Августовские иды-1

Татьяна Латышева
            
                У каждого есть такие места, забыть о которых невозможно,
                хотя бы потому, что там воздух помнит твоё счастливое дыхание... 
                (Эрих Мария Ремарк)
                14 августа

В отличие от уважаемого мной Владимира Павловича (Деда ), который в последней трети жизни ударился в эзотерику, сомнологию и проч. "зерна истины" (с дамами -мемуаристками, его гуру - носительницами всех этих шаманств, познакомилась, готовя книгу о нем), сама я всю жизнь только смутно чувствовала, что предопределенность, магия дат, слов, всякие "параллели и меридианы", разные сигналы - подсказки Судьбы существуют. Чем дальше, тем больше. В иные периоды утешало, хваталась, как за соломинку. Чаще не задумывалась. И все-таки, в сухом остатке, теперь не сомневаюсь в прописанности наших (или иных - кому как больше глянется) судеб. В те минуты острого озарения, которые я с детства называла "чувством времени", в те минуты, когда кто-то "сверху нам подсказывал слова..." (не вспомню сразу цитату) - вопреки здравому смыслу, физическим и проч. земным законам...
Когда ты роняешь что-то вслух или в детском - юном дневнике - и читая это сейчас, понимаешь: "Откуда ты знала это тогда, маленькая дура?" Я не про то, что иные события с участием других людей (одиночных и "стай") были предопределены - просто здравым смыслом, знанием людской несложной вообще-то психологии (кто хочет понять, о чем я, то поймет), не говоря уж об исторических и литературных примерах (у многих почему-то инстинкты это знание заглушают), и произнося в тот момент вслух то, что потом сбывалось с точностью до деталей и времени, я отнюдь не шаманила. Это один из друзей - туристов Сережа Кузьмович: "Шаман ты, Татьяна Васильевна!" Впрочем, моя мама и иные старшие родственницы гадали на картах виртуозно (подруги до сих пор об этом говорят). Не обошлось, небось, без капельки цыганского в крови (Клим Плаксин, наверное,  сможет   научно объяснить?) Одно время было модно себе приписывать такой дар. Сплошные Ванги. Отнюдь. Ни сном ни духом.

       Я  о другом. Про редкое в моей жизни "счастливое" (да и "легкое" - по-бунински - тоже редкое ) дыхание... В тетрадке очень давнего года (одной из августовских): "Мне никогда не будет хорошо так, как здесь, "София", мудрый храм!..." Дальше в размере стиха, но я слишком трепетно отношусь к поэзии и слишком много вокруг было графоманов (атаковывали везде), чтобы говорить о том, что когда-то "писала стихи" - только в качестве стеба и рифм для себя.
Это не имеет (или имеет косвенное ) отношения к "героям былых времен". К "поэмам без героя"( по-ахматовски). А к Судьбе, да,  - имеет. Откуда знала, дура малолетняя? Когда все только начиналось, "и жизнь прекрасна, и цветы у ее ног..." Сколько раз бывала потом у родных в Киеве, столько первым делом,чуть ли не с поезда -- сюда: подышать воздухом своего счастливого дыхания. Кузина Лариса: "В "Софию", небось? Поешь хоть сначала!"                                                                   
   ...И в тот Новый год, когда приехали из Курска встречать его огромной родственной компанией, и (в не меньшем составе) на свадьбу племянника... И  в лето, которое моя собственная родная София, провела в киевской онкологии... Уже были куплены билеты на самолет, завтра вылет из Борисполя по месту службы офицерской семьи, в Москву, а потом в Германию, когда на безмятежном речном песочке в Конче-Заспе (база отдыха, двоюродный зять-спортсмен,тренер) она вдруг сказала мне то, что год (такая умная и грамотная моя сестра!) не говорила никому, кроме подруги-врачихи, которая ее почему-то успокоила, хотя, как потом сама сестра говорила: "На первой странице учебника..."(Господи, как страшны эти "военные тайны"!) . И тогда:" Только матери не говори." Но я не стала клясться нашим семейным "Скажи:"чтоб ты(она) так жила!" (попробуй, нарушь потом! ) И все тут же завертелось. Билеты были сданы, клиника и профессор найдены. А мне с пятилетним Фимкой пришлось срочно улететь - у ребенка свинка, а в квартире еще трое детей, не считая соседских. И потом все лето: маршрут Курск-Киев. До сентября. И прилетев очередной раз, 14-го августа, и, нагруженная "в руках и зубах" приготовленным мамой и переданным из Курска (нас тогда было много!), по дороге в больницу(три вида транспорта: метро-автобус-троллейбус), я маршрут усложнила: София Киевская - София Курская (Сибирско-Прибалтийская: судьба офицерской жены, - по лесам и гарнизонам, "по диким степям Забайкалья" - с ее ослепительной красотой, интеллектом и прочими достоинствами в одном флаконе - редкий набор) -  и снова София Киевская...

 ....Не знаю, чего это меня повело. Есть добрые и чужие  (недоброжелаельные)глаза и уши. "Душу, как книгу - никому, порвут." Но все равно уже порвали. И "каждый слышит - как он дышит..."Понимала и никогда не следовала. Но..."поздняк метаться!" (цитируя одну заслуженную работницу культуры). "Какая есть. Желаю вам другую".- Анна  Андреевна и  продолжая  ее лейтмотив - одна  из любимых бардесс( правда, не любят они этого слова). "Я-то живу, ничего не тая,
как на ладони вся боль моя,
как на ладони вся жизнь моя,
какая ни есть -
вот она я!" (Вероника Тушнова. ) Искренность ценят и  прощают (верят в нее)    только сами на нее способные. И еще...самодостаточные. Маловато по жизни встречала, но бывает, что бывает. И отнюдь не в количестве прочитанных книг тут дело и прочих условий. (Про "общую песочницу" не люблю. Неправда. Не раз убеждалась. Впрочем, про нее у меня и вовсе конкретная ассоциация, в прямом смысле (Не к ночи будет помянуто!).
Наверное, кто-то считал это изощренным видом "еврейской хитрости" - одна коллега призналась однажды. И роскошный комплимент(чесслово, именно так восприняла):"... А ты, оказывается, Латышева, просто дура!" Но...поздняк метаться. Помоги, дуре-иудейке, Святая София!               
                14.08.19.