Почему человечество глупеет

Александр Щербаков 5
Еще со времен известного романа «Отцы и дети»   русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883), написанного в 60-е годы XIX века, ведется полемика между разными поколениями людей.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени, и нашли отражение в мировоззрении.  Возможно, и революция в России произошла под воздействием на умы этого романа, как и произведений Герцена, а затем сторонников марксизма.

Так или иначе, спор  между старшим поколением, которое считает себя более образованным, более житейски опытным, чем молодежь, продолжается до наших дней.  И вот появились исследования, которые подтверждают, что человечество глупеет.  По крайней мере, за последние полвека человечество в целом поглупело, выяснили ученые.

Начиная с середины 1970-х годов показатели IQ падали в среднем на семь пунктов для каждого следующего поколения. Одни специалисты связывают это с продолжающейся эволюцией человека, другие — с законами генетики, третьи — со стремительным развитием технологий.

Что такое IQ, и как он характеризует умственные способности человека.
Коэффицие;нт интелле;кта (англ. IQ — читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида). Определяется с помощью специальных тестов (таких как тест Айзенка). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 85 и 115 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

Прежде чем перейти к выводам ученых о том, что человечество глупеет, хочу сказать, что коэффициент «ай кью» для всего человечество сродни средней температуре по больнице.  Ученые проводят тестирование у ряда человеческих особей в разных странах, потом полученные данные экстраполируют на все человечество, и у них  получаются какие-то цифры этого самого коэффициента в разные годы, когда проводились исследования.  Все зависит, где проводились исследования, верно? Не думаю, что в середине прошлого века ученые проводили тестирование где-нибудь в Африке или среди  арабов на Ближнем Востоке.

А теперь перейду к некоторым исследованиям ученых и их выводах.  Оказалось, что у  верхнепалеолитических людей и неандертальцев мозг был крупнее нашего. В среднем у мужчин его объем составлял больше 1500 кубических сантиметров против современных 1425. Были ли они умнее нынешних Homo sapiens — большой вопрос, но некоторые исследователи находят положительную корреляцию (пусть и незначительную) между размерами этого органа и уровнем интеллекта. А вот часть тех же ученых не готовы согласиться с их выводами.  Мозг того же Ленина и Сталина весил даже чуть меньше, чем в среднем у других представителей рода человеческого, но назвать их с низким уровнем интеллекта язык не поворачивается.

По мнению российского антрополога Станислава Дробышевского, большой размер мозга древних людей, скорее всего, обусловлен суровыми условиями существования.
Кроманьонцам и неандертальцам все жизненно важные сведения приходилось держать в голове, так как искусственные носители информации, например книги, еще не изобрели, а умудренные опытом старики встречались крайне редко. Ведь средняя продолжительность жизни была очень мала.

Современные люди, наоборот, оказались практически в тепличных условиях — одежду, пищу, информацию они получают уже в готовом виде, а накопленные поколениями знания хранятся на внешних носителях. В такой обстановке большой прожорливый мозг, потребляющий до 20 процентов (известный ученый Савельев считает, что до 40%) вырабатываемой организмом энергии, становится не нужен. Вероятно, поэтому в последние 25 тысяч лет наблюдается его постепенное усыхание. Причем за предыдущие десять тысяч лет он ужался почти на пять процентов.

Антропологи из Чикагского университета связывают такое заметное уменьшение мозга с мутацией, которая появилась у земледельцев Ближнего Востока около шести тысяч лет назад. Сегодня большая часть представителей человеческой популяции — ее носители, поэтому тенденция, по всей видимости, сохранится.

По мнению генетика из Стэндфордского университета (США) Джеральда Крэбтри, за последние три тысячи лет человечество перенесло как минимум две генетические мутации, плохо сказавшиеся на интеллекте. В будущем, скорее всего, произойдет еще несколько подобных изменений. К такому выводу он пришел, основываясь на частоте, с которой в человеческом геноме возникают вредные мутации, и предполагаемом количестве «умных» генов.

Ученый указывает, что скачок в развитии когнитивных способностей и оптимизация работы генов, отвечающих за интеллект, случились еще до того, как наши предки вышли из Африки. Там им приходилось существовать в довольно суровых условиях, поэтому выживали самые сильные, умные и наиболее приспособленные к среде обитания. Иными словами, естественный отбор работал на улучшение интеллекта. После миграции в Европу человеческая жизнь значительно упростилась.

