Переполох в Мусине, эпилог

Ольга Верещагина
Я села в автобус. Леша закрыл двери, гуднул  на прощанье  деду Макею, и  мы поехали домой.  В автобусе  воцарилась натянутая, какая - то непонятная тишина. Всем хотелось говорить и делиться впечатлениями, а все вынужденно молчали,  обдумывая случившееся.


Я сидела и смотрела на пробегающие мимо автобуса деревья  и  кустарники. На душе у меня было грустно и неспокойно. Грустно от того, что приходилось уезжать, так и не поговорив,  с дедом Макеем, а не спокойно от того, что я не знала, как там мои дети, и я не знала,  правильно  ли  я поступила, уступив своему желанию,  встретилась с  дедом Макеем   и провела,  с ним ночь. Я всегда поступала, как полагается, не нарушая этики и эстетики, кодекса чести семейной жизни, но что из этого  вышло с моей семьей? Итог прост – она  распалась. Как я жила одна с двумя детьми, никого особенно не волновало. Что мы ели или пили,  что носили,  и хватало ли заплатить за обучение в школе? Нет, не хватало.     Вот,  я и моталась по этим грошовым концертам, за десятку, а то и за пятерку, чтобы  хоть как – то залатать бюджет. В эти восьмидесятые сложные годы, разве я  могла думать о чем – то таком,  ином, чем о том, как накормить, одеть, обуть  своих  детей,  и где достать деньги на это,  тем более о своем   женском счастье  или  мужской преданности,   и  желании просто  радоваться жизни рядом  с кем -то. Мне было тридцать,    с  небольшим,   а я чувствовала себя  умудренной старухой, что я не могу сказать сейчас о себе, в 61 год. А эта встреча с  дедом Макеем   все во мне поменяла. Это тогда я поняла, что такое счастливая женщина и какое значение это имеет в жизни. Я воочию увидела, как меняется в одно мгновение жизнь и сам человек, и как мало для счастья надо.  Не знала, что с этим делать, как мне дальше жить, но понимала одно, что так, как я жила, я больше жить не могла.


- Ну, и чего сидишь, помалкиваешь? Где ж ты, наша праведница,  ночку ночевала,  чего молчишь?  Мы же тебя потеряли, думали волки загрызли, так хоть бы валенки оставили, так и их не нашли -  хихикну  Петюня, подсаживаясь ко мне, и тем самым прервав мое размышление.


- Ну, кайся,  Магдалена – грешница. Совратила старца, али нет? Устоял … -  поддержала его Ленусик.


- А вот и не скажу. Вы же меня там, в общей избе,  бросили, а я помогала посуду убирать,  и  балалайку искать надо было. А что было или нет, это наш секрет -  заулыбалась я в ответ,  на подначки  моих попутчиков.


-Да, ладно, не скромничай… . Так мы тебе и поверили. Дед Макей, как сел в Афанасьеве в автобус, так и глаз с тебя не сводил.  Видели,  все видели.  Сколь  ему исполнилось  то годиков, а тебе? И не стыдно старичков соблазнять -  во всю веселился  Петюня.


 -  Это наше дело, зато парёнки из тыквы с медом попробовала.  Дом его посмотрела. А лет ему уже 87, а мне 35, что с того, дело молодое, а что завидно -  отшучивалась я, понимая, что это жизнь и она меня не обошла стороной. Все, как у людей,  и счастье,  и грех случился,   и радость от того, что случился,  и смущение, что это не смогли скрыть  его. В  общем,   моя жизнь изменилась, и наполнилась живым смыслом  и  ощущениями,  и это меня радовало.


Тем временем автобус выехал на асфальт  и остановился.


- Ну, вот и все. Выехали. Перекур минут,  десять.  Девочки налево, мальчики направо, или наоборот, и домой – весело почти пропел Алексей, радуясь, что  выбрались из леса.


