Анатомия дедовщины

Максим Оленев
Почему так происходит? Почему со времени, когда служил я, прошло уже 30 лет, а глобально, собственно, в нашей армии не поменялось? Ну да – сократили срок службы, нет больше сапог и портянок. А «неуставные взаимоотношения» (которые в мое время называли «дедовщиной») как были, так и остались. Причем происходят они с системным постоянством.
Сегодня нет молодых и «дедов», а есть лишь те, кто унижает и кого унижают. «Дедовщина» - неотъемлимая часть особо закрытых коллективом.

****

Итак. Первый постулат. Сильный всегда бьет слабого. Это – так называемый закон природы. Это – удел слабых, быть битыми. «Тварь высшая классом ест низших, а низший, в свою очередь, ест еще низших». С равными бороться сложно, да и себе дороже.
Здесь выход очень простой – развивайся, занимайся спортом, ищи возможность дать сдачи и защитить себя.
Второй постулат. Большой всегда бьет маленького. Маленьким от рождения сложно – им всегда приходится защищать себя, но не всегда это получается. Причем продемонстрировать со 100-% успехом. И характерами они не вышли. Народная мудрость – «чем голова ближе к заднице, тем характер хуже».
Большому от природы хочется продемонстрировать свою силу. При этом, естественно, что демонстрация должна носить «показательный характер» - убедительный выигрыш. Не меньше! Доказать свое превосходство – вот основная задача.
В профессиональном боксе есть такое понятие – «мешки на убой». Это не только заведомо более слабый соперник, но и порой боец, который берет деньги за то, чтобы проиграть более успешному конкуренту. Промоутеры, которые «ведут» бойца на профессиональном ринге, зачастую специально подбирают ему таких соперников, чтобы боец победил. И поверил в себя - ведь оправиться от поражений гораздо сложнее. Проигравший, «пробитый» боксер никому не интересен.
Третий постулат. Слабые психикой. Собственно, у тех, кого можно «чморить» (а именно так и называются различные издевательства), все написано на лице. Это – задрот, а вот с этим лучше не связываться.
Четвертый постулат. Большинство всегда бьет меньшинство. Эти сообщества всегда различны. Раньше они группировались по сроку службы: духи (до полугода), салаги (до года), черпаки (до полутора лет) и деды (до «дембельского» приказа). Сейчас такого понятия как «старослужащие» не существует – ротация идет довольно быстро. Но, как мы убедились, от «дедовщины» этого не спасает.
Помимо этого, в Советской Армии существовали различные национальные и «земляческие» группировки. Кавказцы тусовались только с кавказцами, хохлы – с хохлами, прибалты – с прибалтами.
Причем кавказцы в силу исторических причин и менталитета стремились показать свою силу и удаль. Горе тем частям, где кавказцев набиралось свыше пяти человек!
И только русские всегда держались разобщено. Здесь вступал в силу принцип «землячества» - были группировки ребят из Свердловской области, Рязанской, Тульской и т.п. Это зависело от партии новобранцев, которая прибывала на пополнение. Как правило, такие партии (30-50 человек) и составляли основной «костяк» группировки. Больше всего не любили москвичей (в меньшей степени – питерцев), как правило, из-за непомерного «гонора» и самомнения.
Тяжело приходилось «одиночкам». Если ты, например, чуваш или башкир, и в части ты – один-одинешенек. Заступиться за тебя больше некому. Нет «старшего брата», который взял бы тебя под крыло. В дикой природе волки, например, нападают на больных и отставших от стада одиночек. Точно так же и в армии. Если ты один – жди беды!
Пятый постулат. Внешний. Здесь многое зависит от командования части. Прежде всего, на низшем уровне – командира взвода или роты. Начальству всегда выгоден порядок и спокойствие в части, которые им обеспечивала какая-то группировка (не важно по какому принципу она была сформирована). То есть «дедовщина» - это специфическая, дикая форма поддержания дисциплины.
Поэтому, если существуют «неуставные взаимоотношения», значит, они покрываются «сверху».
Командир! Проверяй ежедневно внешний вид своих бойцов, раздевай до трусов и осматривай! Есть ли синяки или царапины? Почему? Увидел такое раз – виновного на гауптвахту!
Шестой постулат. Старший офицер обязан следить за младшим командным составом и требовать с них. А, если нет должного контроля со стороны командира части – будет бардак. Не бывает плохих солдат – бывают плохие коиандиры!
Седьмой постулат. Во многих частях сегодня офицеров заменили контрактниками. А это, как правило, люди без образования – деревенские парнишки, которым некуда возвращаться. Жилья у них нет, работы в деревне тоже, перспектив никаких. Армия для таких людей – единственная возможность «вырваться в люди», такой «социальный лифт» наверх.

****

Собственно, «дедовщина» бывает не только в армии и начинается практически с младенческого возраста. Еще с детского сада. Там индивиды колотят друг друга совсем не по причине иерархии, а скорее ради прикола или потому «что он меньше».
Затем школа. Когда-то министр образования Фурсенко сказал сакраментальную фразу: «Дедовщина начинается в школе» и во многом он был прав!
В советское время существовала и особая «дворовая иерархия».
Ну, и наконец, работа. Если сам по себе коллектив – никакой, то и иерархия там выстроится непременно. Разумеется, как в закрытых сообществах, не будет, но пинки под задницу «опущенные» и зачморенные получать будут постоянно…