Параллели. История одного сироты

Ядан Авиш
История одного сироты. Параллели

«Человек приходит в этот мир один и уходит из него один» (поговорка)

В пятой и шестой главах первой песни «Шримад Бхагаватам» мы встречаемся с очень важной историей. Её мудрецу Вьясадеве, автору «Шримад Бхагаватам», рассказывает его духовный учитель, Нарада. Эта история жизни Нарады, история становления сироты вечным слугой Господа.
Этой историей вдохновляется Вьясадева на написание «Шримад Бхагаватам».

Чем же эта история и «Бхагаватам» интересны западному читателю, искателю истины? Ответ: они запечатлили в себе Источник и первообразы и поэтому наиболее полно освящают путь движения к Богу вдумчивому исследователю.
Прекрасная особенность философии древней Индии в её практичности и открытости каждому.

Итак, из «Бхагаватам» мы узнаём, что в 5 лет Нарада встретился с великими мудрецами, которые посвятили его в служение Абсолютной Истине при том, что мальчик имел низкое происхождение – был сыном служанки и не знал отца. Вскоре мальчик потерял мать, она погибает от укуса змеи. Еще до смерти матери мальчик уходит в школу брахманов, таким образом, ставя жизнь с Богом в центр своего бытия. Он всецело предаётся Господу.
Восприняв уход матери через призму трансцендентных знаний, Нарада предаётся практике преданного служения, которое делает его вечным слугой Абсолютной Истины.

На Западе Сократ говорил своим ученикам об истинной добродетели, т.е. мудрости, которой, очевидно, обладал Нарада в пятилетнем возрасте как о «дающемся божественном жребии» (диалог «Менон»).
Мудрецы признали Нараду и «передали ему сокровенное знание, которому учит Сама Личность Бога.» (ШБ 1.5.30)

В «Шримад Бхагаватам» мы ни раз находим подтверждение словам Сократа о «божественном жребии», милости Бога. В рамках воплощения человек находится во взаимоотношениях с Богом, прямо или косвенно. И некоторых Он по заслугам, по их зрелости приближает к Себе. А некоторых продолжает испытывать. Путь открыт. Какая-то душа приходит к Богу в рамках одной жизни. Какая-то в рамках нескольких воплощений школы жизни.

У ученика Сократа, Платона в полилоге «Государство», мы встречаем символ «Пещеры», который описывает общее положение людей в отношении к Источнику Абсолютной Истины. Но, как и большая часть информации западной философии, знания передаются для посвященной элиты. Сократ был учителем аристократической молодёжи и говорил иносказательно:

«Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию.. люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры... видят они только то, что у них прямо перед глазами.. повернуть голову они не могут из-за.. оков... обращены (они) спионой к свету.. Начинать надо с самого лёгкого: сперва смотреть на тени, затем – на отражения в воде людей ... и наконец... смотреть уже на самое Солнце.. (Солнце -) причина всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере.»
 
Суть «Бхагаватам», стих ШБ 1.1.1 даёт более полную информацию о положении людей в этом мире и, кажется, являлся вдохновением для платоновской «Пещеры» в описании Источника Всего:

О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы..
Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трёх гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они не реальны... Я медитирую на Него, ибо Он – Абсолютная Истина.

Если брать метафору Платона о «Пещере», Нарада стал «по жребию Богов» в своей человеческой жизни просветлённым и делился светом знания с «прикованными», обусловленными узниками, прославляя Господа и освобождая души. За что был призван стать Его вечным слугой.

Как солнце встаёт на Востоке, так и знания, пришедшие к нам из Индии распространяют свои лучи среди мыслителей Запада по сей день.

Человек приходит в этот мир иллюзорности один и уходит из него, держа один на один ответ перед Истиной как это сделал когда-то сирота Нарада.