Развитие сельского хозяйства, возникновение городов, прогресс медицины фактически свели на нет естественный отбор. В популяции появилось большое число индивидов с плохими мутациями в ДНК. В результате интеллект стал постепенно снижаться.

Парадоксально, но в ХХ веке фиксировалось повышение уровня интеллекта. Это обнаружил в 1984 году американский психолог Джеймс Флинн, вычисливший, что с 1932-го по 1978 год в США средний показатель IQ увеличился почти на 14 пунктов. Его данные впоследствии подтвердились во многих странах. Хотелось бы узнать, каким образом и где они проводили свои исследования.  И главное, в каких странах. В СССР с начала 30-х годов проводилась культурная революция, все молодые люди получали вначале начальное, а потом и семилетнее образование, что не могло не сказать на их умственных способностях.

Однако в прошлом году норвежские ученые, проанализировав результаты тестов более семисот тысяч человек, пришли к выводу, что начиная с 1970-х годов средние показатели интеллекта постепенно падают — примерно на семь пунктов для каждого следующего поколения.

Так, IQ рожденных в 1969 году примерно на три балла выше, чем у людей, которые старше их на семь лет, — 102,3 против 99,5. Но затем ситуация меняется: у прошедших тест добровольцев, появившихся на свет в 1989 году, средний результат уже меньше — 99,4 балла.

Это явление прослеживается даже в отдельных семьях, где старшие братья лучше проходили испытания на интеллект, чем младшие. А значит, дело, по-видимому, не в демографической ситуации или распространении менее удачных генов в популяции, отмечают авторы работы. Вероятно, на падение показателей IQ, с одной стороны, влияет перемена образа жизни — развитие технологий, изменения в образовании и воспитании, а с другой — несовершенство самого теста, который не способен оценить уровень интеллекта современного человека.

По-видимому, эти норвежские ученые набрали более семисот тысяч человек или большую их часть в своей Норвегии?  Не ездили же они по всему земному шару.  Если их выводы верны, то получается, что это в Норвегии народ глупеет. Причем здесь народ  в России?  Хотя я думаю, это прослеживается и у нас, особенно после реформы школьного образования в пост-советское время.  Да, дети умеют легко управляться со смартфонами и гаджетами, но не знают таблицы умножения.  Да что дети. Штурманы океанских лайнеров не могут определить свое место  океане, если прекращают действовать системы позиционирования по спутникам.  Норвержцы ведь посадили свой военный корабль на камни, а потом обвинили в этом Россию, мол, она глушила сигнал со спутников, чтобы узнать, где корабль находится.

Сейчас, когда в Европу сбежались миллионы мигрантов, как правило, без не то что высшего, вообще  без образования,  «ай кью» в Европе вообще должен упасть, согласитесь.  Но вывести этот коэффициент  в Европе вряд ли удастся, какой мигрант будет добровольно  проходить тест.  Да и у нас в России что-то я не замечал, что кто-то его проходил.  Так что данные выводы ученых я лично ставлю под сомнение.

Или вот такие. Когнитивные способности людей могут снижаться из-за сильного загрязнения окружающей среды, отмечают испанские исследователи.

Они замерили уровень вредных примесей в воздухе около 39 начальных школ в Барселоне, а затем протестировали интеллект учеников. В экологически благополучных районах результаты у школьников в среднем были лучше.

Похожие данные получили ученые из Ланкастерского университета (Великобритания), проанализировав выборку из 18 тысяч маленьких британцев. Они обнаружили, что дети с умственной отсталостью чаще своих сверстников проживают в местах с высоким загрязнением воздуха.

А может, эти ученые перепутали причину со следствием?  В районах с высоким загрязнением окружающей среды обычно живут люди малоимущие,  с низкой квалификацией. Им некогда заниматься своими детьми, которые проводят свободное время на улице в окружении таких же мало знающих сверстников. Откуда у них будет высокий «ай кью»?

Вот у нас недавно опубликовали данные о загрязненности российских городов. Самый неблагоприятный город  для жизни в этом отношении – Махачкала.  Недалеко от него ушли еще ряд городов. Вот бы провести у детей этих городов тестирование и сравнить с показателями  детей из благоприятных городских условий. Или сравнить  коэффициенты у городских и сельских жителей  и сделать свои выводы. Дарю темы для кандидатских и докторских диссертаций.

Из всего вышесказанного могу сделать только один вывод – ученые попали пальцем в небо, говоря о том, что человечество глупеет.  Нет у современной науки четких критериев и доказательств для этого утверждения.