнес связист, достав из кармана брюк, настойчиво вибрировавшую трубку мобильного телефона. Телефончик был старый, кнопочный «Samsung» 2005 года покупки, по нему можно было только говорить, да разве что кинуть в кого-нибудь не боясь, что он поломается. Такие любят люди постарше, особенно в эпоху интернет -  изысков. Никаких тебе игр, только «карточный дурак». Связист, правда, жалел иногда, что он недостаточно тяжелый, не такой как первый. «Sony-Ericcson» с антенной, тем вообще можно было отрубить человека.
- Алло, база торпедных катеров, полковник Лобов слушает.
Вообще-то, это был ещё училищный прикол. Но на этот раз всё было серьёзно.
- Товарищ подполковник, Андрей Викторович, будь добр спустись вниз. Это Людмила Николаевна звонит, у нас по ходу ЧП.
- Сейчас буду.
Ответил связист и пошел размеренным шагом в сторону лестницы. Хоть и ЧП, бежать не следовало, ибо бегущий подполковник вызывает панику у гражданского населения. Людмила Николаевна, это так сказать старейшина нашего мастерского цеха, можно сказать, она в колледже была всегда. А начинала, даже страшно подумать, вместе с Валентиной Матвиенко-спикером Совета Федерации РФ пионервожатой в Артеке. Какие это были лохматые годы, проще сказать, это было давно и неправда. Но, то были суровые реалии нашей жизни, а Валентину Ивановну Матвиенко связист пару раз охранял, в бытность её ещё вице-премьером правительства. Много чего знал, но молчал. Ибо есть время, когда надо молчать, а когда действовать.
В вестибюле колледжа было не особо многолюдно, перемена закончилась, народ разошелся по урокам. Только тройка парней из числа обучающихся на слесаря по ремонту строительных машин аккуратно заносила «некондиционного» ученика внутрь.
- На бок его ложите, что с ним?
На ходу бросил связист.
- Андрей Викторович, мы ей богу не знаем, мы просто курили. А этот чёрт, как побежал из шараги, как побежал.
- И что?
- Ну, мы думали перемена, на перекур торопится. А он споткнулся и башкой об машину треснулся. Сразу подскочил и через дорогу к магазину «би-би», там об поребрик зацепился и опять головой об стоящую машину. Снова вскочил, рванул на трамвайную остановку,  там его взрослые мужики скрутили, а то бы точно под трамвай кинулся.
- Да уж, ни хреново девки пляшут. Положили. Молодцы, а теперь давайте дуйте на уроки.
- А может помочь чем, Андрей Викторович? Такой облом на математике сидеть.
- Идите быстрей, звонок уже давно прозвенел, а то двойки схлопочите по итогам года. А здесь постараемся своими силами справиться.
Но силы как раз таки требовались здесь. Ибо, как только паренька положили на счетверенные металлические кресла, стоявшие вдоль висевших на стене зеркал, он тут же попытался подняться и убежать. Однако связист, крепко ухватив его за плечи, удержал учащегося от очередного побега в никуда.
- Лежать, твою мать! Скорую вызвали?
Бросил в сторону вахты офицер, пытаясь удержать извивающегося как уж подростка.
- Вызвали.
Отозвалась присевшая рядом у изголовья ученика Людмила Николаевна и начала нежно гладить того по русым волосам, при этом приговаривая.
- А ты, куда побежал миленький? Успокойся, всё будет хорошо.
Она неспешно вытирала платком, появившуюся на лбу обучающегося испарину. Тот какое-то время продолжал вырываться, но мгновение спустя неожиданно смяк. Обезумевшие до сего момента глаза закрылись, дыхание стало размеренным и ровным. На минуту обстановка нормализовалась, связист ослабил хватку и огляделся.