- Ура!!! Ура!!! Ура!!! -  прокричал  Петюнчик,  выскакивая из автобуса  и подпрыгивая на месте  -  Ну я направо и мальчики со мной.


Мы тоже вышли. Нужно было осмотреться и немного размять ноги перед трехчасовой  поездкой. А мне еще хотелось постараться запомнить этот поворот и дорогу, на случай если, вдруг, захочу вернуться, такие мысли меня посещали. Мне, казалось, что сюда я еще вернусь, все осмыслю, прочувствую и вернусь. Почему? Да потому,  что здесь в этом лесу, на реке Каме  и  этой, богом забытой,  деревне  Мусино, случилось, неожиданно, как  лешак  накликал, мое маленькое  женское счастье.


Я обошла автобус вокруг, когда мужчины уже вернулись в автобус, я   внимательно осмотрелась, и нашла  приметы этого поворота. Там в мерах в  десяти от поворота росла раскидистая, ветвистая огромная сосна, а рядом были только березки и осинки. Вот эта кряжистая сосна и напомнила мне деда Макеея и его бабий батальон, деревни Мусино.  И тогда я поняла, что обязательно еще сюда вернусь.


- Ольга, ну чего прохлаждаешься, или решила пешком назад бежать? –  прервав  мои изыскания  и размышления, окликнул меня Алексей –  все поехали, а то дома уже ждут.


Я быстро вернулась в автобус,  и мы поехали домой.
 

А что было потом? Спросите вы, мои дорогие читатели.


А было вот что. Я написала  деду Макею письмо.  В письме я ему рассказала о себе и моей семье. О моих детях и что нисколько не пожалела о той,  совместно, проведенной  ночи в деревне,  и что собираюсь приехать  навестить их.  Макей,  через месяц  мне написал, и мы договорились,  что он меня встретит на Рождество на повороте.


Когда я садилась в  автобус, подошла к водителю поговорить и рассказать, где нас высадить, чтобы он остановил на повороте, но водитель сказал, что знает, где это и остановит, там есть теперь указатель. Меня это обрадовало и успокоило, но когда автобус подошел к повороту на Мусино, моему удивлению не было предела. У поворота на проселок в сторону деревни  показывал направление  резной указатель, с надписью "деревня МУСИНО  25 км", и  стояла рубленная,  из мелколесья беседка. В беседке стоял маленький стол и скамейка сделанная из  бревенчатых половинок, а на скамье важно восседал дед Макей. 

Вот таким образом  я вернулась в деревню вместе с детьми.   Мы провели три замечательных дня вместе. Кама к тому времени уже встала,  и дед Макей встречал нас  на лошади, запряженной в сани. Дети были счастливы, а о нашем секрете они и не знали. Для деда Макея  это было большим счастьем, встретить Рождество в кругу семьи. Он жил один, детей у него не было, его единственный сын погиб молодым, так и не успев жениться, а больше у него детей не было. Мы стали отчасти,  его семьей. Мы иногда навещали его. Летом мы приезжали за грибами и ягодами. Дед Макей стал дедом моим детям, и очень близким мне человеком.


Так закончилось одиночество деда Макея и случилось мое маленькое женское счастье, жаль, что продолжалось оно не долго. Через  четыре  года, случился в деревне пожар, и дед Макей полез в хлев вывести  скотину,  а его там придавило  балкой. Страшная смерть прекратила жизнь удивительного человека,  полного сил и надежды на счастье жить.


Вскоре после пожара, умерла Любка, и люди стали покидать деревню. Я не знаю, что сейчас стало с деревней, но 5 лет тому назад, я заезжала на кладбище, там оставался только один жилой  дом – особняк, и только старая беседка, свидетельница тех времен еще стоит на повороте, обрастая ивняком. Водители сейчас редко останавливаются около нее и то, только в грибную пору.

Вот,  такая грустная история случилась со мной и дедом Макеем.  Любите, берегите себя,   и любовь вернется, и  подарит вам счастье. Только у счастливых  людей и родителей, бывают счастливые дети.