Паренька он вспомнил сразу, так как тот заходил с утра с бутылочкой из-под минералки наполовину заполненной. Был так сказать весьма в тонусе. То бишь бодр. Об успехах его в учебе сказать особо было нечего, болтался между тройкой и четверкой по ОБЖ. Про таких обычно говорят, в пьянстве замечен не был, но по утрам жадно пил холодную воду и квас. Лицо было бледное, вокруг правого глаза слегка грязное и помятое. Не  иначе как правой стороной машины таранил. Других повреждений в виде ссадин и синяков особо не наблюдалось. Куртка бежевого цвета, матерчатая снизу была испачкана в земле. На правой коленке джинсовых брюк виднелись следы потертостей, скорее всего об асфальт.
 Падал сугубо правой стороной, сделал вывод связист. Главное, что живой. Про себя отметив, что матерчатую кепку под цвет куртки он, видать, потерял. Оказалось, нет. Ибо неожиданно заверещала женщина, сидевшая на вахте.
- Андрей Викторович, Андрей Викторович! Тут скорая звонит. Спрашивает, полюс у него есть?
- Какой на хрен полюс? Северный что ли?
- Да нет. Медицинский полюс.
- Ну, так говорите полис. Отколь я знаю, я же не медик.
При этих словах паренек, недавно на глазах задремавший, очнулся и предпринял попытку сбежать. Связист прихватил его за плечи и постарался уложить на стулья. Однако ученик начал усиленно взбрыкивать ногами, по счастливой случайности не попадая по висевшим рядом с ним зеркалам. Тут в фойе из спортзала подошел физрук Дмитрий.
- Андрей Викторович! Тут он кепку оборонил.
Произнесла вахтерша.
- Какая на хрен кепка.  Ноги, ноги держите! Дима давай помогай!
Дмитрий сноровисто подбежал и ловко подхватил взлетавшие чуть ли не под потолок ноги обучающегося. Ученик с остекленевшими как у зомби глазами минут пять настойчиво пытался вырваться.
- Ну что ты миленький? Успокойся, вспотел уже.
Приговаривала Людмила Николаевна, вытирая платочком пот с его лба и неожиданно появившуюся белесую пену в уголках губ. На её словах паренек пару раз конвульсивно дернулся и в очередной раз неожиданно смяк. Связист проверил пульс на шее. Сердце вроде бьется, дышит ровно.
- Вахта, что там со скорой?
- Спрашивают, а родственников предупредили?
Отозвалась вахтерша.
- Вот блин, я ему что – классный руководитель. Почём я знаю, кто его родители?
Возмутился связист. Но тут в фойе колледжа спустилась из учебного корпуса Елена Григорьевна – мастер производственного обучения, она же можно сказать классный руководитель. Женщина, несмотря на предпенсионный возраст, была импозантная и весьма голосистая, усиленно посещала спортзал и бассейн. Блюла фигуру так сказать. В руках у неё был телефон Samsung типа айфон.
-  Ой, что это с ним? А ведь с утра был такой бодренький. В столовой видать переел.
- Ага, грибов галлюциногенных. Родственникам звоните, скорая едет.
Отозвался связист, продолжая удерживать учащегося, который услышав речь своего мастера производственного обучения, предпринял попытку вырваться и взбрыкнул ногами.
- Дима, ёрш твою медь, ноги не отпускай. Ну что там родители?
Буквально прорычал связист.
- Вне зоны доступа. Дедушка есть, но он неподъемный. Дядя в Ленобласти. Я даже не знаю, кому из них звонит.
- Звоните хоть чёрту, лишь бы в курсе были.
- Это понятно. А что так грубо то?
Отозвалась мастер производственного обучения.
- Ну, если грубо, твою дивизию, тогда держите сами. Дима отпускай, пошли на уроки.
Произнес связист и, поднявшись,  отпустил обучающегося. Тот поначалу секунд пять лежал неподвижно, ошалело бегая из стороны в сторону глазами. А затем постарался рвануть в сторону, казалось бы, недалекого выхода из колледжа. Однако связист, обхватив его двумя руками за талию, вернул беглеца на скамейку.
- Лежать обморок, лежать! От меня ещё ни один преступник не уходил.
Паренек судорожно дернулся пару раз в крепких объятиях, после чего в очередной раз, закатив глаза, забылся и обмяк. Елена Григорьевна тем временем под шумок возникшей возни неспешно отошла по коридору в сторону спортзала, где продолжила названивать родителям пацана по телефону.
В этот момент в фойе колледжа вошли сотрудники скорой помощи. Это была фельдшер -  женщина средних лет в синей куртке со светоотражающими полосами и стетоскопом на шее, а за ней двое дюжих мужчин в таких же куртках, ростом под метр девяносто. Один, судя по всему, был санитаром, а второй водителем. Так как он попросил вахтера открыть ворота, дабы подогнать машину к запасному выходу из здания.
Выражение лиц мужчин бригады скорой помощи при этом было каменным, ничего не выражающим, оттого немного пугающим. На ум невольно пришли строки из песни группы «Агата Кристи», «а по лесам бродят санитары, они нас будут подбирать, эй сестра лезь ко мне нары и будем воевать».
После пятиминутного расспроса про родственников и медицинский полис, ученика передали в руки медиков. Физрук и связист вместе поднялись на второй этаж в методический кабинет за журналами на очередной уже начинающийся урок. Ибо сорок пять минут, проведенные в борьбе за состояние обучающегося, пролетели незаметно. Кстати, как отметил про себя преподаватель ОБЖ, скорая приехала аккурат на 27й минуте с момента вызова. Так сказать уложились в правило золотого получаса. Отправляясь по рабочим местам, кому в спортзал, а кому в класс, преподаватели заметили, что машина скорой помощи ещё не уехала. Она стояла возле запасного выхода из колледжа и методично раскачивалась из стороны в сторону.
- Видать опять бушует наш пионер. Андрей Викторович, может пойдем, поможем сотрудникам скорой?
Произнес Дмитрий.
- Дима! Машина скорой помощи это не наша юрисдикция, не дай бог мы слишком хорошо поможем. Пусть сами разбираются, ты же видел, какие там мордовороты.
- Ну да.
Отозвался физрук.
- Вот-вот, пошли преподавать, к тому же ещё журналы заполнять надо. Отчеты писать о проделанной работе. А то потом скажут, что мы полгода ни хрена ни делали.
Преподаватель физкультуры согласно  кивнул и трусцой побежал в сторону спортзала.
Спустя два дня после происшествия связист решил поинтересоваться у мастера производственного обучения о дальнейшей судьбе пострадавшего ученика. На что ему лаконично постарались объяснить.
- Да не было ничего.
- Как так не было? Закатывание глаз, пена изо рта. И нас, значит, не было.
- Были почечные колики, так в диагнозе написано.
- Каком таком на хрен диагнозе?
- Медицинском. Родители его предоставили.
- О как! А сам-то этот потерпевший где?
Буквально кипя от гнева, произнес связист.
- В Турции с родителями здоровье поправляет.
- Во блин, хорошо видать ему на пляже загорать. А учиться то когда будет?
- Ой, да вы же не знаете. Его родителям только диплом о его среднем образовании нужен. А учиться у нас всяко легче, чем в школе.
Отозвалась мастер производственного обучения.
- Так что диагноз был проплачен?
- Ну, разумеется. Вы же главного не знаете. У него друг был, в Котяна учился. Его как раз за неуспеваемость отчислили. Так он в тот день на трамвайной остановке от передоза умер. Вон оно как.
- Да уж суров наш мир. И до чего чудны крестьянские, блин, дети. Выходит, если бы мы его тогда не прихватили, задолбались бы потом объяснительные прокурору писать.
На этих словах связист поправил висевшие на форме нагрудные знаки и, удовлетворенно фыркнув, отправился в класс, готовиться к очередному уроку ОБЖ.